Характеристика рынка и анализ конкурентной среды

  В данном разделе дипломной работы дается характеристика рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку.

 

Таблица 3.1

Общая характеристика рынков основных товаров

Классификационный признак Типы рынков
Территориальный охват Региональный рынок - г. Йошкар-Ола. Охвачены практи­чески все районы города за исключением Ремзавода.
Рыночный механизм воздействия госу­дарства Государство косвенно воздействует на спрос путем повы­шения минимальных размеров труда, увеличения заработ­ной платы бюджетников. С другой стороны государство путем вмешательства различного рода инстанций ставят ощутимые препоны, сдерживающие развитие предприни­мательства.
Тип конкуренции Рынок монополистической конкуренции, т.к. существует великое мно­жество фирм с аналогичным видом деятельности и одно­типными предлагаемыми товарами, цены определяются исключительно рынком.
Соотношение спроса и предложения Существует рынок покупателя, т.к. предложение зачастую превышает спрос. В условиях существующей чистой кон­куренции это нормальное явление.
Степень зрелости рыночных отноше­ний Рынки на данном этапе находятся на переходном этапе, т.е. переходят в разряд развитых. Сотрудничество с фир­мами-поставщиками носит постоянный характер.
Соответствие дейст­вующему законода­тельству Рынок легальный. Вся торгово-закупочная деятельность соответствует действующему законодательству.
Срок использования товара Так как фирма осуществляет розничную торговлю продуктами питания, то здесь существует рынок краткосрочных това­ров.
Материальная спе­цифика продукта Рынок продуктов, имеющих материальное воплощение.
Степень агрегирова­ния товаров Общегрупповой признак - продукты питания
Тип потребления Рынок промежуточных продавцов

Проведенный анализ помогает выявить рынки сбыта продукции торговой фирмы «Крестьянское подворье» - это рынокпродовольственных товаров. Основная масса продукции реализуется в пределах г. Йошкар-Ола.

Рынок продукции сети магазинов «Крестьянское подворье» является рынком монополистической конкуренции, так как на нем присутствуют несколько конкурентов.

Хотя рынок сейчас насыщен подобными товарами, предприятие постоянно следит за повышением ассортимента продукции и качества обслуживания, старается использовать современные торговые технологии, что позволяет ему успешно конкурировать на рынке.

Оценивая структуру рынка, целесообразно рассчитать коэффициент концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. Индекс Герфиндаля рассчитаем по объемам продаж крупнейших 5-ти фирм-конкурентов анализируемого предприятия.

 

Рис. 3.1. Структура рынка

 

Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей рынка всех фирм, продающих продукцию на этом рынке:

Н=р21 + р22 + р23 + р24 + р25

Н=484+225+169+100+36=1014

Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке.

Рассчитаем долю рынка фирмы.

D=Qф/Qотрасли *100%

D=66518/400000*100% =17%

В целом можно сказать, что предприятие занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция, но не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно расширять рынки сбыта и ассортимент продукции.

Лидерами рынка принято называть фирмы, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка со стороны предложения товара.

 

Таблица 3.2

Лидеры рынка

Организации Год создания Основное направление деятельности Количество занятых, чел. Доля рынка, %
ООО «Мегапол» - сеть магазинов «Столичный» 1992г. Розничная торговля продоволь-ственными и непродовольствен-ными товарами.   160     22
Торговая фирма «Крестьянское подворье» 1996г. Розничная торговля продовольственными товарами.   107     17
ООО «Марийская фруктовая компания» 1998г. Розничная и оптовая торговля продовольственными товарами.   120   15
ООО «Сента +» 2003г. Розничная торговля продовольственными товарами.   60   13
ЗАО «Бакалея» 1993г. Розничная торговля продоволь-ственными и непродовольственными товарами, производство хлебобулочных изделий.   130   10
ЧП Отмахов 2005г. Розничная торговля продовольственными товарами.   40   6

 

Данные для построения конкурентной карты представлены в табл. 3.3.


 

Таблица 3.3

Цены на продукцию фирм-конкурентов

Организация Доля рынка, q (%) Цена товара, ед. (хлеб ржаной)
ООО «Крестьянское подворье» 17 6,0
ООО «Мегапол» 22 5,7
ООО «Марийская фруктовая компания» 15 6,2
ООО «Сента +» 13 5,8
ЗАО «Бакалея» 10 5,9
ЧП Отмахов 6 6,0

 

             
     


 МФК

 «Сента+» «Мегапол»

 «Крестьянское

 подворье»

 «Бакалея»

 ЧП Отмахов

 

 

 

 


 Доля рынка,%

 

Рис. 3.2. Конкурентная карта

 

Как видно из рис. 3.2 основными конкурентами торгового предприятия «Крестьянское подворье» являются те организации, которые лежат выше диагонали: ООО «Мегапол», ООО «Марийская фруктовая компания», ООО «Сента +». Самое лучшее положение занимает ООО «Мегапол» с сетью магазинов «Столичный».

Для достижения более высокой конкурентоспособности можно увеличить объем продаж и ассортимент продукции.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: