Задачей анализа является явление тенденций изменения деловой активности, определяемой через оборачиваемость и рентабельность предприятия.
Рентабельность предприятия показывает долю прибыли, заложенную в выручке от реализации продукции. Чем в структуре реализованной продукции больше доля наиболее рентабельных видов продукции, тем выше выручка и, соответственно, прибыль предприятия.
Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятия приведены в таблице 1.1.
Таблица 1. 1
Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятия
Наименование коэффициента | Расчетная формула | Влияние изменений коэффициента на финансовое положение предприятия. |
1 | 2 | 3 |
Коэффициент: 1. Рентабельности продаж | Пр В | Показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия. |
2. Рентабельности всего капитала предприятия | Пр ВБ | Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение свидетельствует о падении спроса и перенакоплении активов. |
3. Рентабельности внеоборотных активов | Пр А1 | Отражает эффективность использования внеоборотных активов |
4. Рентабельности собственного капитала | Пр/П4 | Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия. |
5. Рентабельности перманентного капитала | Пр. (П3+П4) | Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия, собственного и заемного. |
6. Общей оборачи-ваемости капитала | В/ВБ | Отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен. |
7. Оборачиваемости мобильных средств | В А2 | Показывает скорость оборота мобильных средств. Рост оценивается положительно. |
8. Оборачиваемости материальных оборотных средств | В З | Отражает число оборотов, запасов и затрат предприятия, уменьшение свидетельствует об относительном увеличении запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию. |
9. Оборачиваемости готовой продукции | В ГП | Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост коэффициента означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение на затоваривание. |
10. Оборачиваемости дебиторской задолженности | В ДЗ | Показывает расширение (увеличение) или снижение (уменьшение) коэффициента коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. |
11. Среднего срока оборота дебиторской задолженности | NЧДЗ В | Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Уменьшение коэффициента оценивается положительно. |
12. Оборачиваемости кредиторской задолженности. | В КЗ | Показывает расширение или уменьшение коммерческого, предоставляемого предприятию. Рост означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия; снижение – рост покупок в кредит. |
13. Среднего срока оборота кредиторской задолженности, дни | NЧКЗ В | Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием. |
14. Фондоотдача внеоборотных активов | В А1 | Характеризует эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величину продаж, приходящихся на единицу стоимости средств |
15. Оборачиваемости собственного капитала | В П4 | Показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост отражает уменьшение уровня продажи. Существенное снижение – тенденцию к бездействию части собственных средств. |
|
|
|
|
Условные обозначения:
Пр – прибыль (тыс. руб.);
В – выручка от реализации (тыс. руб.);
ВБ – валюта баланса (тыс. руб.);
А1 - итог раздела актива баланса (тыс. руб.);
А2 – итог раздела пассива баланса (тыс. руб.);
П3 – итог раздела 3 раздела баланса (тыс. руб.);
П4 – итог раздела 4 раздела баланса (тыс. руб.);
З – запасы (тыс. руб.);
ГП – готовая продукция (тыс. руб.);
ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев (тыс. руб.);
КЗ – кредиторская задолженность (тыс. руб.);
N – количество дней в анализируемом периоде (дн.).
Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В. Э. и Роженецкий О. А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:
1. Маржинальный доход,
2. Порог рентабельности,
3. Производственный левередж,
4. Маржинальный запас прочности.
1. Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
1. Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
- Выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
- Величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.
Средняя величина маржинального дохода – это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
2. Порог рентабельности – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.
Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
- графический;
- метод уравнений;
- метод маржинального дохода
Метод уравнений:
Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.
Детализируя порядок расчета показателей формулы:
Прибыль = (Цена за единицу Ч количество единиц) - (переменные затраты на единицу Ч количество единиц) – постоянные затраты
|
|
Метод маржинального дохода:
Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода)
3. Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.
Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
Эпл=МД/П (1.17)
или
(Зпост+П)/П=1+Зпост/П, (1.18)
где МД – маржинальный доход, тыс. руб.;
П – прибыль, тыс. руб.;
Зпост – постоянные затраты, тыс. руб.
Эпл= П/ В , (1.19)
Эпл – изменение прибыли в зависимости от изменения выручки, %.
4. Маржинальный запас прочности (МЗП)– величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации.
МЗП=(Вф-Впорог)/(Вф)Ч 100% (1.20)
где Вф – фактическая выручка, тыс. руб.;
Впорог – пороговая выручка, тыс. руб..
Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке.
При этом цена продукции при безубыточной реализации будет равна:
Цб= Впорог/Vпр, (1.21)
где Vпр–объем произведенной продукции в натуральном выражении (шт.).
Кроме рассмотренных выше элементов CVP – анализа, в статье Донцовой Л. В. предлагается концепцию финансового рычага.. Она имеет место в том случае, если в структуре источников формирования капитала (инвестиционных ресурсов) содержатся обязательства с фиксированной ставкой процента. В этом случае прибыль после уплаты процентов увеличивается или уменьшается более быстрыми темпами, чем изменение в объемах выпускаемой продукции. Финансовый рычаг предоставляет возможность выиграть от постоянной величины затрат, не меняющейся при изменении масштаба производственной деятельности.
|
|
Умение вкладывать капитал так, чтобы полученная ставка доходности инвестированного капитала была выше текущей ставки ссудного процента, в западной экономике называется «преимуществом спекуляции капиталом». Оно заключается в том, что нужно взять в долг столько, сколько позволят кредиторы и затем обеспечить рост ставки доходности собственного капитала на величину разницы между достигнутой ставкой доходности инвестированного капитала и ставкой уплаченного ссудного процента. Убыток будет в том случае, если организация получит прибыль меньшую, чем стоимость заемного капитала. В этом заключается смысл концепции финансового рычага.
Ставка доходности собственного капитала:
N=P/K, (1.22)
где P – прибыль после уплаты налогов (чистая прибыль), тыс. руб.;
K – размер собственного капитала, тыс. руб.
Ставка доходности инвестированного капитала:
n=(P+ZЧS)/(K+Z), (1.23)
где Z – долгосрочная задолженность, тыс. руб.;
S – ставка процента по кредитам, %.
Прибыль составит:
P=nЧ(K+Z)-ZЧS. (1.24)
То есть прибыль, полученная предприятием, равна разности между прибылью на общую сумму капитализации и стоимостью процентов по непогашенной задолженности с учетом налогов.
С учетом предыдущей формулы ставка доходности собственного капитала будет определятся:
N=(nЧ(K+Z)-ZЧS)/K (1.25)
Отсюда:
N=n+Z/KЧ(n-S). (1.26)
Таким образом, можно отметить, что из-за наличия долгов(Z) в структуре чистых активов (Z+K) доходность собственного капитала (K) увеличивается до тех пор, пока стоимость уплаченных процентов не превысит прибыль.
Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства не является официально рекомендованным, в связи с чем он пока остается для прогнозных расчетов значений цены и прибыли.