Согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, туризм определен как одно из приоритетных направлений экономического роста страны. При этом государство оказывает всяческую поддержку деятельности, направленной на развитие туризма в Республике. Прежде всего, государственная политика в сфере туризма предполагает создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.
В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при всё большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон. Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе.
Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях. Как известно бизнес не может действовать вне государства и предприниматель, осуществляющий свою деятельность не может обходиться без законов и правил, установленных государством. Нелишне будет сказать - в Докладе о Программе Правительства Республики Казахстан[9] говорится о развитии бизнес-среды и поддержки предпринимательства. Речь идёт о решении задач по упорядочению разрешительной системы, устранению дублирования и сокращению разрешительных процедур, таких как лицензирование, сертификация, стандартизация, аккредитация, а также создание предпосылок для перехода на более высокий уровень развития.
Далее представлен перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма:
- ГКРК;
- ЗРК "Об основах туристской деятельности в РК"
- ЗРК "О защите прав потребителей";
- Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";
- Постановление Правительства PК "О лицензировании международной туристической деятельности";
- Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
- Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".
Многие годы туристская деятельность, по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская, турагентская деятельность), а также иная деятельность по организации путешествий (лицензирование, стандартизация этой деятельности, сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и др.) не имела надежного правового обеспечения. Такое положение вело к нецивилизованному развитию туристского рынка. Туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других.
И, наконец, туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется Законом о туристской деятельности и различными нормативно-правовыми актами. Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма требует знаний правовых основ, норм направленных на стабильное регулирование. Как известно незнание или непонимание закона ни кого не освобождает от ответственности. Специалист обязан ориентироваться в многочисленных юридических источниках, знать основные нормативные акты соответствующей отрасли права, уметь отстаивать права и интересы своей туристской организации со ссылкой на закон.
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность. Более того, туристская деятельность регламентируется также и многочисленными международными соглашениями и требует более глубокого подхода в изучении этих документов.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
- установления правил въезда в РК, выезда из РК и пребывания на территории РК с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РК и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РК;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РК.
Координацию туристской деятельности в РК осуществляет орган исполнительной власти в сфере туризма.
Принципы государственного регулирования туристской деятельности.
Государство, как записано в ЗРК "Об основах туристской деятельности", признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Казахстан как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственные органы по регулированию туризма в РК.
В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма С 9 августа 1994 г. стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:
- разработку основ государственной политики в сфере туризма;
- координацию работ по экспертизе правовых актов и программ в сфере туризма;
- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Имеются нормативные акты Госстандарта РК о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что на сегодняшний день в Республике Казахстан правовой основой малого бизнеса, к которому, несомненно, относится и туристская деятельность, являются более 15 законов, указов Президента Республики Казахстан, десятки актов Правительства, министерств и ведомств, направленных на развитие. Нормативно-правовая база несовершенна[10], но, тем не менее, закон существует и работает. Более того, законодательные документы в области туризма постоянно дорабатываются, изменяются, дополняются, что позволяет говорить об активном содействии государства.
туристский бизнес сертификация стандартизация