Железнодорожный тариф на международные перевозки

Плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля:

o железнодорожной станции отправления – при отправлении грузов со станций Российских железных дорог, а также при перевозках импортных грузов на станции Российских железных дорог, оформленных транспортной железнодорожной накладной прямого международного железнодорожного грузового сообщения на весь путь следования;

o железнодорожной станции перевалки груза – при перевозке грузов с перевалкой с других видов транспорта на железную дорогу;

o железнодорожной станции переоформления накладной – при перевозке грузов, которая была осуществлена с переоформлением железнодорожной накладной одного международного транспортного права на другое.

Плата за перевозку грузов по Российским железным дорогам исчисляется:

o В прямом международном сообщении и в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации – за расстояние перевозки по Российским железным дорогам до выходной (от входной) пограничной станции с учетом расстояния до (от) государственной границы Российской Федерации;

o В непрямом международном сообщении через российские порты экспортных и импортных грузов – за расстояние перевозки по Российским железным дорогам от (до) железнодорожной станции отправления (назначения) до железнодорожной станции перевалки.

Железнодорожные тарифы включают:

o платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом Российских железных дорог;

o платы за пользование инфраструктурой Российских железных дорог при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов;

o платы за пользование инфраструктурой Российских железных дорог при пробеге своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов;

o платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом.

Тариф на перевозку грузов в собственных вагонах применяется к вагонам, принадлежащим непосредственно грузоотправителю, грузополучателю, и к вагонам, принадлежащим на правах собственности, другим юридическим или физическим лицам и организациям, кроме Российских железных дорог, железных дорог стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, параметры которых соответствуют стандартам и отвечают требованиям правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

В железнодорожные тарифы входят следующие вида работ и услуг:

o уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на железнодорожные пути необщего пользования или к фронтам погрузки (выгрузки) на местах общего пользования;

o текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку;

o техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов;

o осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;

o прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией;

o маневровая работа по расформированию поездов различных категорий, прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий;

o маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие Российским железным дорогам и расположенные в пределах железнодорожной станции;

o маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами Российских железных дорог.

Кроме того, в тарифы включены следующие расходы:

o по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок;

o по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов;

o по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей общего пользования, устройств сигнализации и связи, вагонов общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту. При выполнении грузоотправителями, грузополучателями и иными юридическими и физическими лицами указанных выше услуг и работ, стоимость их выполнения должна возмещаться по соглашению сторон на основе соответствующих расчетов.

Железнодорожный тариф рассчитывается на основе классификатора тарифных схем. Расчет производится преимущественно при помощи компьютера. В классификаторе приведены тарифные ставки за начально-конечные (А) и движенческие (В) операции для каждой тарифной схемы. Классификатор является основой для автоматизации таксировки плат с применением ЭВМ. Определение платы за отправку (П) на основе классификатора производится по следующей зависимости:

П = А + В*L, руб.

Принятые обозначения в классификаторе:

А – ставка за начально-конечные операции, руб. за отправку (вагон, тонну, контейнер);

В – ставка за движенческие операции, руб. за отправко-км (вагоно-км, тонно-км, контейнеро-км);

L – среднее поясное расстояние перевозки, км.

Величина ставки за движенческие операции (В) устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона.

Конечный тариф на международную перевозку грузов в собственных вагонах определяется по тарифной схеме №116 с применением ряда скидок и поправочных коэффициентов.

Пример расчета железнодорожного тарифа на экспорт фанерного кряжа в Финляндию ООО «Тимос» при помощи компьютерной программы «ЖД Тариф» приведен в приложении к данной работе.



Заключение

Железные дороги России играют одну из ключевых ролей в международных грузовых перевозках: более 50% международных грузоперевозок с участием России производится по Российским железным дорогам. Реализацию услуг железнодорожного транспорта и формирование маркетинговой политики в части грузовых перевозок осуществляет Система фирменного транспортного обслуживания. Система фирменного транспортного обслуживания является единственной структурой, обеспечивающей от имени ОАО «РЖД» взаимодействие с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов. Основными задачами Системы фирменного транспортного обслуживания является организация работы в сфере оказания услуг по перевозке грузов, использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», для осуществления перевозок грузов, информационных и иных дополнительных услуг, а также по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава. На Российских железных дорогах Система фирменного транспортного обслуживания представлена Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», а также Дорожными центрами фирменного транспортного обслуживания и региональными и линейными агентствами фирменного транспортного обслуживания.

По железным дорогам России перевозится более 40 групп грузов, наибольший удельный вес имеют каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая, черные металлы и лесные грузы. Рассмотрев международные перевозки грузов по Российским железным дорогам, мы выяснили, что объемы импорта и транзита, хотя и немалы сами по себе, довольно несущественны в сравнении с объемами экспорта. В структуре экспорта наибольший удельный вес имеют следующие виды грузов: нефть и нефтепродукты, каменный уголь и лесные грузы. При этом, меня заинтересовал стабильный рост экспорта лесных грузов: начиная с 1997 года ежегодный прирост экспорта данной категории грузов составлял более 3 миллионов тонн. Основными странами назначения экспорта российских лесных грузов являются Китай, Япония и Финляндия. Немалый объем экспорта лесных грузов идет и в страны Балтии. Учитывая такое распределение экспорта лесных грузов по странам, неудивительно, что наряду с Восточно-Сибирской железной дорогой, важную роль в экспорте данной категории грузов играет и Октябрьская железная дорога.

Основной особенностью Октябрьской железной дороги, в силу в частности её географического положения, является экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской действует 8 пограничных переходов и ряд важнейших морских портов. Для оказания услуг клиентам в области грузовых перевозок функционирует Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания. Основными грузами, идущими на экспорт с Октябрьской железной дороги, являются нефть и нефтепродукты, лесные грузы и руда железная и марганцевая. При этом, с 1997 года наблюдается постоянный рост экспорта лесных грузов: он вырос с 9% общего объема экспорта по Октябрьской железной дороге в 1997 году до 23% - в 2005 году. Более 70% экспорта лесных грузов с Октябрьской железной дороги идет в Финляндию, на втором месте по объемам экспорта – страны Балтии, доли других стран незначительны. Поскольку территория, обслуживаемая Октябрьской железной дорогой, имеет границу, как с Финляндией, так и со странами Балтии, экспорт осуществляется через железнодорожные пограничные переходы. Основной экспортный грузопоток проходит через станции Светогорск и Бусловская в Ленинградской области и станцию Вяртсиля в Республике Карелия.

Основными лесными грузами, идущими на экспорт с Октябрьской железной дороги, являются балансы, пиловочник и кряжи – то есть, круглые лесоматериалы, предназначенные для дальнейшей переработки. Экспорт готовой или частично переработанной лесопродукции к сожалению неразвит.

Около 540 предприятий и фирм экспортирует лесные грузы по Октябрьской железной дороге, однако наибольший объем экспорта, около 35 тысяч тонн ежемесячно, осуществляет ООО «Тимос», стопроцентная дочерняя компания шведско-финской интегрированной деревоперерабатывающей корпорации Stora Enso. В поселке Неболчи Новгородской области под управлением ООО «Тимос» функционирует лесопильные завод, производящие пиломатериалы и круглые лесоматериалы из ели. Для переработки используется древесина из различных областей Северо-запада России. Создание Stora Enso дочерней компании в поселке Неболчи является частью стратегии получения доступа к дешевому сырью и выхода на новые рынки. ООО «Тимос» отправляет на экспорт круглые материалы в основном в Финляндию. Экспорт производится в основном в платформах со стойками для перевозки леса, арендованных у компании ЗАО «Евросиб».

Для осуществления перевозки по железной дороге в установленные сроки подается заявка, которая должна быть согласована перевозчиком и владельцем станции, на которой будет осуществляться погрузка. В случае успешного согласования, заявка учитывается. Для целей учета заявки перевозчиком составляется учетная карточка, в которую заносятся сведения о подаче и погрузке вагонов. Погрузка может осуществляться как перевозчиком, так и грузоотправителем. Но в любом случае должны быть соблюдены все правила погрузки, сделана необходимая маркировка, груз должен быть надежно закреплен. Перед погрузкой в накладной делаются отметки таможни о разрешении вывоза груза. Груз должен быть погружен не только в соответствии с правилами Российских железных дорог, но и отвечать требованиям иностранных дорог назначения. Правильность погрузки оценивает сотрудник железной дороги, после чего завершается оформление накладной на станции отправления и делаются отметки в памятке приемосдатчика о передаче груза от грузоотправителя перевозчику. Транспортная железнодорожная накладная – основной документ на перевозку, который заполняется в течение всего перевозочного процесса. Для перевозок между Россией и Финляндией существует, в соответствии с Соглашением о прямом железнодорожном сообщении между СССР и Финляндией, специальная форма накладной, которая почти полностью соответствует форме принятой в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении. После завершения перевозки оригинал накладной остается у грузополучателя.

Железнодорожный тариф на экспорт грузов считается по специальной тарифной схеме с применением, зависящих от различных условий перевозок, различных повышающих коэффициентов или скидок. В соответствии с международными соглашениями, грузоотправитель оплачивает перевозку грузов только по территории своей страны до границы. Перевозку по территории страны назначения железным дорогам страны назначения оплачивает грузополучатель.

Перед Российскими железными дорогами на сегодняшний день поставлена задача интеграции в мировую транспортную систему. А это означает и повышения качества и скорости железнодорожных перевозок. К сожалению, ряд факторов, таких как бюрократизация перевозочного процесса, непрозрачность тарифов, не способствует в выполнении этой задачи. Тем не менее, Российские железные дороги предпринимают шаги в нужном направлении: уже сейчас оформление всех документов, необходимых для перевозки грузов, может быть осуществлено в электронном виде. Ассортимент и качество услуг, предоставляемых Дорожными центрами фирменного обслуживания, постоянно улучшаются. Многое, однако, предстоит сделать для внесения ясности в систему тарификации, увеличения пропускной способности железных дорог, сокращения сроков рассмотрения заявок на перевозку грузов.


Список использованной литературы:

1. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации №18-ФЗ от 19 мая 2003 года

2. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации №17-ФЗ от 24 декабря 2002 года

3. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», Федеральный закон Российской Федерации №147-ФЗ от 10 января 2003 года

4. «Прейскурант № 10-01. Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1)», Прейскурант №47-т/5, Федеральная энергетическая комиссия, от 17 июня 2003 года

5. «Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении» от 1 ноября 1951 года

6. «Железные дороги России. Общий курс», СПб: Информационный центр «Выбор», 2004

7. «Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы», М: Центр стратегических программ, 2003

8. «Транспортные системы, пути и перевозки лесопродукции», Архангельск: 2003

9.  «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом», М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003

10. Айзинбуд С.Я. «Локомотивное хозяйство», М: Транспорт, 1999

11. Алябьев В. И., Ильин Б. А., Кувалдин Б. И., Грехов Г. Ф. «Сухопутный транспорт леса», М: Лесная промышленность, 2000

12. Ветров Ю.Н. «Конструкция тягового подвижного состава», М: Желдориздат, 2000

13. Воскобойников И. В. «Лесные ресурсы и лесопродукция России», М: Агро-принт, 2004

14. Гаджинский А. М. «Логистика», М: ИВЦ «Маркетинг», 2000

15. Галабурда В.Г. «Единая транспортная система», М: Транспорт, 2001

16. Губенко В.К. «Логистика», Мариуполь: 2001

17. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В., «Внешнеэкономическая деятельность», М: Дело, 2002

18. Кацман Ф. М., Королева Е. А. «Проблемы функционирования международных транспортных коридоров», СПб: 2001

19. Лецкий Э. К. «Информационные технологии на железнодорожном транспорте», М: 2000

20. Миротин Л. Б. «Транспортная логистика», М: Экзамен, 2002

21. Назаренко В. Н., Назаренко К. С., «Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности», М: Центр экономики и маркетинга, 2000

22. Нехайчик Н. Л., Маргулис П. Б. «Экспорт лесных товаров», СПб: 2000

23. Николаева Д. С. «Внешнеторговые транспортные операции и логистика», М: АНКИЛ, 2002

24. Плужников К. И. «Транспортно-экспедиторские операции», М: 2000

25. Савин В. И., «Перевозки грузов железнодорожным транспортом», М: 2003

26. Савичев Г. П. «Правовое обеспечение сохранности грузов», М: Юридическая литература, 2005

27. Садиков О. Н. «Правовое регулирование международных перевозок», М: Юридическая литература, 2000

28. Салминен Э. О., Борозна А. А., Тюрин Н. А. «Лесопромышленная логистика», СПб: 2001

29. Салминен Э.О., Бит Ю.А., Борозна А.А. «Экспорт лесопродукции: Справочное пособие», СПб: Профи-информ, 2004

30. Салминен Э.О., Овчинников М.М., Бит Ю.А., Борозна А.А. «Международные перевозки лесопродукции», СПб: Профи-Информ, 2005

31. Саркисов С. В. «Организация и управление доставкой товаров во внешнеэкономических связях», М: 2000

32. Саркисов С. В. «Организация перевозок во внешнеэкономических связях», М: Юридическая литература, 2003

33. Семёнов В. М., Кустов В. Н., Тертеров М. Н., Романова И. И., «Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте», СПб: 2003

34. Смехов А. А. «Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте», М: 2002

35. Смехов А.А. «Грузоведение и сохранность грузов», М: Транспорт, 2000

36. Соколов М.Н. «Вагонное хозяйство на промышленном железнодорожном транспорте», Киев: 1999

37. Терешина Н.П. «Экономика железнодорожного транспорта», М: 2004

38. Третьяков А.П. «Подвижной состав и тяговое хозяйство железных дорог», М: Транспорт, 1999

39. Троицкая Н.А. «Единая транспортная система», М: Академия, 2003

40. Холопов К. В. «Экономика и организация внешнеторговых перевозок», М: Юрист, 2000

41. Шадур Л.А. «Вагоны», М: Транспорт, 1999

42. Шаров В. А, «Элементы логистики на железнодорожном транспорте», СПб: 2001

43. Язиков В. М. «Транспортное обеспечение внешнеторговых операций», СПб: 2001

44. Андрей Катков «10 лет критским транспортным коридорам», РЖД-Партнер №2 (66), 2004

45. Андрей Катков «МТК №2: долгий путь к совершенству», РЖД-Партнер №2 (66), 2004

46. Наталья Алхимова «Чтобы бизнес был эффективным, необходимо создание в России высокопродуктивной логистической системы», Экономика № 15 (407) 02 Марта, 2006 г.

47. www.mintrans.ru

48. www.rzd.ru

49. www.ozd.rzd.ru

50. http://www.transsfera.ru/News/Message/News240505.html

51. http://www.eurosibspb.ru/transport.php

52. www.storaenso.com

53. http://newsfromrussia.com/main/2003/11/05/51030.html

54. http://region.adm.nov.ru/pressa.nsf/0c7534916fcf6028c3256b3700243eac/03ac0deb9deba2cbc3256c130049a7f5!OpenDocument

55. http://region.adm.nov.ru/pressa.nsf/c7beb025664e3166c3256e1c002a9237/fc17f124ebc245dcc3256e7c00232aa2!OpenDocument

56. http://www.ved.natm.ru/archive.html?type=news&full=1195

57. http://www.tks.ru/cgi-bin/text.pl?file=200112060003&id=law


[1] www.mintrans.ru

[2] Терешина Н.П. «Экономика железнодорожного транспорта», М: 2004

[3] «Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы», М: Центр стратегических программ, 2003

[4] РЖД-партнер №2, стр. 10, 2005

[5] Салминен Э.О., Овчинников М.М., Бит Ю.А., Борозна А.А. «Международные перевозки лесопродукции», СПб: Профи-Информ, 2005

[6] Салминен Э.О., Бит Ю.А., Борозна А.А. «Экспорт лесопродукции: Справочное пособие», СПб: Профи-информ, 2004

[7] «Железные дороги России. Общий курс», СПб: Информационный центр «Выбор», 2004

[8] Воскобойников И. В. «Лесные ресурсы и лесопродукция России», М: Агро-принт, 2004

[9] Семёнов В. М., Кустов В. Н., Тертеров М. Н., Романова И. И., «Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте», СПб: 2003

[10] Савин В. И., «Перевозки грузов железнодорожным транспортом», М: 2003

[11] www.storaenso.com

[12] www.evrosibspb.ru

[13] Семёнов В. М., Кустов В. Н., Тертеров М. Н., Романова И. И., «Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте», СПб: 2003




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: