Новые знания. Выход Незнайки

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, что узнали об инструментах казахского народного оркестра. (ответы детей)

Учитель: Эти инструменты отличные «солисты». И в народе есть такое поверье, что они умеют разговаривать. Но есть ещё много инструментов, которые… (стук в дверь, входит Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте! Это урок музыки? Мне как раз сюда и нужно. Спросить вас про инструменты. Я собрался организовать оркестр, но не всё знаю. Поможете?

Незнайка: Вот какие-то рисунки, говорят, это инструменты.

Учитель: Спасибо Незнайка. Мы обязательно тебе поможем. А ты знаешь, кто руководит оркестром?

Незнайка: Я сам собираюсь им руководить.

Учитель: Дети, как называется человек, который руководит оркестром? (ответ) А что у него есть в руке? (ответ)

Незнайка: Дирижёр. Хорошо, я запомню. И палочка у меня есть.

Учитель: Незнайка, покажи детям свои рисунки.

Незнайка показывает рисунки, а дети отвечают, что на них изображено.

Учитель: Сейчас я расскажу об истории происхождения этих инструментов. Все они народные и были воссозданы по находкам из сожженного города Отрар и сейчас по праву звучат в оркестре народных инструментов Нургиза Тлендиева. Сейчас он называется «Отрар сазы». Давай свои рисунки Незнайка и садись вместе с ребятами.

· Посмотрите на этот рисунок. Это – саз сырнай – глиняный духовой инструмент. Форма может быть различной: иногда напоминает птичку со сложенными крыльями. Звук извлекается при помощи вдувания воздуха и нажатия двух-трёх отверстий. Послушайте, как он звучит. (слушание)

· Вот этот глиняный инструмент – ускирик – его называют детской игрушкой. Звук напоминает пение птицы. На ускирике и саз сырнае можно исполнять народные песни. (слушание)

· Муиз сырнай – сделан из рога крупного домашнего животного (корова, бык). Рога хорошо шлифуются, вытачивается три дырочки и он звучит.

· А вот сыбызгы – сделан из дерева. На изготовление этого инструмента идут особые сорта деревьев: тутовые и абрикосовые. Послушайте, длинная палочка с отверстиями, а как звучит. (слушание)

· В казахской музыкальной культуре существовали и сейчас звучат ударные музыкальные инструменты: это – дауылпаз (барабан), дангыра или кепшик (бубен), асатаяк, конырау (колокольчики), туяктас (копытца).

· Очень интересен инструмент шанкобыз – такие инструменты есть у многих других народов. У якутов он называется хомуз. Это металлический предмет, зажимается зубами и пальцами, поддёргивается за язычок. Вы все его слышали, но не знали, как он называется. (слушание)

Ребята, Незнайка, вот мы и познакомились с инструментами казахского народного оркестра. А сейчас послушаем, как красиво и разнообразно звучат и перекликаются инструменты в известном и любимом народом произведении Н. Тлендиева «Ата толгауы».

А теперь проведём ритмическую минутку. Надо повторить ритм, который я исполню на разных инструментах, а вы повторите хлопками, притопами, игрой на «шуршащих коробочках» (выполняем и закрепляем названия инструментов).

Незнайка: Оказывается, это очень сложно запомнить и руководить оркестром. А где можно научиться играть на всех этих инструментах? Я обязательно научусь играть, чтобы стать настоящим дирижёром, как Н. Тлендиев.

 

Вокальная работа

Учитель: Незнайка и вам всем, дети, я много раз говорила, что научиться можно всему, если придёте в музыкальную школу. А пока мы учимся вместе петь:

                   Солистка любит репетировать,

                   Солистке хочется в артистки,

                   А мы хотим поаплодировать

                   На выступлениях солистки.

· «Что такое лето?» – пение с солистом, умение вовремя вступать после проигрыша.

· «Туган жер» К. Дуйсекеева – уметь точно интонировать, правильно брать дыхание.

· Песня по желанию детей – создать хорошее настроение, радость от встречи с любимой песней.

 

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение

Учитель: Сегодня мы познакомились с инструментами казахского народного оркестра, слушали оркестр под управлением композитора и отличного дирижёра Н. Тлендиева.

Ещё раз повторим названия этих инструментов. (показываю картинку, дети – ответ).

Домашнее задание

Сделать рисунок любого понравившегося инструмента.

 

 

Урок 5

Тема урока: «Айтыс»

Цель: Знакомство детей с искусством словесной импровизации казахского народа.

 

Задачи обучения: Познакомить детей с новым понятием казахского народного творчества – айтыс.

Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов айтыса, магнитофон, звуковая запись айтыса учеников, фрагменты айтыса «Биржан и Сара».

 

 

Музыкальный материал: запись айтыса учеников, «Музыкальная шкатулка» Ю. Чичкова, «Хороший пёс» В. Ефимова, «Ябеда-корябеда» Е. Крылатова.

 

 

Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.

 

План

I. Организационный момент 

Музыкальное приветствие                                                                                        1 мин.

Проверка домашнего задания                                                                                 10 мин.

II. Основная часть

Новые знания                                                                                                                8 мин.

Слушание айтыса                                                                                                        7 мин.

Вокальная работа                                                                                                      15 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                            2 мин.

Домашнее задание                                                                                                        2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие «Доброе утро»:

                              Радость – это утро солнечного света,

                              Радость – это песня и слова привета!

                              Доброе, доброе, доброе утро всем!

 

       2. Проверка домашнего задания

 

II. Основная часть

Новые знания

       Учитель: сегодня мы поговорим с вами о казахской народной музыке. В каждом казахском доме на стене висит домбра – любимый национальный инструмент. Во время обрядов, праздников и в повседневной жизни звучат песни и кюи. Когда люди собирались на праздниках, они пели вместе или по очереди простые народные песни. Особо почётное место в обществе занимали профессиональные певцы, получившие звание – титулы акынов, салов и серэ.

       Акын – мастер поэтического слова, поэт-импровизатор. Выступает обычно в песенно-поэтических состязаниях – айтысах – на крупных сборищах, праздниках от имени своего рода.

       Что же такое айтыс? Это самобытный жанр казахского народа, искусство словесной импровизации. Акын – человек, хорошо знающий историю своего народа, он пользуется авторитетом, выступая, он аккомпанирует себе на домбре, а стихи, которые он сочиняет, звучат напевно или как мелодический речитатив. Прежде, чем стать признанным народом акыном, представлять свой род в состязаниях, он должен пройти несколько ступеней, знать массовые обрядовые и бытовые айтысы: жар-жар, бадик и другие.

Слово «айтыс» произошло от казахского «айт» – скажи и имеет значение «состязаться, схватиться, поспорить».

Существует несколько видов айтыса:

· «Бадик» – один из самых древних видов айтыса. Изгнать «хозяина» из больного животного. Ведь раньше люди были неграмотные и не знали то чего болели животные и люди. Словами старались испугать «хозяина» болезни, заставляли покинуть бедное животное, уйти в болота, леса и т.д. в настоящее время это – шуточный айтыс.

· «Жар-жар» – свадебный айтыс, который устраивается перед тем, как невеста покинет отчий дом. Айтыс «жар-жар» исполняется джигитами – друзьями жениха, и девушками – подругами невесты, по очереди. Каждая строчка заканчивается словами – жар-жар. В настоящее время это свадебная церемониальная песня, которую исполняет ведущий свадьбы, а все присутствующие дружно подпевают – «жар-жар»; используется для общего веселья (показ иллюстраций).

· «Айтыс девушек и джигитов»  – используется для игр и развлечений. Начинается такой айтыс с приветствия (амандасу), в нём звучат шутки и веселье, как правило, две первые строчки повторяются, а 3-4 сочиняются на ходу (показ иллюстраций).

· «Айтыс акынов» – самый сложный из айтысов. Это состязание мастеров слова. В таких айтысах звучат только новые слова. Ведь главное в айтысе – слово! Акыну необходимо быть не только остроумным, находчивым, но и знать историю, географию своего народа, страны. акыны поют под сопровождении домбры или гармони, используют свой мотив, ритм для импровизации. Импровизация – умение сочинять на ходу, без особой тренировки.

В нашем городе, как и по всей стране, устраиваются айтысы среди учеников, которые учатся владеть словом – искусством словесной импровизации. Для этого необходим талант, ежедневные тренировки – репетиции.

 

Слушание айтыса

Давайте послушаем айтыс учеников (слушание айтыса).

Композиторы М. Тулебаев в опере «Биржан и Сара», А. Жубанов в опере «Абай» и другие композиторы использовали в своём творчестве айтысы «жар-жар», показывая поэтическо-бытовую жизнь народа.

Ну, а мы с вами учимся петь, сладеть своими голосовыми данными уже прямо сейчас, исполняя любимые песни.

 

Вокальная работа

· «Музыкальная шкатулка» Ю. Чичкова – петь надо легко, точно передавая мелодию.

· «Хороший пёс» В. Ефимова – соблюдать паузы, правильно передавать ритмический рисунок песни.

· «Ябеда-корябеда» Е. Крылатова – исполнять, использую солиста, правильно брать дыхание, соблюдая певческую установку.

 

 

III. Заключительная часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: