Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере Японии и КНР

Инвестиционное сотрудничество государств регулируемся нормами внутреннего и международного права. При рассмотрении инвестиционных связей Японии и Китая также необходимо учитывать, что оба государства являются полноправными членами Всемирной торговой организации (ВТО), соответственно это накладывает определенные обязательства, связанные с необходимостью соблюдать требования этой организации, требования многосторонних договоров, таких как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и другие.

Для Китая укрепление долгосрочного партнерства с Японией обеспечивает расширение доступа китайских товаров на внешние рынки, а также увеличение притока капиталов и технологий из Японии, повышает роль КНР как одного из основных архитекторов регионального экономического сотрудничества[78].

В основе экономических отношений Японии и Китая лежит Соглашение о торговле между Японией и КНР, подписанное в январе 1974 года. Соглашение способствовало улучшение климата двусторонних экономических отношений.

12 августа 1978 года в Пекине между Японией и Китаем был подписан Договор о мире и дружбе, который подвел международно – правовую основу под отношения двух стран. Стороны обязались решать все спорные вопросы мирными средствами, без применения силы и угрозы силой. Наиболее реальные перспективы договор открывал для развития отношений в торгово – экономической области. Он устанавливал что «договаривающиеся стороны будут стремится к дальнейшему развитию экономических отношений в духе добрососедства и следуя принципам равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга»[79].

В 1979 году Япония начала осуществлять экономическую помощь Китаю, большей частью поступавшей в рамках программы «Официальная помощь развитию» (ОПР). С этого времени ОПР стала важной составляющей частью двусторонних дружественных отношений. Со времени начала предоставления ОПР в Китае были реализовано несколько иеновые кредитные программы: 1979-1983, 1984-1989, 1990-1995 и 1996-2000 годов[80]. ОПР должна способствовать расширению экономической экспансии японских предприятий за рубежом. За счет программ ОПР Япония создает в странах-реципиентах условия для формирования рыночной экономики, важнейшим из которых является наличие зрелой инфраструктуры. При этом с помощью ОПР Япония как бы «подтягивает» эти страны до уровня, на котором они смогут принять у себя японские инвестиции и стать эффективными внешнеэкономическими партнерами Японии. Выделяются следующие виды японской ОПР: 1) финансовые гранты; 2) техническая помощь; 3) низкопроцентные «иеновые кредиты»; 4) взносы в бюджет и участие в работе международных организаций, занимающихся помощью развитию [81].

Серьезным стимулом быстрого развития торгово – экономических связей между странами – соседями стали проводимые КНР с 1979 года экономические реформы, направленные на осуществление политики «открытых дверей», которая подразумевала развитие всесторонних внешнеэкономических связей, открытость для иностранного капитала и активизацию экспорта продуктов Китая.

В 1998 году подписана Совместная японо-китайская декларация о дружбе и сотрудничестве ради мира и развития, в которой руководители двух стран выразили готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в 21 веке. Обе стороны убеждены, что, основываясь на принципах равенства и взаимной выгоды, они будут строить долгосрочные и стабильные экономические и торговые отношения, и в дальнейшем будут развивать сотрудничество в таких сферах, как высокие технологии, информация, охрана окружающей среды, сельское хозяйство и инфраструктура. В данной Декларации Япония заявила о том, что будет продолжать сотрудничать и оказывать помощь экономическому развитию Китая, и намерена поддерживать попытки Китая во вступлении в ВТО[82].

В этом же 1998 году в ходе официального визита Президента КНР в Японию было сделано Совместное заявление об усилении японо-китайского сотрудничества, устремленного в 21 век[83]. В Документе обе стороны заявили, что с целью дальнейшего развития диалога на высшем уровне между двумя странами, лидеры Японии и КНР ежегодно поочередно будут наносить визиты друг другу, а также, что установлена горячая телефонная линия между правительствами двух стран. Кроме этого, в заявлении обозначены основные принципы и направления двустороннего сотрудничества. Среди основных направлений экономического сотрудничества отмечаются такие, как развитие сотрудничества в области научных и промышленных технологий (сотрудничество в данных областях должно расширяться посредством как государственных, так и частных каналов), в области инвестирования (китайская сторона выразила намерение продолжать прилагать усилия для содействия дальнейшему инвестированию японскими корпорациями в экономику Китая), в области развития центральных районов КНР (японская сторона намерена содействовать промышленному сотрудничеству в этих регионах путем тесного взаимодействия государства с частным сектором.)[84].

В октябре 2001 года МИД Японии была опубликована «Программа экономического сотрудничества с Китаем». В документе говорилось о значимости этого сотрудничества, и оно увязывалось с необходимостью сохранения международной обстановки, обеспечения стабильности и процветания в Восточной Азии, безопасности и благоденствия Японии. В качестве программной цели выдвинуто достижение взаимопонимания между двумя странами. В Программе определена «базисная концепция» ОПР Китаю на пятилетие, основные направления экономического сотрудничества для приоритетных областей, а также существующие между двумя странами проблемы. ОПР Японии Китаю, которая традиционно ориентировалась на создание инфраструктуры в прибрежных районах, перенесет акцент на такие области, как охрана окружающей среды в связи с ее сильным загрязнением в КНР, повышение жизненного уровня населения и социальное развитие внутренних районов страны, развитие человеческих ресурсов, строительство институтов и передача технологий[85]. Для контроля за реализацией программы и подготовки принципиальных рекомендаций была учреждена Оценочная комиссия, состоящая из частных экспертов[86].

В апреле 2002 года на встрече глав правительств лидеры Японии и Китая договорились о проведении японо-китайских консультаций по экономическому партнерству, с целью определения возможных разногласий по экономическим вопросам на начальной стадии и предотвращения уже возникших конфликтов и трудностей. В декабре 2005 года на уровне министров состоялась четвертая встреча в рамках консультаций, в которой принимали участие также соответствующие министерства и агентства. В ходе консультаций стороны активно обсуждали такие вопросы, как права на интеллектуальную собственность (включая ущерб от поддельных товаров), трудности, возникающие при инвестировании в Китай, антидемпинговые меры, принимаемые Китаем и другие вопросы[87].

В 2002 году Япония и Южная Корея заключили Двустороннее инвестиционное соглашение, обеспечивающее равные права инвесторам двух стран на территории друг друга. Углубление отношений между Японией и Южной Кореей подтолкнуло Китай активнее включиться в процесс институционализации регионального экономического сотрудничества. На встрече на индонезийском о. Бали в 2003 году лидеры Китая, Японии и Республики Корея приняли совместное заявление о стремлении трех стран развивать сотрудничество по всем направлением, включая экономику (которой отдается приоритет). Образован специальный комитет, призванный осуществлять мониторинг сотрудничества, подгатавливать и контролировать решения, выносимые на саммитах лидеров, а также реализацию совместных программ[88].

С 19 по 20 декабря 2006 года в Пекине проходила пятая встреча в рамках консультаций, в ходе которой затрагивались такие темы, как эффективность проводимых консультаций, развитие инвестиционной и бизнес сферы в КНР и Японии, сотрудничество между малыми и средними компаниями, сотрудничество в области энергосбережения и охраны окружающей среды. В кратком содержании встречи в разделе «Конкретные результаты встречи» зафиксировано следующее: Были отмечены положительные ответы с китайской стороны в ответ на требования Японии по разным вопросам, включая вопросы, касающиеся эффективности консультаций (система обмена требованиями и ответами между двумя странами, фиксируемых в соответствующих документах), возможности заключения трехстороннего инвестиционного соглашения между Японией, КНР и Республикой Корея. Также стороны, впервые на межправительственной встрече официально обсуждали иностранную помощь Японии Китаю. Обе стороны отметили возможность взаимного сотрудничества в этой области в будущем[89].

В связи в возрастающей взаимозависимостью экономик Японии и Китая, а также важностью японо-китайских отношений для стабильности всего азиатского региона, в декабре 2007 года была проведена первая в истории двусторонних отношений встреча на высшем уровне, посвященная экономическим отношениям Японии и Китая. В переговорах приняли участие министры различных ведомств государств. В ходе переговоров обсуждались вопросы сотрудничества в области энергетики, защиты окружающей среды, а также вопросы торговли и инвестиций. Повышенное внимание было уделено вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность в Китае. Обе стороны договорились продолжать развивать двустороннее сотрудничество на основе пересмотра Китаем основных законов и постановлений, касающихся прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, обсуждались вопросы сотрудничества между малыми и средними предприятиями государств, сотрудничество в научно-технической сфере[90].

В местечке Боао провинции Хайнань проходит ежегодный Боаоский азиатский форум. В 2009 году он проводится под девизом «Экономический кризис и Азия: вызовы и перспективы». В форуме принимает участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, главы государств и правительств стран Азии, представители деловых кругов[91].

В мае 2008 года находившийся в Японии с государственным визитом председатель КНР Ху Цзиньтао провел переговоры с премьер-министром Японии Ясуо Фукудой. Стороны подписали Китайско-японское совместное заявление по всестороннему содействию стратегическим отношениям взаимного благоприятствования, чему японские СМИ дали положительную оценку. Японская газета «Асахи симбун» распространила комментарий, указав, что в совместном заявлении подчеркивается, что две страны несут ответственность за мир и развитие всего мира, они должны укрепить координацию в важных международных проблемах. Это свидетельствует о том, что в поле зрения двух стран находятся не только дружба и урегулирование двусторонних отношений, но и сотрудничество в международных делах. В совместном заявлении отмечается, что мир и дружба являются единственным выбором для обеих сторон. Стороны не представляют угрозу друг для друга[92].

Если говорить об организациях, содействующих расширению инвестиционного сотрудничества Японии и Китая, то значительное влияние на развитие двусторонних отношений между Японией и Китаем оказывают международные организации, полноправными членами которых эти государства являются. К таким организациям относятся ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МТП (Международная Торговая Палата), ВОИС (Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности), МБРР, МВФ и некоторые другие.

Главная роль в регулировании мировых торгово-экономических отношений принадлежит ВТО. В ноябре 2001 года КНР стал полноправным членом ВТО, что, безусловно, оказано положительное влияние на двусторонние экономические отношения. Членство Китая в ВТО предполагает постепенную либерализацию импортного таможенного режима, устранение практики двойного ценообразования, квотирования и лицензирования импорта и многие другие обязательства, необходимые для либерализации внешнеторгового режима[93]. А это в свою очередь приводит к расширению двусторонней торговля, привлечению инвестиций в Китай из Японии. Ежегодно проводятся консультации между Японией и Китаем по вопросам соответствия экономической политики Китая требованиям ВТО. С 1999 года Министерство экономики, торговли и промышленности Японии выпускает Доклад «О несоответствии торговой политики ведущих торговых партнеров системе ВТО», в числе торговых партнеров обозначен и Китай. Так, в Докладе 2006 года в главе, посвященной торговой политике Китая, представлен широкий обзор обязательств Китая, связанных со вступлением в ВТО, сделан анализ произошедших за последний год изменений в экономической политике государства, а также указаны существующие проблемы и предложены способы их решения. Также в Докладе подчеркивается значительная роль Японии, выступающей в качестве инструктора, наблюдающей за соблюдением Китаем взятых обязательств[94]. Таким образом, можно сказать, что ВТО в настоящее время стимулирует экономические преобразования в Китае, что открывает широкие возможности не только для самого Китая, но и для Японии.

К структурам Японии, способствующим развитию инвестиционных отношений Японии с другими странами, в том числе с Китаем относятся Министерство финансов Японии, ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии), Японское международное кооперативное агентство (ДЖИКА), Японское коммерческое объединение «Ниппон Кэйданрэн» и другие.

В настоящее время учреждено несколько представительств ДЖЕТРО в Китае, в городах Пекин, Шанхай, Далянь и Гуанчжоу. Председатель и главный исполнительный директор ДЖЕТРО в своем основном докладе «О роли ДЖЕТРО в развитии японо-китайских отношений», представленном на Симпозиуме 2006 года в Пекине, который был посвящен вопросам японо-китайских предпринимательских союзов, выделяет следующие основные направления деятельности ДЖЭТРО в Китае:

- ДЖЕТРО продолжает всесторонне поддерживать усилия японских компаний, в особенности малых и средних предприятий, стремящихся к расширению своей коммерческой деятельности в Китай. Представительства ДЖЕТРО также оказывают широкую поддержку японским фирмам. консультируя их по вопросам, касающимся местных правовых актов, налогообложения, интеллектуальной собственности и других.

- ДЖЕТРО, вместе с другими организациями и ассоциациями, каждую осень в Осаке проводит японо-китайские экономические конференции, собирая вместе ведущих предпринимателей Японии и Китая. В Конференции 2005 года приняли участие представители более 200 японских и 170 китайских компаний.

- Институт развивающихся экономик ДЖЕТРО и исследовательские институты Китая продолжают сотрудничать в проведении совместных исследований. Распространяя полученную в результате исследований информацию среди делового сообщества и Правительств двух стран, с целью помочь развитию взаимовыгодного сотрудничества между Японией и Китаем.

Среди государственных структур Китая можно выделить Министерство торговли КНР, которое занимается формулировкой торговой политики страны и законов, регулирующих торговлю, экономическое сотрудничество и иностранные инвестиции в Китай. Министерство также ответственно за определение внешнеэкономической политики государства, проведение двусторонних и многосторонних экономических переговоров, подписание договоров и соглашений[95].

Международная Торговая Палата (МТП) объединяет предприятия и организации, представляющие экономические и торговые сектора Китая. Палата является важным институтом, содействующим развитию внешней торговли Китая. Международная торговая палата создана в 1919 году. В настоящее время она объединяет тысячи предприятий, ассоциаций и компаний более чем из 130 стран и регионов мира. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых разработка единых правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли[96].

На внешнеэкономическую политику КНР оказывает значительное влияние Всемирный форум китайских предпринимателей (ВФКП). ВФКП - это в высшей степени почтенная организация китайской ойкумены, возглавляемая секретариатом. Участвовать в его съездах, созываемых каждые два года, почитают за честь самые именитые люди китайской эмиграции, высшие руководители стран, где они проходят. На съездах анализируется всемирная экономическая ситуация и вырабатываются своеобразные рекомендации по экономической стратегии для китайских предпринимателей всех стран. При этом ВФПК активно работает в направлении увеличения притока иностранного капитала в страну. Скачок инвестиций произошел сразу же после первого съезда ВПФК в 1991 году и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Необходимо так же отметить, что в 2007 году съезд ВФКП проводился в Японии, а это значит, что ведущие предприниматели обеих стран имели дополнительную возможность обсуждения и решения существующих проблем в развитии двусторонних отношений.

На открытии Всемирного форума китайских предпринимателей в Пекине в 2006 году член Госсовета КНР Тан Цзясюань заявил что правительство Китая, руководствуясь стратегией «Выхода за границу», готово и впредь решительно поддерживать сотрудничество отечественного и зарубежного бизнеса. Он подчеркнул, что это касается предприятий всех форм собственности. «В период реализации 11-го пятилетнего плана социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. правительство и далее будет поддерживать и поощрять предприятия всех форм собственности, налаживающие инвестиционную деятельность за рубежом и осуществляющие транснациональное хозяйство», - сказал он[97].

В целях создания благоприятной для внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий внешней среды, отметил Тан Цзясюань, правительство готово поддерживать со всеми странами отношения дружбы и сотрудничества, добросовестно выполнять взятые при вступлении в ВТО обязательства, совершенствовать финансовую, налоговую, валютную политику и механизм страхования, упрощать формальности и оказывать предприятиям реальную помощь в плане информации, профессиональной подготовки, предупреждения рисков и обеспечения безопасности[98].

Среди совместных организаций можно отметить Японо-китайскую экономическую организацию, которая была учреждена в ноябре 1972 года в Токио, с целью поддержания возрастающего экономического взаимодействия между странами. Основная деятельность организации заключается в содействии развитию взаимопонимания между двумя странами, осуществлению взаимного обмена кадрами, оказании консалтинговых услуг фирмам, ведущих коммерческую деятельность на территории Китая или Японии, оказании содействия в развитии бизнеса в Японии и Китае и т.д. Одним из главных результатов работы Ассоциации явилось подписание правительствами Японии и Китая в январе 1974 года Соглашения о торговле между странами[99].

В 1990 году с целью поощрения и обеспечения взаимной защиты инвестиций были официально учреждены Японо-китайская организация развитии инвестирования и Китайско-японский комитет развития тестирования. Данные организации осуществляют помощь компаниям в решении проблем, связанных с инвестированием в Китай или Японию, ежегодно проводят совместные конференции, семинары, посвященные улучшению инвестиционного климата в обеих странах, проводят исследования в области инвестирования и так далее[100].

Необходимо отметить взаимодействие в рамках АСЕАН, Страны АСЕАН не замыкаются в рамках региональной группировки, ее члены вправе заключать индивидуальные торговые соглашения с третьими странами. Они реализуют и обсуждают договоренности о свободной торговле с Китаем, Японией и другими государствами. Вокруг Ассоциации формируются «лучи» двусторонних преференциальных соглашений, число которых приближается к 70. Среди преференциальных соглашений во всем мире численно двусторонние договоры преобладают. Их удобство для партнеров состоит в достаточно простом механизме достижения компромисса, в отличие от многосторонних, в том числе в рамках ВТО, - длительных и сложных[101].

Двусторонние соглашения охватывают разные группы товаров и услуг, в них предусмотрены разные сроки либерализации торговли, инвестиций и доступа на рынок услуг, различаются масштабы снижения тарифов и т.д. Иначе говоря, они лучше, чем в случае многосторонних договоров учитывают конкретные особенности хозяйств партнеров, изменения международной конъюнктуры, те или иные политические цели. Двусторонние соглашения все чаще рассматриваются как более эффективное средство содействия торговле и экономическому сотрудничеству, чем многосторонние. Так, Япония заявила о том, что она обеспокоена разницей в уровне экономического развития между странами - членами АСЕАН и намерена заключать с ними индивидуальные двусторонние соглашения. С 2005 г. идут переговоры между АСЕАН и Японией.

Китай подписывает отдельные соглашения с целью достижения договоренностей по широкому кругу вопросов. В 2005 г. вступило в силу соглашение о создании зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН, о подготовке которого стороны объявили в конце 2001 г., незадолго до вступления КНР в ВТО. Соглашение не ограничивается либерализацией взаимной торговли и включает обязательства в отношении стимулирования инвестиций, сотрудничество в области услуг, меры по упрощению торговых операций.

Япония также значительно активизировала политику в отношении «десятки». На саммите Япония-АСЕАН в 2003 году Токио объявил о своих планах предоставить Ассоциации в течение трех лет 1,5 млрд. долл. на развитие трудовых ресурсов, в том числе на программу повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области электроники, банковского дела, страхования и т.д. Еще 1,5 млрд. долл. Япония предоставила на субрегиональные проекты освоения бассейна реки Меконг. КНР, как известно, оказывала финансовую поддержку членам Ассоциации, пострадавшим во время кризиса 1997-1998 гг. Пекин готов участвовать в крупных совместных инвестиционных проектах в бассейне реки Меконг, а также в сооружении железной дороги, которая свяжет страны АСЕАН с Китаем. Соглашение с КНР не без оснований считают важным катализатором углубления сотрудничества, в том числе и с Японией[102].

Япония делает ставку на индивидуальные торговые соглашения с членами АСЕАН, а также на проекты зон свободной торговли, в которых страны Ассоциации будут иметь дело с несколькими партнерами -«АСЕАН+3» (под тройкой имеются в виду Япония, Республика Корея и Китай). Переговоры в рамках этих объединений, способствуя расширению сотрудничества между азиатскими странами, в частности достижению договоренностей о взаимной поддержке в случае повторения валютно-финансовых кризисов, пока не привели к созданию более крупных группировок. В 2006 г. лидеры стран Ассоциации заявили, что формат «АСЕАН+1» будет основным в развитии преференциального экономического сотрудничества с другими государствами[103].

Соглашение о сотрудничестве при отражении спекулятивных наступлений на валюты друг друга было заключено на встрече министров финансов стран группы «АСЕАН+3» в мае 2000 г. в Чиангмае (Таиланд) и получило название Чиангмайской инициативы. Участники соглашения договорились о создании расширенной региональной системы конвертации национальных валют и формировании сети двусторонних соглашений о валютных своп-операциях. Чиангмайская инициатива имеет важное значение, снижая риски возникновения финансового кризиса и резких девальваций национальных валют. В конечном счете инициатива реализовалась в двусторонних соглашениях центральных банков о взаимной поддержке на случай кризисов[104].

На сессии Азиатского банка развития в 2005 году был сделан еще один шаг к повышению координации валютной политики азиатских стран: достигнуто трехстороннее соглашение о создании финансового совета Северо-Восточной Азии, в котором будут участвовать КНР, Япония и Республика Корея.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

 В основе японо-китайского инвестиционного сотрудничества лежат многосторонние международные договоры и двусторонние документы. Среди двусторонних документов, регулирующих инвестиционное взаимодействие двух государств, наиболее значимыми являются Соглашение о торговле между Японией и КНР 1974 года, Межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций 1988 года, а также Программа экономического сотрудничества с Китаем 2001 года.

 В развитии экономических отношений Японии и Китая принимают участие различные организации и структуры. Среди международных организаций ключевое место принадлежит ВТО, членами которой являются оба государства. Возрастанию экономического взаимодействия между странами способствует деятельность таких совместных структур, как Японо-китайская экономическая организация и Японо-китайская организации развития инвестирования. При этом немаловажная роль принадлежит также правительственным и неправительственным организациям Японии и Китая, среди которых хотелось бы выделить ДЖЕТРО, имеющую пять представительств в Китае, Всемирный форум китайских предпринимателей, Японское коммерческое объедининение Ниппон Кэйданрэн и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: