Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности

 

Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудный подросток.

Подростковый возраст считается кризисным, переломным периодом в жизни человека. С одной стороны, трудные подростки чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, а с другой – способны и на впечатляющие проявления альтруизма. В этой непредсказуемости и выражается весь трудных подростковый период, – период контрастов и перемен.

Сегодняшние трудные подростки в сельской местности переживают фактически двойной кризис. Они живут в эпоху стремительных изменений, происходящих во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Наиболее сильное влияние на сегодняшних трудных подростков оказывают технологические и социальные изменения, урбанизация и рост пригородов, меркантильность и бедность, средства массовой информации, социальная и эмоциональная напряженность, нестабильность в семье, жизненные события и связанные с ними стрессы.

Сегодня изменился и статус школы. Современная школа перестаёт быть той средой, где бы подросток смог научиться решать свои личные проблемы сам и более эффективно взаимодействовать с социумом. Школа на сегодняшний день, к сожалению, является местом получения знаний, и только. Во многих школах мало или вообще нет досуговых центров, различных организаций и кружков. В связи с этим, большая часть трудных подростков взрослеет среди сверстников на улице, во дворах, барах и т.д. Часто именно в таких компаниях трудные подростки начинают курить, пить, употреблять наркотики и заниматься преступной деятельностью.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска, так как:

1) сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой "Я-концепции";

2) противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – "детские" формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли;

3) ограниченность и неопределенность социального положения юношества.

Данное исследование должно подтвердить гипотезу исследования: если в социально-педагогической деятельности в сельском Доме культуры с трудными подростками сделать акцент на подавление у подростков предпосылки к негативному поведению, путем организации досуговой деятельности, то это приведет к стимулированию позитивного поведения подростка.

Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах, а это в свою очередь влечет за собой правонарушение. Поэтому мы считаем, все направления работы социального педагога с трудными подростками заключаются в предупреждении правонарушений.

Для предупреждения правонарушений трудных подростков необходимо провести социометрическое исследование.

В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем – изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты, вскрывается социально-статусная структура личности, определяется ряд социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики личности. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели общего состояния формирующих процессов трудного подростка.

Задача второго этапа – формирующего, на основании полученных результатов диагностики разработать и реализовать программу, направленную на предупреждение противоправного поведения трудных подростков.

На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности программы и рекомендации для успешной работы клубного социального педагога.

Цель исследования: найти пути эффективной социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности на базе ДК, в целях профилактики противоправного поведения.

Задачи исследования:

1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка

2) разработать основанную на результатах констатирующего этапа программу мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения

3) дать оценку эффективности программы

Для решения поставленных задач использовались методики:

1) анкетирование – изучение взаимоотношений в семье

2) тестирование – эмоционально-нравственного развития

3) опрос трудных подростков – проведение свободного времени

4) педагогическое наблюдение;

5) педагогический эксперимент;

6) методы математической статистики.

В исследовании принимали участие 38 трудных подростков в возрасте от 14-17 лет. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.

Отбор испытуемых проводился по личным делам трудных подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних.

Далее определим методику первого этапа исследования.

I. Источниками информации о социально-педагогических условиях трудных подростков послужили сведения:

1. Личные дела трудных подростков состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

2. Документы социально-медицинского патронажа.

3. Документы психолого-педагогического консилиума в школе.

4. Материалы психодиагностики.

5. Результаты рейдов.

6. Жалобы и заявления граждан.

7. Материалы о правонарушениях.

8. Преступления несовершеннолетних.

На основании чего были составлены социальные проблемные карты. (Приложение А). Показатели выявления семейного неблагополучия были следующие:

1. Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат

3. Режим дня трудного подростка в семье

4. Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

II. Изучение взаимоотношения трудных подростков и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты (Приложение Б)

Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

III. Для определения эмоционально-нравственного развития трудных подростков нами был взят за основу опросник исследования тревожности у трудных подростков (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) (Приложение В).

Опросник позволяет выявить тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера, адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.

Гнев и тревога - базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, мы рассматриваем последнюю шкалу, как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с социально-педагогическими условиями трудного подростка.

Дополнительно к каждой части опросника мы ввели по десять "свободных" пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы:

"Какие еще чувства ты обычно испытываешь?" (после 1-й части методики) и "Какие еще чувства ты испытываешь в коллективе?" (после 2-й части).

Необходимо отметить, что при тестировании предполагалось, что, ответив на эти вопросы, трудные подростки оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство трудных подростков отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.

IV. Как трудные подростки проводят свое свободное время мы выясняли с помощью разработанной нами Анкеты (Приложение Г)

Таким образом, подобранные нами методики для первого этапа позволят выявить социально-педагогические условия, взаимоотношения в семье и эмоционально-нравственный настрой трудных подростков на основании чего составится программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками, направленная на предупреждение правонарушений.

На основе проведенного исследования нами определены причины:

1) разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;

2) социально-экономический кризис;

3) отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить трудных подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

4) плохая организация досуга среди трудных подростков.

Организация досуга среди трудных подростков может выступать как средство предупреждения правонарушений и имеет функции:

- раннего предупреждения,

- общего предупреждения

- функцию перевоспитания.

Основой предупредительных мер является воспитательная функция, преследующая цели социализации личности. Выявление или устранение определенных условий или обстоятельств, способствующих правонарушениям, еще не гарантируют того, что личность вновь не станет совершать антисоциальные действия. Нужно не только устранять неблагоприятные условия жизни, но и предложить социально полезные виды деятельности.

Предупреждение правонарушений рассматриваем как мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям и создание условий для социализации личности. В системе предупредительных мер большое значение имеют меры раннего предупреждения правонарушений. Они направлены на устранение вредных влияний и осуществляются обычно до того, как у трудного подростка сложилась антисоциальная направленность.

В то же время необходимо указать, что на трудных подростков более эффективное воздействие оказывают не меры, которые обычно имеют характер эпизодического применения, а средства, которые имеют длительное воспитательное влияние, оказываемое в результате целенаправленной и систематической досуговой деятельности, позволяет ликвидировать различные антисоциальные отклонения в поведении трудных подростков.

Сбор сведений позволил выявить социально-педагогические условия 38 трудных подростков (Таблица 1). После проведения сбора информации в банк данных вошли сведения о различных категориях трудных подростков, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии трудного подростка

Из проведенного исследования социально-педагогических условий трудных подростков можно сделать следующее заключение, из всех обследуемых семей трудных подростков благополучная семья только одна (2,3%). Однако воспитанием трудного подростка занимается бабушка, родители в постоянных командировках, отсюда и "трудный" подросток, хотя успеваемость в школе хорошая, старшим не грубит, а вот склонность к правонарушениям имеет, постоянные драки со сверстниками.

Со средним уровнем благополучия семьи выявлено 10(26,3%) семей, в этих семьях для воспитания трудного подростка имеются все условия, но родители на трудного подростка практически не обращают внимания. Заняты собой и работой, часто выпивают, совместно с подростком почти совсем не проводят время. Воспитание носит наказуемый характер.

 

Таблица 1 - Социально-педагогические условия трудных подростков

Наименование

Социальная оценка семьи

Материально-бытовые условия.

хорошие удовлетворит. неудовлетворит.
5 (13,1%) 15(39,4%) 18(47,3)

Эмоционально-нравственный климат.

согласие в семье имеют место редкие конфликты конфликтная семья
3(7,9%) 12(31,5%) 23(60,5%)

Режим дня подростка в семье.

соблюдается периодически не соблюдается
1(2,3%) 10(26,3%) 27(71,1%)

Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков

беседы ругань физическое воздействие
8(21,0%) 15(39,5%) 15(39,5%)

Семейный досуг.

постоянно редко отсутствуют
5(13,1%) 15(39,4%) 18(48,3)

Уровень благополучия семьи

высокий средний низкий
1(2,3%) 10(26,3%) 27(71,1%)

 

И совсем неблагополучных семей выявлено 27(71,1%), сюда вошли неполные семьи, семьи подверженные алкоголизации и конфликтные семьи. В этих семьях трудные подростки предоставлены сами себе, подвергаются физическому насилию.

Для наглядности выведем показатели благополучия семей в диаграмму – рисунок 4.



Рис. 4 – Показатели благополучия семей

 

Таким образом, из поведенного данного исследования, можно сказать, что трудные подростки в основном из неблагополучных семей (71,1%) и естественно это не может не отразиться на поведении трудных подростков. Какое- либо воспитание в этих семьях отсутствует, не говоря уже об организации семейного досуга и досуга трудных подростков.

Следующее соизмерение было направлено на определение взаимоотношений между трудного подростками и родителями. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении трудных подростков.

Данное направление проводилось с помощью анкеты, для семьи (Приложение Б). В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между подростками и родителями.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (негативные) до 10 (позитивные).

Таким образом, у 57,9% (22) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 13,2% (5) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 28,9% % (11) семей взаимоотношения негативные. В динамике это выглядит так, Рисунок 5.

 

Рис. 5 – Взаимоотношения трудных подростков и взрослых в быту

 

Как видим из Рисунка 5, отношения в семьях с трудного подростками сложились больше негативные, что существенно влияет на воспитание трудного подростка. Проведем сравнение результатов двух диагностик, Рисунок 6.

 



Рис. 6 – Взаимосвязь уровня благополучия семей и характера отношений в семье

 

Таким образом, сравнение результатов двух диагностик показал, что характер взаимоотношений между трудного подростками и взрослыми в семьях взаимосвязан с благополучием семей, однако в семьях с низким уровнем благополучия не во всех семьях негативные отношения. Для того чтобы повысить уровень благополучия в семье и изменить характер взаимоотношений взрослых и трудных подростков нужно как можно больше трудного подросткам и взрослым проводить свободное время, увлекаться какими-то совместными делами. Что в какой-то степени поможет предотвратить правонарушение, так как времени на общение с другими трудными трудного подростками будет меньше.

Эмоционально-нравственное состояние трудных подростков мы определяли с помощью опросника исследования тревожности у трудных подростков (Приложение В)

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к окружающему миру модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние трудного подростка.

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с подростком, испытывающим трудности в адаптации в коллективе. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы трудных подростков. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Тревожность трудных подростков

Уровень эмоции

Тревожность [чел.(%)]

Негативные эмоциональные переживания, [чел.(%)]

Обычно В кол-ве Обычно В кол-ве
Низкий 5 13,1 2 5,3 2 5,3 4 10,5
Средний 13 34,2 14 36,8 12 31,5 14 36,8
Высокий 20 52,6 22 57,9 24 63,1 20 52,6

 

Таким образом, результаты данной диагностики говорят о высокой тревожности трудных подростков и эмоциональных негативных переживаниях в обычной обстановке и в коллективе, а вот познавательная активность как раз у трудных подростков на низком уровне. На эмоциональное состояние трудных подростков влияет и благополучие семьи, и взаимоотношения в семье. Для того чтобы снять это напряжение трудного подросткам необходимо организовывать досуг, который они не в состоянии организовать самостоятельно, кроме как обитания на улице, редкий случай поход в кино. Коллективный досуг в школах, других образовательных учреждениях так же необходим трудным трудного подросткам так, как это поможет "раскрепощеннее" чувствовать себя в коллективе. Что также может положительно повлиять на предупреждение правонарушений трудных подростков. Отсутствие организованного досуга как раз самая основная причина правонарушений, это влечет за собой и пристрастие трудных подростков к вредным привычкам.

Для выяснения времяпровождения трудными трудного подростками была составлена анкета (Приложение Г), где было предложено ответить на вопросы. Ответы трудных подростков были саамы разнообразные.

На вопрос Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время? ребята отвечали по-разному. Книги из них никто не читает. Самообразованием занимается 1 подросток (2,6%), телепередачи смотрят 35 трудных подростков (92,1%), в трех семьях (7,8%) попросту нет телевизора, хотя трудные подростки любят смотреть и передачи и фильмы, по возможность ходят к друзьям смотреть телевизор. Фильмы и слушать музыку любят все и любые.

На карманные расходы ребята деньги почти не зарабатывают, только 2 трудного подростка (5,3%) помогают родителям по работе (ремонт автомобилей и подсобное хозяйство), остальные же 36 (94,7%) предпочитают просто взять у родителей либо занять у друзей, еще есть возможность выиграть в карты.

В сфере профессионального определения только 1 подросток (2,6%) определился с профессией, остальные 36 (94,7%)сетуют на то, что без денег в ВУЗ не поступить, значит и смысла нет учиться, а рабочих профессий хоть отбавляй, но в основном говорят, что будут учиться на водителей. Кружки трудные подростки, ни какие не посещают, спортом, кроме футбола на улице так же не занимаются. В основном свое свободное время ребята проводят на улице.

Вопрос: Как бы Вы хотели проводить свое свободное время? трудных подростков, можно сказать, ошеломил, вроде как "хотеть не вредно". Однако заниматься спортом изъявили желание 25 (65,7%) – эти трудные подростки в основном из семей с низким уровнем благополучия. Посещать кружки выявили желание в основном девочки 12(31,5%) – это кружки кройки и шитья и вязания, объясняют тем, что хоть не будет денег на приличные наряды, они смогут смастерить себе сами, все-таки одеваться красиво и трудные подростки хотят, это тоже немаловажно в побуждении к правонарушениям. Уровень знаний повысили бы все, с цель поступления в ВУЗ, но надежды на то что поступят у них нет, поэтому считают, что это им не нужно, поэтому можно смело сказать что с формированием ценностных ориентаций у них тоже "туго". Повышение культурного уровня вызвало смятение, так как выяснилось, что из всех трудных подростков только один был в музее, и то всего один раз. Остальные в таких местах не были не разу. Правда, некоторые из них помнят, как когда-то родители водили их в парк.

Вот такая не радужная картина нарисовалась по проведению личного времени трудного подростками. Отсюда и правонарушения, и алкоголь, и наркотики и все остальные негативные явления.

Таким образом, подводя итоги комплексу социзмерений, мы выявили проблемы и причины поведения трудных подростков:

- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

- негативные взаимоотношения в семье;

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- негативные эмоциональные переживания, тревожность;

- отсутствие занятий по интересам;

- невозможность организации семейного и личного досуга трудных подростков.

2.2 Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в Доме культуры "Рассвет"

 

Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.

Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и трудных подростковой среде.

Только за последние два года почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги.

Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на трудного подростках. Отсутствие в семьях заботы, физическое насилие толкает трудных подростков на улицу. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности подростка, что проявляется, в конечном счете, в правонарушении трудных подростков. Большинство из тех, кто работает с подростками, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал "на улицу", чем вернуть его "с улицы" к нормальной жизни.

Поэтому социально-педагогическая работа, направленная на предупреждение правонарушений так необходима нашим подросткам, что и является актуальность нашего исследования. Для того чтобы эффективно построить социально-педагогическую работу по предупреждению правонарушений необходимо провести диагностические мероприятия по намеченным выше методикам.

Таким образом, выявленные проблемы и причины поведения трудных подростков необходимо устранять. Выход мы видим в организации досуга для трудных подростков, занятее их по интересам и по возможности в помощи им в самообразовании, все эти направления помогут трудного подросткам не переступить закон, тем самым возродить надежду на светлое будущее. Для этого, на основании результатов социзмерений составим программу, направленную на предупреждение правонарушений трудных подростков.

Для организации досуговой деятельности на базе сельского Дома культуры нами был разработан План мероприятий досуговой деятельности ДК "Рассвет", Таблица 3.

Данная программа позволит отвлечь трудных подростков от улицы, тем самым не допустить правонарушений трудного подростками.

Цель программы: в рамках деятельности сельского Дома культуры вовлечь трудных подростков в общеполезную деятельность

Задачи программы:

1) профилактика правонарушений

2) включение подростков в культурно-массовую и творческую деятельность

3) формирование здорового образа жизни

Основные направления социально-педагогической работы:

1) культурно-массовое творческое направление

2) профилактика правонарушений трудных подростков

3) физкультурно-оздоровительное направление

Таблица 3 Основные направления и мероприятия по социально-педагогической работе с трудными подростками в ДК "Рассвет"

Наименование мероприятия Сроки Ответственный

1. Профилактические мероприятия

Беседа "Основные законы бесконфликтного существования" Ко Дню милиции Социальный педагог ДК
Урок здоровья "СПИД – болезнь души" ко дню борьбы со СПИДом. раз в год Социальный педагог ДК
Пресс-конференция "Мифы и, правда, о наркотиках и алкоголе". раз в год Социальный педагог ДК
Поэтический урок по экологии ко дню защиты окружающей среды, "Капля за каплей" (Всемирный день воды). ко дню защиты окружающей среды Социальный педагог ДК
Пресс-конференция "Мифы и, правда, о наркотиках и алкоголе". раз в год Социальный педагог ДК
Актуальный разговор "Безопасный секс" раз в год Социальный педагог ДК
Круглый стол "Дым, уносящий здоровье". раз в год Социальный педагог ДК

2. Культурно-массовые мероприятия

Тематические дискотеки "Анти СПИД" "Школа против сигарет, наркотиков и алколя" "Преступление и наказание", и др. регулярно Музыкальный работник ДК
Вечера вальса, вечера посвящённые творчеству известных композиторов, как современных, так и композиторов классиков.   Музыкальный работник ДК
Интеллектуальные игры. - "Что? Где? Когда?" - "Брейнринг" и др. периодически Специалисты ДК
Концерт с участием местных жителей в честь жителей села ДК, местная администрация

3. Творческие мероприятия

Выставки местного творчества периодически ДК, дети
Кружок эстрадного танца (платный) регулярно Музыкальный работник ДК
Клуб любителей-цветоводов "Орхидея". регулярно ДК и местные флористы-любители
Кружок вязания и кройки и шитья регулярно Заведующий ДК

4. Здоровый образ жизни

Настольный теннис регулярно Любители, ДК
Бильярд регулярно Любители, ДК
Военизированная игра "Бастионы" в честь Дня пограничника Работник библиотеки ДК
Экскурсии, походы выходного дня в летний период Работник библиотеки ДК
Спортивные праздники. - "Марафон" - "Папа, мама, я – спортивная семья" в честь 9 мая Дня изкультурника ДК, местная администрация

 

Принципы реализации программы:

1) конфендициальность при проведении диагностических мероприятий

2) сознательность со стороны испытуемых

3) активность испытуемых

Оценочными критериями программы в данном исследовании могут быть:

1) успеваемость

2) приводы в милицию

3) конфликты с родителями и учителями

Ожидаемые результаты:

1) снижение правонарушений трудных подростков

2) повышение успеваемости и посещаемости трудных подростков в школе

3) изменение стереотипа поведения трудных подростков

Таким образом, выявленные факторы, безусловно, влияют на правонарушение трудных подростков, но самое главное это то, что трудные подростки потеряли надежду на то, что в их жизни что-то может измениться и это они связывают с неблагополучием в их семьях. Вот эту надежду на будущее трудных подростков социальные педагоги обязаны возродить в них. Это самая главная цель работы социальных педагогов, помочь трудного подросткам преодолеть все тягости их жизни. Между тем, социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и трудными подростками из этих семей очень важная и нужная, но это уже другая тема для исследования. Поэтому на этом мы останавливаться не будем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: