К музыкальной деятельности

№ п/п Критерии Признаки
1. Стремление к расширению и накоплению знаний, умений, навыков в сфере познания традиционной художественной культуры; убежденность в необходимости ответственного отношения к изучению произведений музыкального фольклора 1. Интерес к приобретению глубоких и прочных музыкальных знаний. 2. Желание реализовать свои возможности в достижении поставленных целей. 3. Потребность в целесообразности и осознание необходимости обобщения музыкального опыта в изучении музыкального фольклора.
2. Оперирование представлениями, логическими связями понятий в процессе целенаправленного поиска и обработки информации по проблемам музыкального фольклора в сфере музыкальной деятельности 1. Умение вычленять главные и менее существенные положения в ходе поисковой работы в произведениях народной музыки. 2. Умение устанавливать взаимосвязи между отдельными произведениями фольклора, путем сравнительно-сопоставительного его анализа. 3. Умение выявлять и систематизировать различные факты из анализа научно-методической литературы.
3. Проявление самостоятельности путем умелой регуляции и корректировки музыкально-теоретических знаний, практических действий. 1. Владение поисковыми навыками при организации экспериментов с произведениями музыкального фольклора. 2. Самоконтроль, самооценка в осознании эффективности достигнутых результатов при решении музыкальных задач теории и практики обучения. 3. Творческое использование теоретических знаний для практической работы с произведениями музыкального фольклора, в выборе интерактивных методов обучения.

        

Обосновывая представленную структуру компонентного анализа ценностных ориентаций, оговорим, что сама структура оценивается здесь как закономерный, устойчивый способ связи элементов (признаков) в определенную целостность [37, с. 61].

Результаты теоретико-методологического исследования ценностных ориентаций школьников средствами музыки позволили определить следующие положения и сделать соответствующие выводы:

1. Анализ теоретических обобщений понятий «ценности», «ценностные ориентации», «музыкальный фольклор», позволили утверждать, что ценностные ориентации школьников на уроках музыки являются основой его духовно-нравственного развития.

2. Необходима специальная методика, способствующая воспитанию ценностных ориентаций личности в общеобразовательной школе средствами музыки.

3. Ценностные ориентации личности в общеобразовательной школе, основываются на любви к национальному фольклору   и могут быть рассмотрены средствами музыки с точки зрения процесса духовно-нравственного развития.

Вышеизложенные положения и выводы убедили нас в необходимости разработки специальной методики воспитания ценностных ориентаций личности в общеобразовательной школе средствами музыки, которой и посвящается следующий раздел работы.

 

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Методика опытно-экспериментальной работы

По формированию ценностных ориентаций

Личности школьников

В 21 веке развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил становится мерой и основополагающим условием развития и воспроизводства социальной целостности. На смену социально-ролевому способу организации человеческой жизнедеятельности пришел социально-культурный принцип бытия, более адекватный самой природе человека и превращающий человека из «винтика» социальной машины в субъекта социума и культуры, реализующего себя во всей полноте собственной сущности. Можно сказать, что общество, несмотря на политические катастрофы и экономические трудности, сегодня постепенно переходит к антропоцентризму-принципу, утверждающему приоритет интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности органичного носителя своей национальной культуры. Научный поиск все более поворачивается от обстоятельств к человеку в культуре. Многоуровневое видение человека дополняется стремлением к его целостному восприятию, которое в то же время парадоксально утверждает принципиальную незавершенность человеческого образа. При этом антропологическая доминанта означает включенность человека в мировой процесс, и потому она предполагает не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла любых процессов и явлений в их «человеческом измерении».

Все это обусловливает принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Не случайно в последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации казахстанского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующие обретению целостной идентичности личности. Социально-педагогический смысл феномена традиционной культуры заключается в ее способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию. Этнокультура содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение первичных форм человеческого бытия, сознательный отбор, культивирование и создание новых духовных и материальных ценностей.

В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к феномену традиционной культуры, социально-педагогический потенциал, которой выражается в способности содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и народа, обеспечивать трансляцию духовных ценностей и социального опыта, национально-культурную самоидентификацию и реализацию человеческих возможностей.

В педагогическом плане погружение личности в мир этнокультурных традиций осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности. Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиций обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Особое значение в поиске новых форм и методов формирования патриотических ценностей средствами культуры приобрели Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы». Однако сегодня педагогические резервы этнокультурных традиций, как средства патриотического воспитания подрастающего поколения не используются в полной мере, как в практике учреждений образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. В современном образовании недооценивается роль преемственности этнокультурных традиций, что в конечном итоге тормозит развитие культурной национальной самобытности региона. Культурно-досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле зрелищно-развлекательных программ.

В сложившейся ситуации патриотическое воспитание предполагает концентрацию ресурсов различных социально-культурных институтов в сфере дополнительного образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предлагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самореализацию личности. В то же время социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с патриотическим воспитанием на этнокультурных традициях, разработкой условий реализации культурно-досуговой деятельности. Обращение к данной проблеме продиктовано также тем, что практически невостребованным остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в народной культуре, направленной на патриотическое воспитание молодежи.

Таким образом, основная проблема определяется объективно существующими противоречиями: между значительным духовным богатством этнонациональной культуры и условиями его востребованности в ведущих сферах деятельности обеспечивающих социализацию и инкультурацию подрастающего поколения. Между возрастающим интересом детей и подростков к освоению ценностей, норм и технологий народной культуры и отсутствием педагогических стратегий погружения ребенка в мир традиционной культуры. Между педагогическим потенциалом фольклора, как средством патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов, мерой его использования в деятельности учреждений дополнительного образования и социально-культурной сферы; между существующей потребностью учреждений образования и культуры в руководителях объединений и педагогах этнокультурной направленности, способных продуктивно работать в условиях современного общества.

Основой воспитания ценностных ориентаций личностив школе являются гуманитарные дисциплины, которые представлены учебными курсами родного языка, истории и культуры народа, национальной литературы, философии, эстетики и, конечно же, музыки. Именно в них концентрируется квинтэссенция национальной культуры, и в процессе изучения их происходит передача духовных традиций от поколения к поколению – без чего не может ни утверждаться, ни существовать, ни одно современное общество.

На современную школу возлагается ответственность за развитие этнотолерантных характеристик детей как способа сосуществования с представителями других национальностей. Школа должна использовать национальные ценности, как средство объединения детей разных этнических групп, обеспечивая каждому из них равные возможности для внесения своего личного вклада в укрепление и обогащение этих ценностей.

Основным транслятором национальных ценностей является учитель школы. Именно от уровня этнокультурной компетентности педагога зависит полноценная реализация задачи воспитания ценностных ориентаций личности школьников во всех звеньях системы образования. С сожалением приходится констатировать, что в полноценной форме этнопедагогизация затронула лишь начальное звено системы образования – дошкольные образовательные учреждения, начальные классы – и практически не распространяется на средние и старшие классы. Многие педагоги до сих пор затрудняются в выборе форм, средств и методов этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, слабо ориентируются в этнокультурном материале. Конечно, реализация задач развития и саморазвития ребёнка в этнической культуре заставляет педагога (особенно начинающего) сталкиваться с определёнными трудностями. В их числе можно отметить такие, как:

· малодоступность этнического материала, его неоднозначность;

· появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики;

· «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания;

· определение места «этнопедагогики детства» в системе педагогической культуры.

Но элемент трудности не должен отпугнуть педагога, важным для него должно стать осознание того, что именно через национальную культуру ребёнок социализируется, приобретает этносоциальный опыт, становится цельной личностью, обобщенной связью с истоками культуры, её корнями.

В процессе приобщения к национальной культуре, от педагога требуется особая деликатность по развитию этнокультурных представлений детей. Человека, делающего первые шаги в овладении ценностями национальной культуры, нельзя резко критиковать за какие-то ошибки, просчёты, искажения, а следует лишь призывать к совершенствованию своих знаний, умений, навыков.

Казахстан – страна полиэтничная, со множеством разнообразных видов и типов культур. Поэтому учебно-воспитательный процесс современных школ должен обязательно учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов ближайшего окружения, а затем – к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим в организации педагогического процесса.

     Этнокультурное воспитание народов Казахстана формировалось под влиянием философии принятия мира, вселенной как Данности, человека как События. Воспитание учащихся на таких традициях является источником развития и становления их как личности. Человек живёт и осуществляет разные виды деятельности в конкретной социо-культурной среде, принадлежит к определённому этносу. Поэтому мы стремимся создавать учащимся условия для изучения традиций, культуры, искусства народов Казахстана, что предполагает рассмотрение личности воспитуемого как носителя национальной культуры, характера, самосознания в контексте межкультурного взаимодействия. 

    Содержание уроков по музыке в аспекте этнокультурного воспитания должно быть ориентировано на формирование личности учащихся, способной к саморазвитию, самореализации своих возможностей, стремящейся знать, уважать историю, культуру, вековые обычаи и традиции своего народа, основанных на глубоком понимании мира, добрососедства, целостности государства. Поэтому учебно-воспитательный процесс мы должны строить в соответствии с этнокультурными взглядами народов, населяющих Казахстан, отражая современный менталитет, выражающий процессы интеграции, взаимодействия, взаимообогащения культур народов Казахстана.

Народ из поколения в поколение передавал и передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность даёт возможность новым поколения вобрать в себя и развивать всё лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель.

На основе поставленных нами задач, мы попытались выделить наиболее эффективные виды ценностных ориентаций, к которым, по нашему мнению, относится спецкурс «Традиционная и современная казахская художественная культура».

 

Таблица 2.                             Спецкурс

«Традиционная и современная казахская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: