Методико-консультативная работа с педагогами

Профилактика школьной дезадаптации является важным направлением работы школьного коллектива. Задача педагогического коллектива сделать жизнь в школе максимально комфортной для подростков.

Работа с педагогами проводится в виде семинаров, на которых классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами, решение которых необходимо для преодоления школьной дезадаптации, тактикой общения с детьми и помощи им.

Основные задачи, решаемые педагогами совместно с психологом по профилактике и преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации у подростков.

1. Стабилизация эмоциональной сферы ребенка со школьной дезадаптацией.

2. Развитие волевой регуляции.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Оптимизация психологического климата в классном коллективе.

5. Создание условий для максимальной психологической адаптации.

6. Развитие у подростков мотивации в достижении.

Эффективными средствами решения поставленных задач являются индивидуальные и групповые консультации, семинары-пратикумы, педсоветы, родительские собрания.

Нами была разработана тематика педсоветов, направленных на обучение педагогов средствам и приемам профилактику и преодоления деструктивных последний школьной дезадаптации.

1. "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса".

Цель: создать план работы коллектива по личностному росту дезадаптированных подростков.

2. Проблема формирования у дезадаптированных учащихся навыков самооценки и самопознания.

Цель: познакомить с особенностями процесса самопознания и самооценки, выработать алгоритмы формирования самооценки и самопознания у дезадаптированных подростков.

3. Поиск средств и форм работы с дезадаптированными подростками в зависимости от типа их личностной направленности.

Цель: познакомить с особенностями дезадаптированных подростков в зависимости от типа их личностной направленности; создать психологически комфортные условия, способствующие осознанию педагогами своего стиля педагогического взаимодействия с обучающимися подросткового возраста, имеющими школьную дезадаптацию; определить средства и формы работы с дезадаптированными подростками в зависимости от типа их личностной направленности.

4. "Как помочь им захотеть учиться?" (см. Приложение 11)

Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях "Мотивации учения" и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

5. Проблема формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе. Дети, не принимаемые классом.

Цель: выявить особенности психологического климата каждого из учебных коллективов, определить эффективные приемы, направленные на формирование благоприятного психологического климата в коллективе и оптимизацию взаимоотношений между детьми. (см. Приложение 12)

Как показывают современные исследования [57], основную роль в профилактике школьной дезадаптации играет семья. Это объясняется тем, что именно семья является первичным микроколлективом, где закладывается основа комплекса отношений необходимых в дальнейшем для успешной адаптации к школе.

Таким образом, третье направление в работе по профилактике и преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации у подростков в зависимости от типа их личностной направленности - специальная работа с родителями.

Основными задачами данного направления работы выступили:

гумманизация детско-родительских отношений через развитие открытости, уверенности в себе;

воспитание у детей адекватного отношения к результатам своей деятельности;

развитие детей мотивации в достижении;

расширение навыков общения с детьми.

Данное положение легло в основу, разработанных методических рекомендаций для родителей подростков, имеющих школьную дезадаптацию, с целью оптимизации детско-родительских отношений, а так же формирования взаимопонимания и доверия (см. Приложение 13).

Работа с родителями, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и испытывают трудности в приспособлении к условиям обучения в школе, осуществляется индивидуально или в группах.

Существует эффективный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, переживать неудачу, выразить еще не вполне ясные чувства или мысли - это техники активного слушания [21]. Обучение данным техникам будет полезно для родителей для помощи им в установлении контакта со своими детьми (см. Приложение 14).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: