Особенности онлайновых информационных ресурсов

 

Онлайновые информационные ресурсы довольно проблематично описать по классическим критериям — таким, как периодичность издания, объемы передаваемой информации, география ее распространения, поскольку эти понятия неприменимы к интернету. Периодичность издания, например, может быть и ежеминутной, да и само понятие «периодичность» в данном случае имеет неоднозначное значение. Под ним можно понимать как обычное добавление новости, так и полное обновление всех рубрик ресурса. Понятия «география распространения» в интернете и вовсе не существует, т.к. сайты доступны практически в любой точке мира, в то время как традиционные СМИ «привязаны» к конкретному географическому месту (например, локальная газета, радиостанция).

В то же время онлайновые информационные ресурсы обладают рядом специфических качеств, которые нельзя найти у традиционных СМИ. Среди них исследователи М. Лукина и И. Фомичева выделяют интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, оперативность, доступность, неограниченный объем и др. [18, с. 48].

Интерактивность. Хотя в печатных СМИ пока никто не отменял письма и пресс-анкеты как формы общения со своим читателем,более молодые СМИ успешно используют другие формы интерактивности (двустороннего взаимодействия с читателем): например, на радио и телевидении сегодня весьма популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией.

Коммуникация в интернете подразумевает возможность активного взаимодействия между редакцией и читателем. Интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса можно разделить на четыре разновидности:

1. от одного — к одному (письма в редакцию по электронной почте);

2. от одного — к многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо);

3. от многих — к одному (когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-конференции);

4. от многих ко многим (участие в форуме).

В отличие от традиционных СМИ, в онлайновых информационных ресурсах двустороннее общение между редакцией и читателями разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета» — «почта», или «радио» — «телефон», а «интернет» — «интернет».

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения — электронными письмами, чатами, форумами.

В связи с этим у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторовэтой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения.

Возможность вступить в контакт с публикой в интернете помогает журналистам подробнее узнавать социальные потребности аудитории, а значит, приблизиться к удовлетворению ее запросов. Кроме того, журналист может сознательно вовлекать аудиторию в информационный обмен,для получения необходимых данных. К примеру, портал tut.by нередко включает в статьи комментарии своих пользователей, оставленные на форумах, а зачастую просит откликнуться очевидцев какого-либо события, участников конфликта и т.п.

К элементам интерактивности относят и такие сервисы, как «Оценка материала», «Голосование», которое обычно состоит из вопроса и вариантов ответа, сервиса «Задать вопрос», где пользователь может обратиться в редакцию за помощью в какой-либо проблеме, «Форма для отправки пользовательского контента», позволяющая пользователю отправить редакции текстовое сообщение или мультимедийные файлы [16, с. 147].

Гипертекст. Гипертекстовая природа основа интернета и его уникальное свойство, которое помогает связать различные веб-страницы с помощью гиперссылок и тем самым дает возможность пользователю получить более полную информацию о событии. Гипертекстные связи зачастую рассматривают как технический элемент веб-дизайна, как источник информации и характеристику контента [18, с. 72].

Гиперссылки могут быть контекстуальными и тематическими, внутренними и внешними. Контекстуальные ссылки ведут на различные новости об одном и том же событии (например, подробности землетрясения, интервью с сейсмологами и пр.) Тематические ссылки будут указывать на материалы на похожие события, но произошедшие в другом месте и/ или в другое время (напр., материалы о землетрясениях в других странах).

Внешние гиперссылки ведут на другие сайты, внутренние — на материалы в пределах одного ресурса.

Мультимедийность это возможность использования на веб-странице различных видов информации — текстовой, графической, аудиовизуальной.

Включение в веб-страницы аудио- и видеоинформации уже стало обычной практикой. В интернете нередко создаются онлайн-радиостанции, специализирующиеся на узкой тематике, поскольку вещание в сети намного дешевле покупки эфирных диапазонов.

Как уже отмечалось ранее, использование в информационных ресурсах мультимедиа делает информацию более доступной для восприятия пользователями, а зачастую подтверждает ее достоверность.

Оперативность. В отличие от других каналов передачи информации, сеть дает возможность публиковать новость мгновенно, как только она появилась. Однако некоторые исследователи считают, что оперативность становится по-настоящему востребованной лишь во время острых кризисов, происшествий, важных событий, т.е. несколько раз в год [20, с. 20].

Архив. Интернет предлагает неограниченный объем памяти и возможность архивировать более старую информацию, превращать ее в базу данных с возможностью легкого поиска и открытия необходимых документов.

Такая возможность позволяет внедрять такие сервисы, как, например, календарь культурных мероприятий, справочники, электронные консультанты и др.

Неограниченный объем. В то время как печатные СМИ ограничены объемом выпуска, телепередача ограничена временем, на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала. Это увеличивает как количество опубликованных новостей, так охват целевой аудитории.

Доступность. Сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в интернет. Пуховичскую газету может увидеть житель любой страны. Помешать этому может разве что языковой барьер.

Индивидуальный прием информации. Когда телевизоры еще были редкостью, их смотрели семьями, а иногда и целыми деревнями, в наши дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме обеспечивает индивидуальный просмотр. Так же и персональный компьютер постепенно стал средством индивидуального пользования.

Возможность повторного использования информации. Телевизионные и радиопередачи невозможно просмотреть повторно без специальной записи на носитель информации, в то время как к текстам сетевых изданий, подобно печатным СМИ, можно обратиться в любое время.

Низкая себестоимость. Низкая себестоимость создания и поддержки онлайнового ресурса позволяет достаточно легко войти на рынок, что, в свою очередь, способствует созданию узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов.

Однако легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к использованию дезинформации, плагиата, пропаганде экстремизма, порнографии пр.

В то же время, если печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего существования продажу, пользователи телевидения, радио и интернет-изданий не только должны иметь технические средства — телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, что является изначальным препятствием для их использования

К тому же, материалы онлайновых ресурсов должны читаться непосредственно с монитора, «гипертекстово», что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой — переутомляет глаза, а его скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов. Более того, результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США), показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже, чем его печатные аналоги. Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем те же тексты, опубликованные в обычных газетах [4].

Таким образом, онлайновые информационные ресурсы позволяют пользователям получать информацию более оперативно, чем традиционные СМИ, а использование гипертекста и мультимедиа делает журналистские материалы более полными и интересными, как с информативной, так и с дизайнерской точки зрения. Тем не менее, по некоторым характеристикам, онлайновые ресурсы проигрывают традиционным: свет монитора переутомляет глаза, снижается скорость чтения и уровень доверия к опубликованной информации.

интернет информационный онлайновый журналистика мультимедийный




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: