Для определения количества ремонтных органов и штатного числа ремонтников определяются ожидаемые потери в технике (количество неисправных машин) и трудозатраты на их ремонт.
Кроме того, предварительная оценка возможного количества выходящей из строя техники и ее размещения в полосе действий формирований РСЧС позволяет наметить организацию эвакуации и ремонта машин и порядок обеспечения запасными частями и агрегатами ремонтных подразделений. Прогнозируемая численность среднесуточного выхода машин из строя при ведении АСДНР составляет 10%[32].
Принимается, что из общего количества машин, вышедших из строя, 50–60% потребует текущего ремонта, 20–25%–среднего и 10–15% капитального. Безвозвратные потери составят 15–20%.
В связи с тем, что период ликвидации составляет 8 часов, спецтехника при ведении АСДНР не выходит из строя.
Машины списываются в том случае, если их восстановление с помощью капитального ремонта невозможно. К ним относятся:
– сгоревшие или разрушенные машины;
– машины, рамы (корпуса) которых разрушены или деформированы настолько, что восстановление их или установка на них агрегатов (узлов) невозможны;
– машины, у которых сорвано или разрушено более 50% основных агрегатов причем установка на их место новых невозможна [32].
Таким образом, поставленная в разделе цель выполнена, рассмотрена структура и задачи службы материально-технического обеспечения МНП, сил и средств, особенности материально-технического обеспечения при ликвидации ЧС связанной с разливом нефти. В соответствии с выбранной технологией проведения работ произведен подбор комплекса и комплекта техники для осуществления эффективного и непрерывного производства АСДНР, проведено планирование мероприятий для обеспечения потребностей (в питьевой воде, пищевых продуктах, предметах первой необходимости и т.д.) личного состава формирований РСЧС.
Успешная реализация задач, стоящих перед РСЧС, немыслима без создания достаточной и надежной системы финансового и материально- технического обеспечения мероприятий и действий сил. Ликвидация любой чрезвычайной ситуации сопровождается материальными затратами, ущербом, нанесенным этой чрезвычайной ситуацией и прочими расходами. С целью минимизации этих расходов необходимо осуществлять строгий контроль и подсчет затрачиваемых средств. Значения, полученные в ходе расчетов данного раздела используются для стоимостной оценки экономического ущерба, характеризующего масштаб ЧС и воздействие опасности на людей, окружающую среду, материальные ценности.
9. Расчет экономического ущерба в чрезвычайной ситуации, вызванной аварией с разливом нефти
Возникновение ЧС на МНП, как правило, влечет за собой ущерб здоровью и жизни людей, окружающей природной среде (ОПС), потери материальных ценностей и затраты на проведение АСДНР. Последствия ЧС имеют стоимостное выражение, характеризующее масштаб ЧС и воздействие опасности на людей, окружающую среду, материальные ценности.
Эколого–экономический ущерб ОПС определяется фактическими экономическими, экологическими и социальными потерями, возникающими в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий и катастроф.
Ущерб проявляется в виде потерь природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов, а также в ухудшении социально–гигиенических условий проживания населения и качественных изменений экономического потенциала страны [30].
Целью данного раздела дипломного проекта является оценка ущерба при возникновении ЧС в стоимостном выражении. Суммарный ущерб от ЧС на МНП складывается из элементов, представленных на схеме на рисунке 9.1.
Рисунок 9.1 – Схема определения суммарного ущерба от ЧС
Исходными данными для расчета раздела являются данные, полученные в разделах 2, 4 и 8.
Для достижения цели необходимо произвести расчеты согласно схеме на рисунке 9.1.
Так как в рассматриваемой ЧС нет пострадавших, то расчет социального ущерба производиться не будет [30].
9.1 Определение величины экологического ущерба
Оценка экологического ущерба производится в соответствии с [62].
При ЧС на МНП "Усть-Балык – Курган – Уфа - Альметьевск" произошел разлив нефти объёмом 250 м3, при этом загрязненной оказалась площадь 5024 м2. Объем испарившейся в атмосферу нефти составил 1881 кг, объем нефти, впитавшейся в грунт равен 121 м3, количество нефти, впитавшейся в грунт, равно 104 т (см. пункты 2.4.2 - 2.4.5).
9.1.1 Определение размера компенсационных выплат за загрязнение земель
В соответствии с [62] ущерб от загрязнения земель нефтью определяется по формуле:
Уз=КП* Ки*Нс*Fгр*Кэ(i)*КВ*Кг, (9.1)
где Уз - размер платы за ущерб от загрязнения земель нефтью или нефтепродуктами, руб.;
КП- коэффициент перерасчета в зависимости от периода времени по восстановлению сельскохозяйственных земель (определяется по табл.П.7.1.[62]), КП=2,5;
Ки - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды в связи с изменением уровня цен на природоохранные мероприятия и строительство (утверждается ежегодно государственным комитетом РФ по охране окружающей среды), принимается равным 85 [62];
Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель, руб/м2, принимается равным 0,21 (определяется по табл.П.7.1[81]);
Fгр - площадь нефтенасыщенного грунта, м2 (5024 м2);
Кэ(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории экономического района (определяется по табл.П.7.4[62]), равно 1,9;
КВ- коэффициент в зависимости от степени загрязнения земель нефтью (определяется по табл.П.7.3.[62]), КВ=1,5;
Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель (определяется по табл.П.7.5.[62]), равно 1.
Уз=2,5*85*0,21*5024*1,9*1,5*1= 638 958,6 руб.
Таким образом, компенсационные выплаты за ущерб окружающей природной среде вследствие загрязнения земель нефтью составят 638 958,6 рубля.