Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы

 

Данные проведенного социологического опроса показали, что подавляющее большинство солдат испытывают трудности в адаптационный период, обусловленные следующими факторам: (см. таблицу № 2).

 

Таблица № 2.

Итоги социологического опроса па адаптации среди военнослужащих срочной службы в первые месяцы службы

№ п/п Содержание вопросов Результаты опроса в %
1 Испытывают трудность в адаптационный период - резкая смена привычной социальной среды и маргинализация; - изменение социального статуса; - отдаление от семьи; - ослабление эмоциональных связей; - необходимость самостоятельного существования; - личная неустроенность и ухудшение бытовых условий - возрастание количества информации; 75
2 Испытывают состояние выраженного психологического дискомфорта: - эмоциональная неудовлетворенность - дисгармония; внешняя зависимость - эгоцентризм; тревожность. 42
3 Испытывают дефицит времени для подготовки к занятиям 44,5
4 Имеют трудности в понимании излагаемого материала 33,4
5 Испытывают состояние неуверенности в своих силах, желание «отмолчаться». 30

 


 

Таблица № 3

Адаптация солдат в познавательной сфере связана также с мотивацией к службе. Данные опроса, познавательных мотивов

№ п/п Содержание вопросов Итоги опроса в %
1 Преобладают познавательных мотивов 29,2
2 Служат по требованию родителей 4,6
3 Служат по необходимости 84,7
4 Хотят оставить службу 0,7

 

Анализ результатов опроса показал, что для большинства солдат характерно снижение работоспособности и повышение уровня тревожности.

В первом месяце наблюдается повышение эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием усталости в конце дня.

Трудности психологической адаптации у солдат-призывников возникают не только в процессе службы, но и межличностных отношениях.

45 человек указали на существующие у них бытовые проблемы.

На процесс социально-бытовой адаптации солдат влияют и материальные проблемы, а также явно наметившееся расслоение солдат по материальному признаку. Выявленные проблемы мы распределили на 4 группы в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности солдат они относятся. Основными сферами проявления психологического дискомфорта у солдат-призывников являются:

1) социальная сфера;

2) сфера межличностных отношений;

3) личностная сфера;

4) деятельностная сфера.

Приведенная таблица (таблица № 4) демонстрирует распределение выделенных сфер проявления психологического дискомфорта у солдат и примеры проблемных ситуации, с которыми связан наибольшее количество отрицательных переживаний солдат.


 

Таблица № 4.

Сфера проявления проблемных ситуации солдат – призывников в исследуемой части

  Сфера проявления Примеры проблемных ситуации Количество испытуемых (%)
1 2 3 4

А

Социальная

Смена социальной среды 74,5
Маргинальность 21
Изменение социального статуса 96,2
Отдаленность от семьи 83,7
Финансовые проблемы 46,2

В

Межличностная

Неприятие со стороны окружающих 15,6
Отсутствие друга или подруги 23,8
Конфликт со сверстниками или командирами 22
Оскорбление (унижение со стороны окружающих) 4,3

С

Личностная

Внешняя непрезентабельность 16,4
Потеря смысла жизни 11,9
Крах идеала 3,7
Эмоциональная неудовлетворенность 47,5
Эгоцентризм 18,1
Повышенная тревожность 44

D

Деятельностная

Отсутствие мотивации к учебе 7,8
Неуверенность в своих силах 30
Трудности в понимании излагаемого материала 35
Дефицит времени для подготовки к занятиям 44,8
    Проблемы со здоровьем 63

 

Полученные результаты позволяют представить основные сферы проявления психологического дискомфорта у солдат-призывников, а также возникающие перед ними проблемы, наличие которых необходимо учитывать в дальнейшем изучении военнослужащих.

Одновременно отметить, что сам процесс психологической адаптации, а следовательно, и его результаты обнаруживают связи с различными сферами качеств личности солдат-призывников (интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые и др.) При этом можно достаточно легко проследить определенную закономерность в структуре релевантных адаптации свойств личности, которые, которые мы разбили по своей направленности на три группы. С одной стороны, а) это комплекс качеств, обеспечивающих приемлемость само – восприятия адаптанта, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой, уверенность в своих силах и т.д.) С другой стороны, б) выделяется группа качеств личности, проявляющихся в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направленность на творческое достижение конструктивных целей и т.д.).

Наконец, в – третьих, в) те или иные качества личности, их индивидуально неповторимая конфигурация влияют, прежде всего, на особенности протекания процесса адаптации, обуславливая преимущественно «внутреннюю картину» и активность субъекта. Следующий этап нашего исследования был направлен на определение значимых для процесса адаптации личностных психологических качеств солдат – призывников. Анализ данных, полученных в результате опроса, позволил разделить испытуемых солдат на три группы: стабильную, контрольную и экспериментальную.

В экспериментальную и контрольную группу вошли солдаты, проявившие признаки дезадаптации и требующие дальнейшего определения оценки риска суицидального поведения. Во второй стадий нашей работы приняли участие психологами части с помощью 12 солдат из числа опрошенных раннее 68 юношей. Средний возраст испытуемых 18,8 лет.

Проведенный анализ, а также результаты предварительного опроса позволили нам выделить в качестве основных показателей адаптированности солдат-призывников, следующие: самоотношение, самоконтроль, тревожность и эмоциональная гармония. Для исследования выделенных параметров использовались следующие методики:

Шкала самооценки Спилберга-Ханина» При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так являющиеся стабильным свойством личности. (Приложение № 2).

Методика оценки суицидального риска (учитывая биографические данные, черты характера, условий жизни, особенностей реагирования на различные факторы, свойственные суицидентам на основании методики определения риска суицидальности составляется карта риска суицидальности) (Приложение № 3).

Анализ результатов исследования тревожности солдат позволил измерить эмоциональную стабильность, ситуативную, низкую и высокую тревожность. Оказалось, что 5 солдат обладают высокой эмоциональной стабильности, как следствие низкой тревожности. У 3–х солдат показали результата среднего уровня. У 4- солдата высокий уровень тревожности. Анализ исследования оценки суицидального поведения позволил определить повышенным риском суицидального поведения. Данные следующие: Отсутствует фактора суицида – 6 солдат, Слабо выраженный фактор – 2 солдат, присутствует фактор суицидального поведения -1, наличие не выявлено- 3. Таким образом, анализ проведенного исследования показывает что, Солдаты, оказавшись в новой специальной среде жизнедеятельности, чувствуют тревожность и характеризуется при этом беспомощностью, неуверенности в себе.

По окончании исследования мы определили контрольную (2 чел.) и экстремальную группу (1чел.), целью которого стало опытно-экспериментальной программы по дальнейшему диагностированию и изучению личности.

Далее привели пример проведенного опроса среди солдат завершающих службу. Опрос был проведен среди солдат, закончивших свой срок пребывания в рядах Вооруженных Сил.

Опрошенные были выбраны из числа личного состава части (таблица № 5).


 

Таблица № 5.

Суждение опрошенных солдат по вопросу наличие или отсутствия дезадаптационнных проявления во время службы в Армии. (в % от числа опрошенных 100 в 2007 году)

Дезадаптационные признаки Нет Да
1 2 3
Потеряно время    
«Армия отбирает один год жизни», «выкинутый год жизни в пустую», «Армия-это потерянное время для молодого человека», «Армия ни чего не дает, только время отнимает», «Время упущено- он отстал от жизни», «Один год выпал из жизни, «Напрасно потерянно время».   7
Ухудшилось здоровье   6
Ухудшение физического здоровья «инвалид физический», «приходят физически калеками», «из армии наши ребята возвращаются инвалидами», «искалечили тело»    
Ухудшение здоровья в целом «Армия какая: ужас, уходят оттуда неизвестно какими», «больные приходят», «армия калечит молодежь», «приезжает труп» 3  
Психические расстройства «Возвращаются нервнобольными», «ненормальные приходят», «в армии ломают психику у молодых людей», «ухудшается психика», «из армии ребята приходят психически надорванные» 3  
Сложности с трудоустройством «После армии часто не принимают на работу», «в стране процветает безработица», «нигде не может устроиться – мало мест рабочих», «меньше шансов устроится на работу», «трудно найти работу», «хорошей работы не найдут». 2  
Отсутствие образования «Сокращается время для получения образования, за это время молодой человек мог бы приобрести специальность», «после армии учиться уже поздно, а везде нужно высшее образования», «нет у него высшего образования», «оторван от учебы, отстает резко от тех, кто имел возможность не служить»   3
Интеллектуальный спад «За два года тупеет», «теряется квалификация, в армии глупеют», «современная армия калечит умы», «за год у молодых людей забываются все знания»   3
Моральная деградация «Моральные дегенераты», «наносит вред морали», «в армии духовно калечат», «армия морально убивает»   2
Отсутствие жизненных перспектив «Чувствуют свою ненужность», «в армии теряешь друзей, любимую девушку, надежду на в жизни, теряешь самого себя -уже не знаешь, к чему преступить», «нет будущего у молодых»   1
Угроза гибели  «Еще вопрос, вернется человек из армии или нет», «много погибают»   1
Другое  «Я сам служил в армии», «на примере своих друзей», «время сейчас такое тяжелое»   1
  8 28

 

Таким образом, не только призывники отмечают дезадаптационные признаки, но и старослужащие также отмечают их даже после 6-7 месяцев пребывания части. Так среди 20-и опрошенных солдат 28 % высказались наличия у них определенных негативных социально-психологических факторов, который могут быть отнести к дезадаптации.8 % опрошенных не заметили у себя данных явлений после продолжительного срока службы. Остальные 64 % затруднились ответить.

Анализ данных позволяет прийти к выводу, что из одной из важных детерминант поведения выступает оценочная функция эмоции эмоциональная сфера не только раньше других подвергается перестройке, но и сама определяет ход и направления этой перестройки. Цикличности деятельности солдат характеризуется постоянной сменой среды обитания, объема внешних социальных связи, смены социальной ориентации-смены мотивов поведения и. т.п. независимость характеристик семья-армия. Их различия выдвигают требования формирования двух адаптационных программ.

Основным регулятором успешности адаптации к смене цикла семья-армия выступал показатель эмоциональной устойчивости, уровень адаптивных способностей который показали психофизиологические исследования, является индикатором психофизиологической устойчивости к действию экстремальных факторов.

Как показывает практика риск суицидальности как и первые месяцы службы, так и в последние месяцы не исчезает. Поэтому профилактическую работу и диагностическую работу нужно проводить на протяжении всей службы военнослужащих.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: