В данном разделе дипломной работы дается характеристика рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку.
Таблица 3.1
Общая характеристика рынков основных товаров
Классификационный признак | Типы рынков |
Территориальный охват | Региональный рынок - г. Йошкар-Ола. Охвачены практически все районы города за исключением Ремзавода. |
Рыночный механизм воздействия государства | Государство косвенно воздействует на спрос путем повышения минимальных размеров труда, увеличения заработной платы бюджетников. С другой стороны государство путем вмешательства различного рода инстанций ставят ощутимые препоны, сдерживающие развитие предпринимательства. |
Тип конкуренции | Рынок монополистической конкуренции, т.к. существует великое множество фирм с аналогичным видом деятельности и однотипными предлагаемыми товарами, цены определяются исключительно рынком. |
Соотношение спроса и предложения | Существует рынок покупателя, т.к. предложение зачастую превышает спрос. В условиях существующей чистой конкуренции это нормальное явление. |
Степень зрелости рыночных отношений | Рынки на данном этапе находятся на переходном этапе, т.е. переходят в разряд развитых. Сотрудничество с фирмами-поставщиками носит постоянный характер. |
Соответствие действующему законодательству | Рынок легальный. Вся торгово-закупочная деятельность соответствует действующему законодательству. |
Срок использования товара | Так как фирма осуществляет розничную торговлю продуктами питания, то здесь существует рынок краткосрочных товаров. |
Материальная специфика продукта | Рынок продуктов, имеющих материальное воплощение. |
Степень агрегирования товаров | Общегрупповой признак - продукты питания |
Тип потребления | Рынок промежуточных продавцов |
Проведенный анализ помогает выявить рынки сбыта продукции торговой фирмы «Крестьянское подворье» - это рынокпродовольственных товаров. Основная масса продукции реализуется в пределах г. Йошкар-Ола.
Рынок продукции сети магазинов «Крестьянское подворье» является рынком монополистической конкуренции, так как на нем присутствуют несколько конкурентов.
Хотя рынок сейчас насыщен подобными товарами, предприятие постоянно следит за повышением ассортимента продукции и качества обслуживания, старается использовать современные торговые технологии, что позволяет ему успешно конкурировать на рынке.
Оценивая структуру рынка, целесообразно рассчитать коэффициент концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. Индекс Герфиндаля рассчитаем по объемам продаж крупнейших 5-ти фирм-конкурентов анализируемого предприятия.
Рис. 3.1. Структура рынка
Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей рынка всех фирм, продающих продукцию на этом рынке:
Н=р21 + р22 + р23 + р24 + р25
Н=484+225+169+100+36=1014
Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке.
Рассчитаем долю рынка фирмы.
D=Qф/Qотрасли *100%
D=66518/400000*100% =17%
В целом можно сказать, что предприятие занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция, но не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно расширять рынки сбыта и ассортимент продукции.
Лидерами рынка принято называть фирмы, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка со стороны предложения товара.
Таблица 3.2
Лидеры рынка
Организации | Год создания | Основное направление деятельности | Количество занятых, чел. | Доля рынка, % |
ООО «Мегапол» - сеть магазинов «Столичный» | 1992г. | Розничная торговля продоволь-ственными и непродовольствен-ными товарами. | 160 | 22 |
Торговая фирма «Крестьянское подворье» | 1996г. | Розничная торговля продовольственными товарами. | 107 | 17 |
ООО «Марийская фруктовая компания» | 1998г. | Розничная и оптовая торговля продовольственными товарами. | 120 | 15 |
ООО «Сента +» | 2003г. | Розничная торговля продовольственными товарами. | 60 | 13 |
ЗАО «Бакалея» | 1993г. | Розничная торговля продоволь-ственными и непродовольственными товарами, производство хлебобулочных изделий. | 130 | 10 |
ЧП Отмахов | 2005г. | Розничная торговля продовольственными товарами. | 40 | 6 |
Данные для построения конкурентной карты представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Цены на продукцию фирм-конкурентов
Организация | Доля рынка, q (%) | Цена товара, ед. (хлеб ржаной) |
ООО «Крестьянское подворье» | 17 | 6,0 |
ООО «Мегапол» | 22 | 5,7 |
ООО «Марийская фруктовая компания» | 15 | 6,2 |
ООО «Сента +» | 13 | 5,8 |
ЗАО «Бакалея» | 10 | 5,9 |
ЧП Отмахов | 6 | 6,0 |
МФК
«Сента+» «Мегапол»
«Крестьянское
подворье»
«Бакалея»
ЧП Отмахов
Доля рынка,%
Рис. 3.2. Конкурентная карта
Как видно из рис. 3.2 основными конкурентами торгового предприятия «Крестьянское подворье» являются те организации, которые лежат выше диагонали: ООО «Мегапол», ООО «Марийская фруктовая компания», ООО «Сента +». Самое лучшее положение занимает ООО «Мегапол» с сетью магазинов «Столичный».
Для достижения более высокой конкурентоспособности можно увеличить объем продаж и ассортимент продукции.