Занятие 11. «Поведение в конфликте»

Цель: тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению.

Основная часть

Педагог:

Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Правила предупреждения конфликтов.

•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;

•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную

атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;

•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;

•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,

не скупитесь на похвалу и добрые слова;

•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок. [1, с116-117].

Упражнение 1. «Разбор конфликтных ситуаций».

В течение 10 мин каждый участник группы описывает какую- либо конфликтную ситуацию.

Группа делится на подгруппы. В подгруппах каждый участник зачитывает свою ситуацию. Участники предлагают варианты выхода из анализирующей ситуации, выбирают один эффективный вариант. Подгруппа выбирает самую конфликтную ситуацию.

Каждая микрогруппа предлагает свою ситуацию для общего обсуждения. Можно ситуации разыграть. Упражнение занимает достаточно много времени [26, с. 23].

Заключение

В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему. Проследить, соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации, выработка взаимовыгодных решений путём переговоров.

Занятие 12. «Стили поведения в конфликте»

Цель: активизация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации.

Основная часть.

Упражнение 1 «Кулак».

Упражнение требует деления на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго – разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий) По истечении 5 мин участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.

Варианты поведения: просьба, подкуп, шантаж, соревнование.

В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество).

Упражнение 2. «Девиз».

Необходимо записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Предложения закончить и обсудить.

«Моя хата с краю я …..ничего не знаю» (приспособление).

«Фифти-фифти…. 50 на 50» (компромисс).

«Не прогоняйте, я сам… уйду» (избегание).

«Сам ты … дурак» (соперничество).

«Мы - команда» (сотрудничество).

Упражнение 3. «Использование типов поведения в конфликте». Работа с таблицей[21,с.46-47].

 

Типы поведения. Пример ситуации Завершение конфликта. Мои чувства.
Сотрудничество Кто убирает комнату? Вместе с братом. Раньше свободны Приятно и быстро
Соперничество Не извиняюсь, жду, что он извинится Он извиняется, но не сразу. Сперва страшно, потом нормально.  
Компромисс Я не обязана давать списать всем, но только если мне что-то взамен. Все при всём Честно
Избегание Когда меня ругают. Я ухожу в комнату. Помиримся потом. Не очень
Приспособление Иногда я всё-таки прошу прощения. Миримся Неприятно, унижение.


Заключение

Дома постарайтесь заполнить табличку с примером ситуаций из своей жизни по типам поведения.

-Какие типы поведения вы используете в своих конфликтных ситуациях?

Занятие 13. «Развиваем эмпатию»

Цель: создание условий для развития эмпатии учащихся.

Основная часть

Педагог:

Эмпатия – это умение понимать состояние другого человека. Без неё невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.

С помощью чего люди могут понимать друг друга? С помощью эмпатии, уметь поставить себя на место другого человека, оценить состояние другого человека и понять его.

Я вам зачитаю стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла».

«Сверчок горевал, свою участь кленя;

-Не сплю я, бессонница мучит меня!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка:

-В конце концов, осталась я в мире одна, без птенцов!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

Плакала мышка:

-Беда! Беда! Мышиную норку разрыла сова!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья – так, пустячок.

Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла». [21,с 59].

К своему несчастию козёл не умел сочувствовать другим людям. А это страшно, когда нет сочувствия и милосердия в душе.

Упражнение 1. «Лицом к лицу».

В парах ребята садятся спиной друг к другу. По сигналу ведущего необходимо повернуть голову таким образом, чтобы увидеть лицо, а не затылок партнёра. После трёх попыток пары переформировываются. [21,с. 62].

Упражнение 2. «Глаза в глаза».

Педагог:

Возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите, друг другу только в глаза и. чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

-Какие состояния вы передавали?

- Какие было легко отгадывать, а какие трудно? [20, с 93].

Упражнение 3. «Доброе животное».

Педагог:

Встаньте. Пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!. А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох- два шага вперёд, на выдох- два шага назад. Так чётко и ровно бьётся

Большое доброе сердце. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе. [20, с 85].

Заключение

Педагог:

Мне хотелось закончить наше занятие словами Ю. Друнина

«Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня,

Мне помнить о тех, кто когда- то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким.

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду.

Как я забываю о зле».

Будьте добры, терпимы, милосердны к людям. Не держите зла на окружающих, умейте прощать и вы увидите, что окружающие посмотрят на вас совершенно другими глазами и увидят вас только хорошее и доброе.

Занятие 14. Итоговое

Цель: подведение итогов комплексных занятий.

Основная часть

Педагог:

-Вот и подошли к концу наши занятия. Наверняка, вы почувствовали себя более уверенно, приобрели опыт общения, разрешения конфликтов, научились справляться со своим гневом и злостью, снимать напряжение, а также сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Скажите, понравилось ли вам участие в занятиях? Сейчас каждый из вас возьмёт на столе карточку и громко зачитает её вслух. Нужно закончить то предложение, которое будет написано на вашей карточке.

Варианты:

«Когда я шёл на занятия, я…».

«Мне интересно было узнать…».

«Мне удалось…».

«Я научился…».

«Моё впечатление от занятий …».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я надеюсь, что…».

«Я хочу пожелать всем участникам…».

-А сейчас я предлагаю вам выбрать 2-3 упражнения, которые вам наиболее запомнились и понравились, и повторить их снова.

После выполнения упражнений педагог говорит слова:

-Мне было приятно с вами работать. Я буду очень рада, если занятия помогли вам преодолеть негативные эмоции, агрессию, неуверенность, тревожность.

Спасибо всем! До свидания! Всего вам доброго!

Вывод

Систематизировав основные игры и упражнения для снятия агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта в комплексные занятия, мы можем сказать о том, что они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с агрессивными подростками, использоваться во внеклассное время, на уроках, воспитательных часах. Помогут в решении проблем поведения подростков в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми, а также позволят снизить уровень подростковой агрессивности.

Рассмотрев условия коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, можно сделать вывод о том, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками в образовательном учреждении может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции. На базе школы-интерната данная работа осуществляется.


2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком

 

Для проведения индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения нами были отобраны три подростка – Вероника Б., Женя В. и Денис К. Представим их характеристику.

Вероника Б. - 8.09.1996 г.р. Ребенок – сирота. Воспитывается и проживает в школе-интернате. Имеет диагноз – ЛУО. Очень вспыльчивая, очень резко реагирует на замечания со стороны педагогов и сверстников. В коллективе держится обособленно. Присутствует вербальная агрессия. Вступает легко в конфликты, даже драки. В приступе агрессии себя совершенно не контролирует. Нуждается в индивидуальной коррекции агрессивного поведения.

Женя В. – 24.12.1996 г.р. Социальная сирота. Воспитывается в школе-интернате. Имеет ЛУОЮ ЗПР. Относится к группе риска. Не всегда контролирует свое поведение. Обижает младших школьников. Легко вступает в конфликты со сверстниками. Замечен в драках, порче школьного имущества. Необходима индивидуальная работа с подростком по снижению агрессии.

Денис К. – 14.04.1995 г.р. Социальная сирота. Мать лишена родительских прав. Обучается и проживает в школе-интернате. Диагноз – ЛУО. Подросток находится в группе риска. Мальчик агрессивный. Постоянно обижает детей, избивает их. Наносит очень сильные побои, так как сам физически крепкий. Друзей практически не имеет. Грубит воспитателям и педагогам, пропускает уроки. Не всегда выполняет домашнее задание. Часто отлучается из интерната без предупреждения. За своим внешним видом не следит. Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, а также в индивидуальной коррекционной работе по снижению агрессивного поведения.

С данными тремя подростками была запланирована и проведена индивидуальная работа по коррекции агрессивного поведения, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Принципы индивидуальной коррекционной работы и ее алгоритм представим в таблице 2.

 

Таблица 2. Принципы и алгоритм индивидуальной коррекционной работы с агрессивными подростками

Принципы индивидуальной работы Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными подростками
1. Выявление причин агрессивности ребенка 1. Вхождение в контакт с подростком и создание у него чувства доверия к специалисту
2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребенка, обеспечение необходимой помощи с их стороны 2. Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение подростка
3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей подростка, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы 3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других
4. Построение работы с маленьким пациентом на паритетности отношений, независимо от его возраста 4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения

 

В своей индивидуальной работе с подростками мы использовали некоторые методики, которые описаны более подробно в программе индивидуальной работы (Приложение 7).

После проведения индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения троих подростков, мы отметили некоторые улучшения в их поведении. В частности:

Вероника Б. После проведения индивидуальных занятий стала менее вспыльчивой. В коллективе – более общительной. Приступы агрессии стали менее выраженными и более редкими. Учится себя контролировать.

Женя В. Учится контролировать свое поведение. Старается не вступать в конфликты со сверстниками.

Денис К. Мальчик стал менее агрессивным, более дружелюбным. Подружился со своим сверстником, вместе с которым увлекся игрой в волейбол, стал посещать секцию волейбола. Стал следить за своим внешним видом.

Таким образом, мы можем отметить качественные результаты проведенной индивидуальной работы с данными подростками.

После проведения коррекционной работы со всеми подростками, нами была проведена вторичная диагностика – контрольный этап эксперимента.

Вторичная диагностика проводилась по тем же методикам, что и первичная диагностика.

Результаты анкетирования показали, что уровень агрессивности снизился. Высокий уровень не показал ни один подросток, средний уровень агрессивности отмечен у 5 подростков, хотя в первичной диагностике он присутствовал у 9 подростков. Низкий уровень агрессивности отмечен у 6 человек. В первичной диагностике он был обнаружен только у одного подростка (Приложение 4).

Опросник Басса – Дарки представил возможность раскрыть показатели агрессивности у подростков. У большинства испытуемых на контрольном этапе обнаружена норма агрессивности – это 8 человек и у 3 человек присутствовал показатель агрессивности ниже нормы (Приложение 8).

 

 

Анализ рисунков по тесту «Несуществующее животное» на контрольном этапе эксперимента показал, что агрессия присутствует у 2 подростков из 11.

На констатирующем этапе эксперимента этот показатель был подтверждён у 8 подростков из 11 (Приложение 9).


Вывод

Благодаря проведенной коррекционной работе, направленной на снижение агрессивности подростков с нарушением интеллекта, уровень агрессивности у подростков значительно снизился, что подтверждают данные диагностического исследования на этапе контрольного эксперимента.

Таким образом, гипотеза нашей работы о том, что педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:

1. В результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;

2. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта подкреплена программно-методическим обеспечением;

3. Организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее –

была экспериментально доказана.

В заключении приведем рекомендациипедагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком:

1. При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.

2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

3. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.

4. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, покинутым.

5. Помните, что истерические приступы, если они случаются, чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

6. Если вы замечаете у ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их.

7. Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

8. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать “портрет” его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

9. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева.

10. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, если такое наблюдается. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

11. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

12. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

13. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

14. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает “жертвой”, следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.



Заключение

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе, не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния. Требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии.

Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственных сферах), так и социально- психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Детей с повышенной агрессивностью отличает озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть мягок, сдержан, терпелив. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья – его союзники в решении трудных проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой. Педагог, работая с детьми - олигофренами, имеющим повышенную агрессивность, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, строить свою работу так, чтобы всячески помочь ребёнку в преодолении трудной для него ситуации, должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении и настроении детей.

Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и своё молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врождённой и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжить более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с умственно- отсталыми подростками по преодолению агрессии и агрессивного поведения.

Проанализировав данные диагностического обследования подростков с нарушением интеллекта на этапе итогового эксперимента было выявлено, что уровень агрессии у группы подростков значительно снизился вследствие проведённой с ними коррекционно-педагогической работы во внеурочное время. А это значит, что гипотеза работы полностью подтверждается, а именно: педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:

1. В результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;

2. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта подкреплена программно-методическим обеспечением;

3. Организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Задачи, которые нами были выдвинуты, выполнены, а именно:

- рассмотрена проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях, виды агрессивности в детском возрасте;

- изучено проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении подростков, представлена типология агрессивного поведения современных подростков;

- раскрыты особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта;

- в ходе эксперимента выявлены и изучены формы агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта;

- рассмотрены методы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, разработан комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта;

- рассмотрена организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения, приведены рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком.

Таким образом, выпускную квалификационную работу можно считать законченной.


Список литературы

 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 36 с.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб., 1997.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1868. – 112 с.

4. Божович Л.И. О вреде физических наказаний (беседа). // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М-Воронеж, 1995.

5. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. – СП-б.: Изд. «Речь», 2006.

6. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

7. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. – 255 с.

8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 2005. – 88 с.

9. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 1979. – 288 с.

10. Вопросы изучения и воспитания личности — т. 1 - Л., 1926. - 111с.

11. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.

12. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб., 2007. – 196 с.

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. - 239 с.

14. Дильтей В. Описательная психология. - Спб., 1996. – 314 с.

15. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - №5, C. 8 – 16.

16. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991.

17. Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. - М., 1985.

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1980. - 128 с.

19. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 290 с.

20. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.

21. Кон, И.С. Какими они себя видят / И.С.Кон. - М.: Педагогика, 2008. – 256 c.

22. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологи. Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Перешеин, Л.И.Солнцева. – М.: Издательский центр «Академия». 2006. - 480 с.

23. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. - 2005. - №6. – С.3–9.

24. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., 1990.

25. Марценковская, Т. Д. Детская практическая психология. Учебник / Т. Д. Марценковская - М., 2001.

26. Миклеева, А.В. Я - подросток. Мир эмоций: Программа уроков психологии /А.В. Миклеева – СПб., 2003. -109 с.

27. Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. - М., 2006. – 94 с.

28. Перешеева, Н.В., Заостровцева М.Н. Деликвентный школьник. / М.: Сфера, 2006.

29. Покровский, В.И.Новая популярная медицинская энциклопедия. / В.И.Покровский.- М.: Издательство «Энциклопедия», 2004.

30. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2008. – 312 с.

31. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М., 2005.

32. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Учеб. пособие./ Б.П.Пузанов, И.П.Коняева, Б.Б. Горских.- 2-е изд., издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

33. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика. Учеб. пособие. / Б.П. Пузанов. – М., 2009.

34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

35. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М., 2008.

36. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Изд-во «Мир», 2005.

37. Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. – СПб., 2008. – 54 с.

38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

39. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. / Под ред. Л.Д. Ясина. - М., 2008. - Т. 1.

40. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - М., 2007.

41. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2005. - №5-6.

42. Рычкова, И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика / И.А. Рычкова. - М., 2008.

43. Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми. - М.,2006.

44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва-Воронеж, 2006.

45. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия. Часть третья. Личность в семейном социуме: Учебное пособие / Т.В. Сенько. – Минск, 2006.

46. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2007.

47. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова - Ростов/Д.: Феникс, 2003.

48. Удовенко, М. Игры и упражнения для снижения агрессии / М.Удовенко// Школьный психолог. – 2006. - № 3. – С. 31.

49. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. / К.Фопель. – м.: Генезис, 2008. -160 с.

50. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 2009.

51. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлины - М., 2004.




Приложение 1

Опросник Басса-Дарки

1. Ф.И.О.

2. Пол

3. Возраст

4. Место работы родителей.

Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не просят по-хорошему, я не выполняю просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то обязательно даю им это почувствовать.

8. Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытываю мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Яне могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувства вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнуть по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сделать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Ч ругаюсь со злостью.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хот м не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - № 9, 17, 41

2. Косвенная агрессия:

«да»- №2, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» - № 10, 26, 49

3. Раздражение:

«да»- № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11, 35, 69

4. Негативизм

«да»- № 4, 12, 20, 23, 36

5. Обида:

«да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

6. Подозрительность:

«да» - №6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

8. Угрызение совести, чувство вины:

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.



Приложение 2

 

АНКЕТА (Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М.)

Прочитай вопросы и ответь на них:

1.Временами кажется, что в меня вселился злой дух._____________

2.Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.________________

3.Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же.________________________________

4.Иногда мне хочется выругаться безо всякой причины.__________

5.Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то

разбиваю._______________

6.Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение._______________

7.Я не прочь подразнить животных.___________

8. Переспорить меня трудно.__________________

9. Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мною подшучивает.________________

10.Иногда у меня вспыхивает желание сделать всё наоборот _______

11. В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё

наоборот._________________

12.Часто ворчу.________________

13.Воспринимаю себя как самостоятельного и решительного._____________

14.Люблю быть первым, командовать, подчинять себе других._____________

15.Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти

виноватых.______________

16. Легко ссорюсь, вступаю в драку._______________________

17.Стараюсь общаться с младшими и физически более слабыми ______

18. У меня нередко бывают приступы раздражительности._____________

19.Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь.______________

20.Уверен, что любое задание выполню лучше всех.___________________

Положительный ответ на каждое предложение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность- 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.



Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: