Пути решения проблем рынка кредитования

 

В области кредитования активно работает целый ряд российских банков. Сложились некоторые механизмы привлечения в Россию зарубежных финансовых ресурсов для малого предпринимательства. В частности, кредиты активно выдаются по программе Европейского банка реконструкции и развития через несколько уполномоченных банков. Самым заметным среди последних в кредитовании малого предпринимательства выступает Сбербанк России. Однако этого явно недостаточно, и ситуацию в области банковского кредитования малого бизнеса следует расценивать как неудовлетворительную.

Во-первых, объемы кредитования малых предприятий малозаметны даже на фоне общей низкой инвестиционной активности в стране. Незначительность объемов кредитования малого предпринимательства в принципе не может обеспечить существенной прибыли банкам с одной стороны, и сколько-нибудь удовлетворить потребности малых предприятий в заемных средствах – с другой.

Во-вторых, очевиден преимущественно краткосрочный характер подавляющей части кредитов, выдаваемых банками малым предприятиям, т.е. кредитов, которые не могут решить проблем расширения деятельности заемщика. Кредиты под оборотные средства, несомненно, очень важны для них, но без возможности получения долгосрочных заемных средств вся деятельность малого предпринимательства обычно ограничивается борьбой за выживание.

Низкие объемы кредитования банками малых предприятий обусловлены, наряду с плохим в целом инвестиционным климатом страны, высокими рисками кредитования малого предпринимательства. Причем слабая прибыльность кредитования МП вследствие уже упомянутых низких объемов самого кредитования, а также высоких транзакционных издержек самих банков делают риск кредитования малого бизнеса той основной преградой, которая и стоит на пути расширения кредитных операций банков с малыми предприятиями.

Проблему высоких рисков можно если не решить, то во всяком случае кардинально ослабить ее остроту. Для этого нужно реализовать процессы и механизмы управления рисками банков в кредитовании малых предприятий.

Кредитный риск, имеет первостепенное значение в современной российской банковской практике. Он состоит в том, что определенная часть выдаваемых кредитов приобретает признаки проблемной задолженности. В свою очередь, проблемные ссуды приводят к появлению просроченной задолженности.

Просроченная задолженность является важным фактом, влияющим на финансовые результаты деятельности банка, и способна напрямую привести к убыткам.

Рассмотрим пример, приведенный в табл. 3.3.

Банк выдает кредит в размере 1200 тыс. руб. сроком на 1 год по ставке 14%. В течение года возвращает размещенный актив и при этом дополнительно получает доходы в размере 91 тыс. руб.

Доходность операции составляет:

 

,

 

Таблица 3.3. График погашения кредита и получения дохода

Период Погашение основного долга Получено доходов Входящий поток, всего
1 100 14 114
2 200 27 227
3 300 38 338
4 400 48 448
5 500 57 557
6 600 65 665
7 700 72 772
8 800 78 878
9 900 83 983
10 1000 87 1087
11 1100 90 1190
12 1200 91 1291

 


Рис. 5. Погашение основного долга и процентов

 

Далее рассмотрим ситуацию, при которой 50 тыс. руб. не возмещены заемщиками и списаны банком. При этом реализация кредитного риска окажет влияние на входящий денежный поток. Данная ситуация представлена в табл. 3.4.

 

Таблица 3.4. График погашения кредита и получения дохода с учетом списания части задолженности

Период Погашение основного долга Получено доходов Входящий поток Входящий поток, всего Отклонение
1 50 13 63 114 51
2 150 27 177 227 51
3 250 37 287 338 51
4 350 48 398 448 51
5 450 56 506 557 51
6 550 64 614 665 51
7 650 71 721 772 51
8 750 78 828 878 51
9 850 82 932 983 51
10 950 86 1036 1087 51
11 1050 89 1139 1190 51
12 1150 90 1240 1291 51

 

Соответственно к данной таблице приводится рис. 6.


Рис. 6. Погашение основного долга и процентов с учетом списания части задолженности

 

Очевидно, что в течение года банку будет возвращено лишь 1150 тыс. руб. в виде платежей основного долга. Ниже оказывается и уровень полученных процентных доходов 90 тыс. руб. против 91 тыс. руб.

Списание 50 тыс. руб. ссудной задолженности приводит к снижению входящего денежного потока на 51 тыс. руб., из которых 50 тыс. руб. – потеря самого актива.

На данном этапе сделаем принципиальный шаг и определим кредитный риск, связанный с невозвратом выданной ссуды, как составляющую более широкой категории – риска потери актива. Подобный подход делает возможным сравнение разнообразных активных инструментов и подведение общей основы под оценку привлекательности включения их в структуру активов банка. Важным обстоятельством является то, что оценить возможность наступления такого риска вполне возможно на основании статистики каждого конкретного банка при осуществлении активных операций. Таким образом, можно оценить, каков удельный вес невозвратных вложений в ссуды с различными сроками и качеством обеспечения.

Таким образом, реализация кредитного риска приводит к потере актива. Тем не менее, пока не найден ответ на вопрос оценки допустимого уровня риска и возможности сравнения активных инструментов с различным уровнем прогнозируемого риска.

Для решения указанной проблемы предложим следующий подход. Вновь обратимся к данным таблицы 3.4, как уже было сказано, реализация кредитного риска привела к потере актива в размере 50 тыс. руб. и 1 тыс. руб. дохода по сравнению с изначальными условиями. Рассмотрим данную ситуацию с иной точки зрения, если допустить, что 50 тыс. руб. из полученных доходов будут направлены на восстановление актива, то можно сказать, что реализация риска привела к снижению объема полученных доходов на 51 тыс. руб. Размер актива не уменьшился, а уменьшился объем доходов. Тогда мы сможем оценить доходность актива с учетом реализованного риска и сравнить с планируемой доходностью:

Реализация кредитного риска может быть оценена как снижение доходности актива с 14% до 6%, при этом величина самого инструмента не уменьшилась.

Таким образом, чтобы увязать кредитный риск с финансовыми результатами деятельности, можно дать следующее определение риска: риск – это оценочная степень снижения доходности активного инструмента, вследствие предполагаемой потери части данного актива. Иными словами, этим можно добиться включения величины риска в показатель реальной доходности активного инструмента.

В заключение остановимся на основных выводах, сделанных в данном параграфе:

– кредитный риск может быть определен как составляющая более широкой категории – риска потери актива;

– риск потери актива может быть спланирован с определенной вероятностью на основе фактических данных деятельности банка;

– определение риска потери актива с точки зрения снижения доходности делает возможным сравнение различных активных инструментов;

– уравнение реальной доходности актива с учетом риска возможных потерь позволяет практически рассчитать ожидаемую доходность различных инструментов и принять решение о привлекательности каждого из видов. Кроме того, данное уравнение может быть использовано и для установки процентных ставок по различным видам кредитов.

В настоящее время малые предприятия являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика не может существовать и нормально развиваться. Малые предприятия успешно функционируют на локальных рыночных сегментах. Если крупные предприятия способствуют повышению общей экономической эффективности за счет экономии благодаря большим масштабам деятельности, то малые придают хозяйству мобильность, способность к быстрым структурным изменениям. Под понятием «малые предприятия» имеется в виду многочисленный слой мелких собственников и привлеченных ими работников, которые в силу своей массовости в значительной степени определяют социально-политическое развитие рыночной экономики. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь непосредственными производителями и потребителями широкого диапазона товаров и услуг. Кроме того, малые предприятия динамично создают новые рабочие места. В современных условиях большую актуальность приобретает банковская поддержка малого бизнеса. Особенность кредитов малым предприятиям состоит в том, что они выдаются на небольшие суммы, короткие сроки, и пока под значительно высокий процент по сравнению с зарубежными странами. Они служат источником стартового капитала для создания новых или расширения деятельности малых предприятий, а также для отдельных предпринимателей. Малый бизнес зачастую реализуется в рамках одной семьи, в которой производственные расходы и доходы не разделяются с семейными, что затрудняет получение информации о кредитоспособности будущего заемщика. Материальной основой деятельности таких предпринимателей выступают малоликвидные активы, включая предметы повседневного обихода различной степени износа и ценности. Ограниченность ресурсов, а также ввиду названных выше причин, оценить надежность таких заемщиков сложно, поэтому российские банки избегают начинать кредитные отношения с мелкими производителями, особенно с индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Сейчас банки сдержано относятся к кредитованию малых предприятий, так как опасаются невозврата кредитов. Для решения этой проблемы нужно создавать коммерческие фонды, в которые часть средств вносят банки, а часть – государство. Субсидирование процентных ставок одна из самых распространенных форм государственной поддержки. Предприниматель берет кредит в банке, а государство, например, в лице региональных администраций, берет на себя обязательство по уплате части банковских процентов, выплачивая эти средства из бюджета. Государство должно выделить на поддержку малого бизнеса в десять раз больше, чем выделяет сегодня, причем направлять эти средства необходимо, прежде всего, на формирование фондов для смягчения рисков при кредитовании малого бизнеса.

Для проведения наиболее четких границ между несколькими проблемами и их решением приведем наглядную табл. 3.5, которая поможет разобраться в данном вопросе. Исходя из данной таблицы видно, что существующих проблем немало, но к каждой проблеме все-таки возможно найти способ ее устранения. Предложения по устранению некоторых проблем будут рассмотрены в следующем параграфе.

Решение данных проблем затронет всех участников кредитного рынка и принесет положительные результаты как для предпринимателей так и для самих банков. Чем быстрее предприниматель получит кредитные средства, тем быстрее пойдет процесс развития или расширения его бизнеса, а следовательно появятся новые потоки движения денежных средств, и как следствие банки скорее получат обратно заемные средства со значительным приростом.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8 – 10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых реальные ставки начинаются с 16%.

Еще два-три года назад на рынке действовали, пожалуй, всего два-три крупных банка плюс ряд региональных, которые специализировались на данном направлении. А сегодня на этот сегмент рынка активно выходят крупные сетевые банки.

 

Таблица 3.5. Проблемы кредитования малого бизнеса и пути их решения

Существующие проблемы

Пути решения

с точки зрения банков с точки зрения предпринимателей для банков для предпринимателей
непрозрачность малого бизнеса не желание предоставлять финансовую информацию о своем бизнесе

повышение доверия между банками и заемщиками, за счет упрощения налоговой и бухгалтерской отчетности; освобождение от ведения избыточной отчетности

отсутствие залогов не способность представления залогов

создание беззалоговых кредитных продуктов или кредитовать под залог приобретаемого имущества; создание с помощью государства фондов субфедерального и муниципального имущества, объекты которых предоставлялись бы в качестве обеспечения по кредитам

недостаточная экономическая и юридическая грамотность отсутствие доступных форм описания законов и экономических терминов

разработка доступных и понятных правовых и экономических баз

высокие риски невозврата кредита и как следствие высокие процентные ставки высокие процентные ставки

субсидирование части процентных ставок за счет средств из бюджета

  большие сроки механизма предоставления кредита

внесение изменений во внутренние документы банков и, следовательно сокращение сроков выдачи кредита за счет самих клиентов и за счет сокращения бюрократических процедур

 

Таким образом, вполне естественно, что с возросшей активностью банков обострилась и конкуренция. Но помимо этого, изменилось представление и самих банков о кредитовании малого бизнеса как о высокорискованном направлении. С учетом диверсификации портфеля, которая возникает при кредитовании малого бизнеса, и применения определенных технологий оценки заемщика, выдача кредитов малому бизнесу является не более рискованной, чем любой другой вид кредитования. Наработанная на сегодняшний день статистика это подтверждает: квоты дефолтов, списание и просроченная задолженность по портфелю – они минимальны у банков, которые работают в этом сегменте рынка.

Эксперты считают, что рынок будет расти, и этот вывод вытекает из анализа очевидных фактов. Можно смело предположить, что при наблюдаемой сегодня в стране макроэкономической динамике, малого предпринимательства будут постепенно подтягиваться к мировым. Соответственно, и рынок кредитования будет расти существенными темпами. В этой области уже намечены перспективные направления.

 

3.4 Основные перспективные направления в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства

 

Говоря о наиболее общих перспективах развития кредитования малого бизнеса, эксперты отмечают: внедрение в этой сфере технологий обслуживания массового клиента говорит о том, что в ближайшем будущем данный рынок ожидают серьезные количественные и качественные изменения. Вместе с тем, учитывая тот факт, что характер и масштаб нереализованного в этой сфере потенциала просчитывается с трудом, более детальный прогноз выходит за рамки профессиональной компетенции аналитиков. Как это бывало и раньше, темпы фактического развития рынка в ближайшей перспективе могут оставить далеко позади даже самые смелые из прогнозов, высказанных сегодняшними наблюдателями.

Значительные перспективы состоят в создании системы микрофинансирования субъектов малого бизнеса через государственный фонд поддержки малого предпринимательства либо другую уполномоченную организацию с субсидированием части процентной ставки по кредитам. Данная схема с действующим механизмом проведения этого мероприятия приводится в приложении 5.

В рамках программы кредитования малого бизнеса необходимо предлагать микрокредиты и кредиты на развитие бизнеса.

Микрокредиты предлагают небольшие объемы финансирования до 850 тысяч рублей), кредитная заявка рассматривается всего один – три дня. Этот вид кредита, как правило, интересен в случае нехватки у предпринимателя оборотных средств. Обеспечение по микрокредитам не требуется.

Если необходимо более объемное финансирование, то кредиты на развитие бизнеса суммой до пяти миллионов долларов США. Особенностью данного вида кредита является то, что средства могут предоставляться как в форме разового кредита, так и в виде кредитной линии, овердрафта или гарантии. По таким кредитам обеспечение может быть и частичным.

Своего рода уникальность программы состоит в том, что банк оценивает реальное состояние бизнеса клиента и предлагает своим клиентам приемлемый уровень процентных ставок. Если оно подтверждает кредитоспособность заемщика, клиенту в короткие сроки предоставляется кредит, т. к. позволит рассматривать заявки в сроки от одного до пяти дней.

Более того, эксперты банка не только проконсультируют клиента, но и самостоятельно сформируют всю необходимую для принятия решения финансовую документацию, не требуя от заемщика составления бизнес-плана.

Необходимо учитывать хрупкую структуру и непрозрачность этого бизнеса, поэтому при оценке кредитоспособности заемщика допускается использование как официальной, так и внутренней отчетности. Следовательно, клиенту не придется «бегать» и собирать кипы справок и документации для получения кредита. В банке должен использоваться так называемый проактивный подход – когда, наоборот, сотрудники банка приезжают к клиенту, изучают его документацию и бизнес, консультируют и предлагают именно тот кредит, который необходим ему для решения своих бизнес – задач и который он в состоянии будет обслуживать. Плюсом для заемщиков, которые намерены оформить кредит под залог, является то, что они не несут дополнительных расходов, связанных с его получением: специалисты банка могут самостоятельно проводить оценку залогового имущества. А обеспечением по кредиту может стать практически любое имущество, принадлежащее потенциальному залогодателю на праве собственности либо приобретаемое им на кредитные средства.

Использовать кредитные ресурсы можно практически на любые цели:

· пополнение оборотных средств,

· приобретение торгового, производственного или офисного оборудования,

· ремонт торговых и производственных площадей,

· приобретение транспорта или объектов недвижимости.

Банк должен быть готов к применению индивидуальных условий кредитования при аргументированной необходимости: особенности бизнеса, его сезонность, реализация сложного проекта.

Для лучшего представления действующего механизма выдачи кредита приведем пример расчета доходности, которую получит банк по данной схеме и в качестве сравнения предложим перспективную схему предоставления кредита, но со значительно коротким сроком и с расчетами получаемой доходности. Данные расчеты проведем на примере одного дополнительного офиса Северокавказского банка Сбербанка России, в котором штат кредитных инспекторов по кредитованию малого бизнеса составляет четыре человека, заработная плата каждого – семь тысяч и премия три тысячи рублей. Каждый сотрудник в среднем за месяц рассматривает по 12 кредитных заявок. Следовательно, четыре кредитных инспектора за один месяц рассмотрят 48 заявок на предоставление кредита малым предпринимателям. Сумма выдаваемых кредитов в среднем составляет один миллион рублей по каждой кредитной заявке и при этом процентная ставка будет установлена примерно на уровне шестнадцати процентов годовых. Необходимо определить доходность банка от совершения операций кредитования малого предпринимательства, если в штате четыре кредитных инспектора.

1 млн. руб. * 12 кред. заявок в мес. * 12 мес. * 16% годовых = 23 040 тыс. руб. – доход банка от одного сотрудника;

4 * 23 040 тыс. руб. = 92 160 тыс. руб. – доход банка от четырех сотрудников.

Также необходимо при данном расчете учитывать единый социальный налог, который заплатит банк в налоговый орган за четырех сотрудников с заработной платой 7 тыс. руб. и премией 3 тыс. руб.

1) 7 000 + 3 000 = 10 000 – расход банка на выплату заработной платы за месяц одному кредитному инспектору;

2) 10 000 *12 = 120 000 – расход банка за один год на выплату зарплаты одному работнику кредитного отдела;

Следовательно, расход по заработной плате четырем инспекторам за год составит:

3) 4 * 120 000 = 480 000 рублей.

При расчете ЕСН принимается ставка 26%. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений в пользу работников. В данном случае, налоговая база составляет 480 тыс. руб.

4) 480 000 * 26% = 124 800 руб. – сумма налога за четырех сотрудников кредитного отдела.

Расходы банка включают в себя расходы на заработную плату работникам и единый социальный налог: 480 000 + 124 800 = 604 800 руб.

5) 92 160 000 – 604 800 = 91 555 200 руб. – чистый доход банка от выполнения работы четырьмя кредитными инспекторами.

С помощью предлагаемой новой схемы предоставления кредитных средств, за счет внесения изменений во внутренние регламенты работы кредитных инспекторов, произойдут следующие изменения: за счет сокращения перечня требуемых документов, т.е. упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности для предпринимателей, сократиться время работы по изучению и рассмотрению данных документов. Следовательно, за счет уменьшения времени работы с одним клиентом, будет возможно рассмотреть больше кредитных заявок и, соответственно выдать больше кредитов. Но, для поощрения работников кредитного отдела за выполнение дополнительных функций и нагрузок, необходимо провести повышение заработной платы с семи тысяч рублей до десяти тысяч рублей. Конечно, это дополнительный расход банка, но этот расход покроется за счет большего числа клиентов и большего объема выданных кредитов. Рассчитаем эффективность применения новой схемы с применением данных, приведенных выше. Единственным изменением будет увеличение числа рассматриваемых кредитных заявок с трех до семи за счет уменьшения времени работы с одним клиентом.

1 млн. руб. * 28 кред. заявок в мес. * 12 мес. * 16% годовых = 53 760 тыс. руб. – составляет доход банка от одного кредитного инспектора;

4 * 53 760 тыс. руб. = 215 040 тыс. руб. – соответственно, доход от четырех сотрудников кредитного отдела.

Сумма выплат и иных вознаграждений кредитным инспекторам составит:

1) 10 000 + 3 000 = 13 000 – расход банка по выплате зарплаты за месяц одному кредитному инспектору;

2) 13 000 *12 = 156 000 – расход по выплате заработной платы за год на одного кредитного инспектора;

Следовательно, расход банка по выплатам на заработную плату за год четырем кредитным инспекторам составит:

3) 4 * 156 000 = 624 000 рублей.

4) 624 000 * 26% = 162 240 руб. – сумма налога за четырех сотрудников кредитного отдела.

Расходы банка включают в себя расходы на заработную плату работникам и единый социальный налог: 624 000 + 162 240 = 786 240 руб.

5) 215 040 000 – 786 240 = 214 253 760 руб. – чистый доход банка от выполнения работы четырьмя кредитными инспекторами.

Из данных расчетов видно, что чистый годовой эффект в обоих случаях положительный. Учитывая предложенную схему можно отметить, что данные внедрения эффективны и эффект заключается в значительном приросте доходов от выполнения работы кредитных инспекторов на высоком уровне и при высоком темпе работы. Данный эффект сокращения сроков рассмотрения кредитной заявки и выдачи кредитных средств приносит выгоду не только малому бизнесу, который получая денежные средства скорее разовьет свой бизнес, но огромную выгоду приносит банку. Выгода банка заключается в том, что поощряя качественную работу своих кредитных работников в виде увеличенной зарплаты и премий, тем самым стимулирует инспекторов на высокий темп работы на ответственное выполнение дополнительных функции, и следовательно на большее привлечение новых клиентов и больший объем выданных кредитов. Для сравнения схем приведем сводную табл. 3.6.


Таблица 3.6. Сравнительная характеристика схем выдачи кредитных средств

Показатели Действующая схема Предлагаемая схема Изменение
1 2 3 4
количество кредитных инспекторов 4 4 -
заработная плата 7 000 руб. 10 000 руб. 3 000
премия 3 000 руб. 3 000 руб. -
рассматриваемые кредитные заявления в неделю 3 шт. 7 шт. 4
выдаваемая сумма кредита 1 000 000 1 000 000 -
процентная ставка по кредиту 16% 16% -
ставка единого социального налога 26% 26% -
доход от четырех кредитных инспекторов 92 160 000 215 040 000 122 880 000
расходы банка на заработную плату и ЕСН 604 800 786 240 181 440
чистый доход 91 555 200 214 253 760 122 698 560

 

Исследовав эти схемы можно сделать вывод о том, что вторая схема является более действенной и эффективной. Прирост доходов от второй схемы составляет 214 253 760 рублей, от первой – 91 555 200 рублей, что на 122 698 560 рублей меньше по сравнению со второй.

Некоторые эксперты в области банковского кредитования высоко оценили роль банка в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, так как за сравнительно небольшой промежуток времени объем портфеля кредитов, выданных банком малому бизнесу, может увеличиться почти в два раза, а следовательно, увеличится количество заемщиков – субъектов малого предпринимательства.

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы. Спрос в настоящее время значительно превышает предложение и он будет только расти. Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в 2007 году более чем на 90%, и составил около десяти миллиардов долларов. При этом по оценкам Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в двадцать пять – тридцать миллиардов долларов.

В ближайший год сохранятся текущие тенденции – это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Кроме того, ожидается появления новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки.

Кредитование субъектов малого бизнеса будет становиться все более популярным направлением в сфере банковских услуг. Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого бизнеса будут дешеветь. Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения кредита для малых предприятий. Есть еще одна тенденция – ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются.

В последнее время развитие малого бизнеса демонстрировал стабильный рост: увеличиваются обороты представляющих его компаний и предпринимателей, количество создаваемых ими рабочих мест, вклад предприятий этого сектора в валовом внутреннем продукте страны. Одновременно растет потребность в средствах для развития, что делает малый и средний бизнес все более привлекательным для банков. В перспективе это приведет к улучшению условий кредитования, в том числе к снижению ставок, а также упрощению требований кредитных организаций к заемщикам, представляющим СМП.

Для представителей малого бизнеса разрабатывается упрощенная процедура оценки кредитоспособности. Учитывая, что у малых предприятий, как правило, несколько несовершенный бухгалтерский и финансовый учет, кредитные эксперты должны консультировать малые предприятия и помогать им с подготовкой отчетности и заключения для предоставления в кредитный комитет банка.

На сегодняшний день основная проблема при работе банка с малым бизнесом – отсутствие у малых предприятий прозрачной бухгалтерской и финансовой отчетности. Это связано с довольно тяжелой системой налогообложения и низкой финансовой культурой. У многих компаний нет не только подтвержденной кредитной истории, но даже документов, отражающих историю бизнеса.

Еще одна преграда увеличения объемов финансирования малого предприятия – незащищенность кредитора. Понятно, что говорить о государственных гарантиях было бы слишком смело, но государство окажет значительную помощь малому бизнесу, если подготовит рабочую законодательную базу в этой сфере.

Необходимо также бороться с коррупцией и создавать условия для нормальной конкуренции, чтобы малые предприятия могли работать и думать о перспективах развития своего бизнеса.

Российские банки все активнее действуют в сфере кредитования предприятий малого бизнеса. Несмотря на заметное усиление конкуренции в этом сегменте банковских услуг, спрос экономических агентов в разы превышает предложение со стороны кредитных организаций.

Международный опыт свидетельствует, что эффективной в условиях рынка может быть только экономика, опирающаяся на взаимодействие и гармоничное развитие крупного, среднего и малого бизнеса.

Потенциал рынка малого и среднего бизнеса огромен. Согласно данным ассоциации российских банков и ряда альтернативных источников, потребность в кредитных ресурсах отечественных предприятий малого бизнеса составляет двадцать пять – тридцать миллиардов долларов.

Если посмотреть на эффективность работы с каждой из обозначенных категорий клиентов, то сегодня представители малого бизнеса для банка – одни из самых эффективных клиентов с точки зрения процентной маржи. Уровень процентных ставок для кредитных продуктов малого бизнеса дифференцирован и определяется исходя из суммы и срока кредитования, трудозатрат, а также уровня риска по кредитному продукту. Поэтому сегодня можно говорить о том, что для банка сотрудничество с клиентами из сферы предпринимательства прибыльно и эффективно.

И, в том числе, поэтому в области кредитования малого бизнеса между банками разворачивается жесткая конкуренция. Фактически конкурентное преимущество того или иного банка определяется сочетанием ряда ценовых и потребительских характеристик предлагаемых продуктов из программы кредитования малого бизнеса. К ним относятся, во-первых, требования к заемщику и набору документов, который банк получает от клиентов для оценки кредитоспособности. Во-вторых – сроки рассмотрения заявок и принятия решения по конкретному клиенту. В-третьих – уровень процентной ставки по кредиту. И четвертый параметр – это отношение банков к залогам, то есть возможность предоставления кредитов без залогов.

Необходимо учитывать хрупкую структуру и непрозрачность этого бизнеса, неустойчивое финансовое состояние, дефицит обеспечения и делать для этой категории клиентов отступления от стандартных методик. С учетом изложенных параметров отнесения предприятий к категории малых можно определить, на какие допуски можно идти с точки зрения рисков. Банками создаются программы микрокредитования, основанная на упрощенной скоринговой методике оценки, позволяющей предоставить кредит малому предприятию уже на следующий день после получения пакета документов и, в том числе даже без имущественного залога.

Самое главное – это, безусловно, качественный продуктовый ряд, который должен быть конкурентоспособен в каждый конкретный период времени. Для решения этой задачи в банке должна быть организована очень серьезная поддержка маркетинговой службы, которая осуществляет мониторинг любых изменений на рынке и определяет слабые и сильные стороны программы кредитования. С учетом этих рекомендаций должны вносится изменения в параметры кредитных продуктов.

Данные программы развития бизнеса банков в области малого бизнеса в качестве одного из направлений работы предусматривает сотрудничество с администрациями субъектов РФ, муниципальными образованиями, общественными структурами, поддерживающими развитие предпринимательства. Кроме программ кредитования осуществляется и нефинансовое сотрудничество с малым бизнесом в разных его формах – проведение «круглых столов», семинаров, акций «Дни малого бизнеса», ярмарок предпринимательства и других.

Одного стандартизированного кредитного продукта совершенно недостаточно, так как продуктовый ряд рассчитан на предприятия с различным опытом развития бизнеса, структурой, имеющие различную имущественную базу. Кроме того, при подготовке продуктового ряда необходимо учитывать даже некоторые отраслевые особенности и сферу деятельности клиента.

Для успешного развития программ малого бизнеса очень важно также наличие серьезных партнерских контактов между подразделениями банков в регионах и структурами поддержки предпринимательства, созданными местными администрациями.

 

 






Заключение

 

Одним из методов развития экономики в стране является поддержка существующих предприятий и помощь в создании новых. Такие методы осуществляет государство вместе с кредитными учреждениями.

Сегодня кредитование субъектов малого предпринимательства эффективно в том случае, если банками предусмотрены наиболее выгодные условия для малого бизнеса, чтобы с наименьшими затратами субъектов малого предпринимательства создавать и развивать отдельные отрасли экономики. Наряду с поддержкой кредитных учреждений оказывается и помощь со стороны государства, но пока её требования к малому бизнесу весьма велико.

Изучив отдельные моменты кредитных отношений и кредитного процесса можно сделать выводы о том, что кредитные учреждения должны по максимуму пересмотреть свою деятельность, заручиться поддержкой государства в виде субсидиарной помощи и предложить для развития малого бизнеса наиболее благоприятные условия. Все эти действия приведут к развитию отдельных сфер экономики, сокращению безработицы и ликвидации разрыва между «бедными и богатыми».

В данной дипломной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности и проблемы кредитования малого бизнеса.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

На данном этапе развитию кредитования малого бизнеса мешают: бюрократизм и коррупция, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы. Можно сказать, что малый бизнес в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться.

Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области решения проблем кредитования малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Основные проблемы со стороны банков заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса.

В последнее время развитие малого бизнеса демонстрировал стабильный рост: увеличиваются обороты представляющих его компаний и предпринимателей, количество создаваемых ими рабочих мест, вклад предприятий этого сектора в ВВП страны. Одновременно растет потребность в средствах для развития, что делает малый и средний бизнес все более привлекательным для банков. В перспективе это приведет к улучшению условий кредитования, в том числе к снижению ставок, а также упрощению требований кредитных организаций к заемщикам, представляющим субъектов малого предпринимательства.

Для представителей малого бизнеса разработана упрощенная процедура оценки кредитоспособности. Учитывая, что у малых предприятий, как правило, несколько несовершенный бухгалтерский и финансовый учет, кредитные эксперты должны консультировать малые предприятия и помогать им с подготовкой отчетности и заключения для предоставления в кредитный комитет банка.

Северокавказский банк Сбербанка России занимает прочные позиции на региональных финансовых рынках. На его долю приходится значительная часть привлеченных средств юридических лиц и сбережений населения на территории субъектов Российской Федерации таких как: Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Республика Калмыкия.

Вложения банка в экономику региона в виде кредитных ресурсов огромно.

В работе с малым бизнесом Северокавказский банк Сбербанка России использует все свои достоинства – от филиальной сети, представленной практически в каждом населенном пункте региона, и репутации крупнейшего российского банка со 165-летним опытом работы, до передовых технологий и тщательно выверенных процессов.

В результате проведенного дипломного исследования:

1. Предложено с помощью заключения договоров между банками и государством создавать коммерческие фонды в качестве юридического лица, которые будут брать на себя часть обязательств по банковским кредитам в пользу малого бизнеса. Данные обязательства заключаются в том, что за счет бюджетных средств будет производится субсидирование части процентной ставки. Положительным моментом от решения этой проблемы станет для банков – новым потоком заинтересованных в кредитовании клиентов в лице малого бизнеса, а для малого бизнеса – расширение возможностей по развитию своего бизнеса за счет кредитных средств. Эффектом будет – развитие малого бизнеса в нашей стране, который создаст здоровую конкуренцию крупным предприятиям монополистам и освоение ниши в кредитовании малого бизнеса с применением благоприятных условий и также создание конкурентной борьбы между большим числом банков.

2. Разработана и рекомендована к применению новая схема выдачи кредита субъектам малого предпринимательства. По нашему мнению, предлагаемая схема будет способствовать тому, что за счет сокращения времени рассмотрения кредитного заявления, работники сектора кредитования смогут рассматривать большее число этих заявлений, т.е. это создаст для банка дополнительный поток новых клиентов. Положительным результатом этого будет выдача большего объема кредитных средств и соответственно получение большего прироста доходов от совершения данных операций. С другой стороны, сокращение сроков рассмотрения кредитной заявки позволит малому предприятию получить заемные средства в сжатый период времени, по сравнению с действующим порядком. Это окажет благоприятное воздействие на развитие бизнеса и, как следствие, желание сотрудничать с банками.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: