Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей

Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частную. Частная самооценка рассматривается в виде оценки образа «Я-реальное» и «Я-идеальное». В соответствии с целью исследования было проведено изучение общей и частной самооценки у всей выборки школьников начальных классов, а также попутно анализ структуры образа Я мальчиков и девочек в исследуемой выборке.

 

Таблица № 3. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у учащихся начальных классов

«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке Качества личности «Я-реальное», ранг в среднем по выборке
1 Умный 1
2 Добрый 2
3 Смелый 3
4 Сильный 5
5 Аккуратный 6
6 Вежливый 4
7 Терпеливый 7
8 Общительный 11
9 Целеустремленный 12
10 Старательный 9
11 Щедрый 10
12 Умеющий прощать 8
13 Искренний 13
14 Независтливый 14

 

Примечание: чем меньше ранг, тем более значимо качество.

При изучении структуры образа Я младших школьников было выявлено, что дети прежде всего хотят быть умными, добрыми (добрый понимается ими не в истинном значении слова, а исключительно как хороший), смелыми, сильными, аккуратными и т.д. Наименее ценными, даже нежелательными в дальнейшей жизни считают такие качества, как: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. Отвечая на вопрос, что такое щедрость, они говорят: «Это когда деньги на ветер не бросают».

При ранжировании качеств в зависимости от их выраженности в настоящее время результаты были получены примерно те же. Лишь немного менее выражены общительность и целеустремлённость по сравнению с идеалом и чуть более – умение прощать (табл. №3).

 

Таблица №4. Структура образов «Я-реальное» и «Я-идеальное» у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

«Я-идеальное», ранг в среднем по выборке

Качества личности

«Я-реальное», ранг в среднем по выборке

мальчики девочки мальчики девочки
1 1 Умный 1 1
2 2 Добрый 3 3
3 6 Смелый 4 5
4 5 Сильный 2 12
5 3 Аккуратный 11 2
6 4 Вежливый 7 4
7 8 Терпеливый 5 10
8 12 Общительный 9 14
9 10 Целеустремленный 6 11
10 9 Старательный 12 7
11 13 Щедрый 10 6
12 11 Умеющий прощать 8 9
13 7 Искренний 14 8
14 14 Независтливый 13 13

 

Примечание: чем ниже ранг, тем более значимее качество.

Различия структуры образа Я мальчиков и девочек заключаются в следующем: в идеале девочки хотят быть более сильными и менее щедрыми, а мальчики более аккуратными, чем в настоящее время. Пытаясь представить себя в будущем, такой, какой хотелось бы быть, девочки, по сравнению с мальчиками, большее внимание уделяют такому качеству, как искренность. Ответы мальчиков свидетельствуют о том, что реально они отличаются от девочек меньшей аккуратностью, но большей целеустремлённостью, старательностью, терпеливостью и физической силой (табл. № 4).

В целом по сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям (самооценка «Я-реальное») (Ммал. = 44,29, m= 1,14; Мдев. = 47,47, m= 1,31; t=2,03 при p< 0,05).

Оценки себя в будущем («Я-идеальное») у младших школьников разного пола значимо не отличаются.

В процессе изучения общей самооценки учащихся было обнаружено её достаточное выраженное сходство у мальчиков и девочек (Ммал. = 6,59, m= 0,3; Мдев. =6,65, m= 0,27; t=1,15 при p< 0,05). При этом, на всю обследованную выборку пришлось 3% девочек и 9% мальчиков с отрицательной самооценкой. *

Таким образом, большинство школьников обладают позитивной общей самооценкой. Наиболее ценными во взрослой жизни с точки зрения младших школьников являются такие качества как ум, доброта, смелость, сила, аккуратность и т.д. К качествам, которые должны быть в меньшей степени выражены в связи с их, так сказать, неуместностью в современных условиях они относят: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. В идеале девочки хотят быть более сильными и менее щедрыми, а мальчики более аккуратными, чем в настоящее время. В будущем девочки, по сравнению с мальчиками, хотят быть более искренними. В целом по сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям. Оценки себя в будущем («Я-идеальное») у младших школьников разного пола значимо не отличаются.

 



Мотивация учебной деятельности младших школьников

Мотивация является одним из важнейших компонентов любого вида деятельности, непосредственно определяющих характер её выполнения. Мотивация имеет сложную структуру. В данной работе рассматривались виды ведущих мотивов деятельности. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников (вернее тех причин, которые приводят ребёнка в школу) осуществлялось с помощью методики Гинзбург М.Р., в основе которой лежит следующая классификация мотивов: внешний (родители заставляют), познавательный (нравится узнавать новое, учиться чему-либо), социальный (учиться нужно, чтобы быть образованным, чтобы потом стать специалистом), позиционный (ощущение собственной взрослости в связи с обучением в школе), игровой мотив и мотив получения высокой отметки.

 

Таблица № 5 Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников

количество учащихся с данным ведущим мотивом

внешний познавательный игровой позиционный социальный отметка
2 49 5 4 27 13

 

Данные представленные в таблице №5, свидетельствуют о том, что в возрасте 8-9 лет все выше перечисленные мотивы могут выступать в качестве ведущих при осуществлении учебной деятельности. Наибольшая частота встречаемости отмечена в отношении познавательного и социального мотивов. Однако, следует отметить, что познавательный мотив у младших школьников часто является знаемым.

Гендерные различия в частоте встречаемости разных видов мотивов учебной деятельности у мальчиков и девочек выявлены не были (табл. №6).

 


Таблица № 6 Особенности мотивации учебной деятельности мальчиков и девочек 8-9 лет

категории

обследованных школьников

Количество учащихся с данным ведущим мотивом, %

внешний познавательный игровой позиционный социальный отметка
девочки 0 54 2 2 27 15
мальчики 3 47 5 5 28 12

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: