Анализ основных экономических показателей деятельности

Для того чтобы оценить финансовое состояние ОАО «Марий-Эл-Лада», необходимо проанализировать основные экономические показатели его деятельности.

В качестве основных экономических показателей деятельности принято выделить следующие показатели:

- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

- себестоимость проданной продукции;

- среднегодовая стоимость основных средств;

- дебиторская задолженность;

- списочная численность работников;

- кредиторская задолженность;

- чистая прибыль;

- средняя заработная плата одного рабочего.

В качестве источников информации были использованы:

- годовая экономическая и финансовая отчетность организации (для динамики основных экономических и финансовых показателей);

- первичная документация (для изучения причин и выявления факторов, повлиявших на изменение показателей).

Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. В таблице 2 представлены основные показатели деятельности ОАО «Марий-Эл-Лада» за 2007-2009 годы.

                                                                                                                                                                  

Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ОАО «Марий-Эл-Лада» за 2007-2009 г.г.

Показатель

Абсолютное значение

Базисные темпы роста, %

Цепные темпы роста, %

2007 2008 2009 2008/2007 2009/2007 2008/2007 2009/2008
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 279180 278085 141253 1,00 0,51 1,00 0,51
- в т.ч. автомобилей, тыс. руб. 264582 254717 126261 0,96 0,48 0,96 0,50
2. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг тыс. руб. 258741 253297 133890 0,98 0,52 0,98 0,53
- в т.ч. автомобилей, тыс. руб. 249016 235950 121873 0,95 0,49 0,95 0,52
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 544 613 788 1,13 0,90 1,13 0,80
4. Дебиторская задолженность, тыс. руб. 7316 13441 4781 1,84 0,65 1,84 0,36
5. Численность работников, чел. 63 65 55 1,01 0,75 1,01 0,74
6. Кредиторская задолженность, тыс. руб. 2344 2275 2567 0,97 1,10 0,97 1,13
7. Чистая прибыль, тыс. руб. 6391 3822 664 0,60 0,10 0,60 0,17
8. Средняя заработная плата одного рабочего, тыс. руб. 10 14 15 1,4 1,5 1,4 1,07
9. Фондоотдача 513,2 453,6 179,26 0,88 0,35 0,88 0,40
10. Фондовооружённость труда, тыс. руб./чел 8,6 9,4 14,3 1,09 1,66 1,09 1,52
11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,64 0,48 0,76 0,75 1,19 0,75 1,58

Данные таблицы 2 показывают, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в ОАО «Марий-Эл-Лада» значительно уменьшилась в 2009 году в результате кризиса автомобильного рынка. Изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимости показано на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг за 2007-2009 годы.

Численность работников ОАО «Марий-Эл-Лада» значительно уменьшилась в 2009 году в связи с тем, что основные работники в отличие от РСиС (руководители, специалисты и служащие) находятся на сдельной оплате труда. Так как спрос на их услуги резко упал, то начались увольнения.

Средняя заработная плата постоянно растет (15 тыс. руб. в 2009 году, что 1,5 раза больше, чем в 2007 году). Но в сравнении с 2008 годом, она увеличилась не намного. Динамика средней заработной платы приведена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Динамика средней заработной платы в ОАО «Марий-Эл-Лада»

 

Резкий спад объемов реализованной продукции, товаров, работ и услуг приводит к уменьшению чистой прибыли. В 2008 году чистая прибыль уменьшилась на 40,2%, а в 2009 году - на 89,6 % в сравнении с 2007 годом. Динамика чистой прибыли за 2007-2009 годы представлена  на рисунке 5.

Рисунок 5- Динамика чистой прибыли за 2007-2009 г.г. ОАО «Марий-Эл-Лада»

Дебиторская задолженность резко возрастает в 2008 году (на 45,6%), но при этом также резко уменьшается в 2009 году (на 64,4 %). Кредиторская задолженность практически неизменна.

Среднегодовая стоимость основных средств организации ежегодно увеличивается, что происходит в связи с приобретением новых основных средств (зданий, сооружений, оборудования).

Снижение фондоотдачи (на 60,5% с 2008г.) объясняется также увеличением основных фондов организации и снижением выручки. В отчетном году на 1 рубль всех основных средств приходится 179,26 руб. выручки от реализации.

В результате увеличения основных фондов фондовооруженность труда выросла с 2007 года на 66,3%. К концу 2009 года на одного работника приходится около 14,3 тыс. руб. стоимости всех основных средств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами выше нормативного значения (норматив ≥ 0,1) в 2008 году он имел тенденцию к спаду из-за увеличения оборотных активов организации в виде дебиторской задолженности, а в 2009 году, вследствие уменьшения дебиторской задолженности, он возрос.

Также интересен рассмотрению анализ спроса на продаваемые модели автомобилей в исследуемом периоде. В таблице 3 представлен полный модельный ряд автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ», реализуемый ОАО «Марий-Эл-Лада».

Таблица 3 – Изменение потребительского спроса на модельный ряд за 2007-2009 г.г.

Модельный ряд

2007

2008

2009

кол-во, шт.

сумма, тыс. руб.

кол-во, шт.

сумма, тыс. руб.

кол-во, шт.

сумма, тыс. руб.

"Классика"

440

54820

209

28052

88

11636

"Самара"

429

80164

355

69506

133

26557

"Десятка"

304

70581

348

87271

118

52379

"Нива"

32

6855

43

10170

18

4297

"Калина"

248

52162

269

59718

147

31392

ИТОГО

1453

264582

1224

254717

504

126261

К модельному ряду «Классика» относятся автомобили марки 2107 и 2105, «Самара» 2113, 2114 и 2115, «Десятка» 2110, 2112 и 2170 (приора), «Нива» 2121, «Калина» 11183, 11184, 11193.

Если в 2008 году спрос на автомобили уменьшается лишь на 15,7%, то 2009 году резко падает на 65,3%. Что объясняется тяжелой экономической ситуацией в стране. То же самое касается выручки. Если в 2008 году ее спад не существенен (3,8%), т.к. падает спрос на более дешевые модели («Классика») и возрастает на более дорогие («Десятки» и «Калины»), то в 2009 году она падает более чем в 2 раза (52,3%).

Без вмешательства правительства Российской Федерации данная обстановка на автомобильном рынке оставалась бы до сих пор, но с введением программы утилизации старых автомобилей дела «вазовских» дилеров заметно улучшились.

Таким образом, проанализировав в целом динамику основных показателей ОАО «Марий-Эл-Лада» за период 2007-2009 г.г. можно говорить о том, что стабильность организации с наступлением экономического кризиса в 2009 году ухудшилась, финансовое положение предприятия можно оценить как среднее.

 

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В

 ОАО «МАРИЙ-ЭЛ-ЛАДА»

 

2.1 Понятие, оценка и направления движения товаров

Товар – это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Как известно, товары относятся к материально-производственным запасам. В бухгалтерском учете существует, как минимум, два определения товаров.

В п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" говорится: "товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи [3]. Из этого определения следует, что товары предназначены для продажи. Таким образом, если мы купили автомобиль для перевозки на нем материалов, товаров и других ценностей, то это будет основное средство. Если точно такой же автомобиль куплен для продажи, он является товаром.

Второе определение товаров дано в п. 3 ст. 38 НК РФ: "товаром … признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации".

Это определение используется для целей налогообложения и по содержанию намного шире, чем в ПБУ 5/01, поскольку включает в себя имущество, учитываемое не только на счете 41 "Товары", но и на других бухгалтерских счетах.

В ОАО «Марий-Эл-Лада» к товарам, предназначенным для продажи, относят:

- легковые автомобили, производства ОАО «АВТОВАЗ»;

- запасные части к легковым автомобилям производства ОАО «АВТОВАЗ»;

- лакокрасочные материалы.

Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены, т.е. цены, по которой приходуют и списывают товары. Действующими нормативными документами правила оценки товаров устанавливаются отдельно для товаров, принадлежащих и не принадлежащих организации по праву собственности.

Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 "Учет материально- производственных запасов", в соответствии с которым товары принимаются к учету по фактической себестоимости.

 Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (с учетом суммовых разниц) за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товаров;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением [3].

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Как было сказано ранее, на автомобили на рекомендуемую заводом-изготовителем розничную цену, дилером делается наценка в размере 5% от рекомендуемой цены. На запасные части и лакокрасочные материалы установлена наценка в размере 30%, при ремонте автомобилей по страховому случаю наценка на запасные части и лакокрасочные материалы составляет 10%. Балансовый счет 42 «Торговая наценка» используется только по запасным частям в розничной торговле.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу [3]. В ОАО «Марий-Эл-Лада» таких расходов нет, т.к. при поставке автомобилей, поставщик заранее включает доставку в себестоимость товара, а запасные части доставляются поставщиками бесплатно, либо производится самовывоз уполномоченным сотрудником организации.  

  При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО) [3]. Эти способы применяются по группам МПЗ.

В ОАО «Марий-Эл-Лада» принято оценивать материально-производственные запасы и производить расчет фактической себестоимости отпущенных в производство или ином выбытии материально-производственных запасов по себестоимости каждой единицы для автомобилей, лакокрасочных материалов, товаров в розничной торговле, материалов, а для остальных групп товаров применяется метод ФИФО.

Движение товаров в торговых организациях включает две стадии:
1) поступление товаров путем их приобретения у поставщиков;
2) продажа товаров покупателям — юридическим и физическим лицам.
  Как было сказано выше ОАО «Марий-Эл-Лада» реализует легковые автомобили, а также запасные части к ним и лакокрасочные материалы. Все эти товары приобретаются у поставщиков. ОАО «АВТОВАЗ» поставляет автомобили и запасные части для гарантийного ремонта. Запасные части на текущий ремонт, и техническое обслуживание приобретаются у прочих поставщиков.

Автомобили первоначально, согласно дилерскому соглашению и договору ответхранения, поступают на стоянку ответхранения. Организация получает полное право собственности на автомобиль, когда выкупит его у завода-изготовителя, а пока она только несет ответственность за сохранность автомобиля.

Запасные части приобретаются у поставщиков с обязательным оформлением договора. Многие поставщики предоставляют отсрочку оплаты товара, что очень удобно для организации.

Все товары продаются как юридическим, так и физическим лицам. Розничная продажа запасных частей организована через магазин, если же производится ремонт автомобиля с заменой запасных частей, эти запасные части отпускаются со склада.

При розничной торговле запасными частями отпуск (продажа) товаров населению оформляется выдачей чека ККМ (контрольно-кассовой машины) и отражением выручки за день в книге кассира-операциониста.

При проведении технического обслуживания или ремонта автомобиля запасные части включаются в заказ-наряд и оплачиваются клиентом вместе с услугами в кассу предприятия.

Таким образом, в ОАО «Марий-Эл-Лада» учет движения товаров и их оценка оптимизированы в соответствии с требованиями нормативных актов. В зависимости от группы товаров существует своя специфика оценки товара и его учета.

 

2.2 Документальное оформление движения товаров

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

 Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступившего товара.

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 г. N 17.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г. N П.6, и Гражданским кодексом Российской Федерации, а при приемке их по качеству и комплектности требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

В ОАО «Марий-Эл-Лада» при поставке автомобилей компания перевозчик предоставляет товарно-транспортную накладную и отгрузочную спецификацию на автомобиль. При приемке товара подписывается акт приема-передачи, если есть какие-то недостатки в товаре, то организация выставляет претензию непосредственно компании-перевозчику. Товарная накладная распечатывается в системе УРП по факту отгрузки товара, т.е. когда дилер оплатит товар, счет-фактура и платежное требование приходят по почте.




Приемка товара на склад проводится согласно инструкции №П-6 (Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству). После приемки товара, кладовщик подписывает товарную накладную и ставит печать. Все приходные документы сдаются в бухгалтерию в день приемки товара.

Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету. Безналичные расчеты регулируются "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03 октября 2002г. №2-П. При оптовых поставках возможны как поступления наличных денег в кассу организации (до предельной суммы по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и перечислением денежных средств на расчетный счет.

Стороны, заключившие договор поставки, вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.

В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно - кассовых машин в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171.

Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары основании «Сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» по форме № КМ-7, где по каждому отделу (секции) указывается сумма выручки, подтверждаемая подписью заведующего отделом (секцией). Этот документ составляют на основании «Справок-отчетов кассиров-операционистов» по форме № КМ-6, который в свою очередь формируется с использованием «Журнала кассиров-операционистов» по форме № КМ-4 и Журнала регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста» по форме № КМ-5.

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально - ответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации (о чем обязательно необходимо сделать отметку в документах) и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары по форме № ТОРГ-13. Подпись материально ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной.

Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.

Материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендуется вести "Товарный отчет" по форме № ТОРГ-29, "Отчет по таре" по форме № ТОРГ-30 и «Сопроводительный реестр сдачи документов» по форме № ТОРГ-31.

Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.

Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. В адресной части товарного отчета указывается наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.

В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров по сопроводительным документам.

Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записываются отдельно, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.

В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.

Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).

Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка.

Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.

Все приходные и расходные документы по учету товаров, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.

Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера.

Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и их подчистка не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные.

Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью "исправлено" и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.

Если в торговой организации дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один - с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.

Например, установленный период отчетности - с 1 по 10 число месяца. Инвентаризация проведена 7 числа. Следует составить два товарных отчета - с 1 по 7 число и с 8 по 10 число.

В товарном отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров записываются из «Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей» (форма № ИНВ-3).

Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.

Учет товаров в организациях торговли организуется:

в бухгалтерии - по материально - ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;

на складах - по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.

Бухгалтер организации обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:

подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который представляется отчет;

соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;

законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);

наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета с первичными приходно- расходными документами;

соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;

соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Если при проверке цен, таксировки или подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом, исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.

Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.

Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов - три года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.

Изъятие отчетов материально ответственных лиц и приложенных к ним документов по требованию судебно - следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя организации. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.

Возврат поставщику товаров при несоответствии их стандарту, техническим условиям или договору оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально ответственные лица (бригады), проводится на основании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).

При реализации автомобилей и запасных частей юридическим лицам выписываются товарная накладная (ТОРГ-12), договор купли-продажи и счет-фактура. Также при продаже автомобиля заполняется, акт приема передачи, клиенту передается сервисная книжка, гарантийный талон и паспорт транспортного средства.

Если проводится плановое техобслуживание или срочный ремонт, физическому лицу на руки выдается заказ-наряд-договор, в котором описан перечень произведенных работ и использованных запасных частей. Юридическим лицам помимо вышеуказанных документов также выдается заказ-наряд-договор на выполненные услуги.

Для усиления контроля сохранности товаров на складах, выполнения плана товарооборота и финансовых результатов в ОАО «Марий-Эл-Лада» организована отчётность материально-ответственных лиц.

В целях обеспечения контроля наличия и движения товаров, а также для предотвращения фактов злоупотребления со стороны материально ответственных лиц ОАО «Марий-Эл-Лада» организует количественно-суммовой учёт товарно-материальных ценностей в местах хранения.

Обработка товарных накладных в ОАО «Марий-Эл-Лада» производится автоматизированным способом в программе 1С: Управление торговлей, которая позволяет оперативно вносить данные о реализации: кладовщик выписывает заказ-покупателя, на его основании бухгалтером автоматизированным способом вводится реализация, и автоматически отражается сумма реализуемых товаров и соответственная сумма задолженности покупателя, то есть выручка от реализации. Таким образом, оперативно полученная информация о реализации может быть применена для принятия соответствующих управленческих решений (необходимость осуществления новых дополнительных закупок товаров, принятия мер для стимулирования продаж неходовых товаров и т.п.).

В товарных накладных указываются все необходимые реквизиты. В товарной  накладной бухгалтер ОАО «Марий-Эл-Лада» своей подписью подтверждает правильность подсчёта итогов, руководитель организации даёт разрешение на отпуск товаров и тары, а кладовщик подтверждает их отпуск.

Таким образом, в целом реализация товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада» оформляется должным образом, однако имеются некоторые упущения: отгрузка товаров производится по доверенностям, в которых не указывается перечень товаров, подлежащих получению, что является нарушением инструктивных документов, регламентирующих порядок заполнения доверенностей.

 

2.3 Синтетический и аналитический учет движения товаров

 

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета

Аналитический учет более подробный и может давать оценку не толь­ко в денежном, но и в трудовом и натуральном показателях с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подряд­чиков: это дает полную информацию и является материалом для обоб­щения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм и материалов в процессе хозяйственной операции.

Синтетический учет группирует и обобщает учет состава и прохождения средств предприятия, их источников и потребителей в едином денежном выражении, обеспечивая формирование сумм для отчетности, общей для каждого счета — для заполнения баланса и других форм отчетности.

Сальдо синтетического счета определенного номера в плане сче­тов должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов того же номера, а суммы оборотов по дебету и кредиту синтетичес­кого счета равны соответственно суммам оборотов по дебету и кре­диту всех аналитических счетов этого номера.

Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности:

аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет;

синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;

система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

Бухгалтерский учет реализации товаров осуществляется на сопоставляющем операционно-результативном счете «Продажи».

Счет «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним.

Доходами и расходами от обычных видов деятельности являются:

доходами – выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

расходами – затраты, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Следует помнить, что согласно п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Минфином РФ от 06.05.99 № 32н, выручка от продажи товаров в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:

организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

сумма выручки может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

право собственности на товар перешло от организации к покупателю;

расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расходов может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

К счету «Продажи» открываются субсчета:

1 «Выручка»;

2 «Себестоимость продаж»;

3 «Налог на добавленную стоимость»;

7 «Расходы на продажу не облагаемые ЕНВД)

9 «Прибыль (убыток) от продаж».

На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

Субсчет 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

На рисунке 6 представлена действующая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада».

 

 

                                                         

 

 

                                          

 

                                                                             

 

 

                                                 

                                                                                                       10

                                  10                                                            70, 69

                       70,69                                                                            60

                               60

 

                   - в дебет счета

 

Рисунок 6- Действующая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада»

1. Д 41.1 К 60 -поступление  запасных частей и лакокрасочных материалов от поставщика на склад;

2. Д 90.2 К 41.1- списание себестоимости запасных частей и лакокрасочных материалов при ремонте автомобилей

3. Д 20 К 10, 70, 69, 60 и др., Д 90.2 К 20 – отражены и списаны расходы ремонтного центра;

4. Д44 К 10, 70, 69, 60 и др., Д 90.2 К 44 – отражены и списаны расходы по продаже автомобилей;

5. Д 10 К 41, Д 26 К 10 – списаны запасные части и лакокрасочные материалы на ремонт служебного автомобиля;

6. Д 50, 51 К 62 – отражен аванс за приобретенный покупателем автомобиль или сумма полной оплаты;

7. Д 62 К 90 – сформирована задолженность покупателя на всю стоимость проданного автомобиля.

Применяемая в организации схема бухгалтерского учета имеет основной недостаток, состоящий в том, что приобретаемые запасные части и лакокрасочные материалы принимаются непосредственно в состав товаров. В связи с этим предлагается внести корректировки в действующую схему бухгалтерского учета. Рекомендуемая схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада» представлена на рисунке 7.

 

 

                               

                                                                                           

                                                                     

                                                                                                              60,70,69 

                                                                                      

                                         

70

                         60                               

           69                                                 

                       

 

 

                   - в дебет счета

 

Рисунок 7- Рекомендуемая  схема учета запасных частей и лакокрасочных материалов в ОАО «Марий-Эл-Лада»

Запасные части и лакокрасочные материалы следует первоначально учитывать на счете 10 «Материалы». Та часть, которая продается клиентам, должна переводиться на счет 41 «Товары».

ОАО «Марий-Эл-Лада» при продаже автомобилей покупателям выступает посредником. До момента продажи автомобили остаются собственностью ОАО «АВТОВАЗ». В связи с этим бухгалтерия ОАО «Марий-Эл-Лада» учитывает их на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». При приобретении автомобиля покупателем сумма со счета 004 списывается и переносится на счет 41 «Товары». С этого момента ОАО «Марий-Эл-Лада» становится собственником автомобиля и получает сопроводительные документы на него от ОАО «АВТОВАЗ». После этого ОАО «Марий-Эл-Лада» выписывает сопроводительные документы покупателю автомобиля, который в свою очередь предварительно вносит оплату (предоплату). Действующая схема учета автомобилей в ОАО «Марий-Эл-Лада» представлена на рисунке 8.

 

 

                                                             

 

                                   

                                               

 

 

Рисунок 8- Действующая схема учета автомобилей в ОАО «Марий-Эл-Лада»

Аналитический учет товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада» ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).    

Аналитический учет в зависимости от группы товаров различен.                    

Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету. Используется тогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицу товара в отдельности (учет автомобилей). Такой учет называется попредметным.

Товары, числящиеся на складах, учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике его часто называют количественно-суммовой.

В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываются и, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименований отсутствует. Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциации по отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.

Таким образом, аналитический учет товаров является важным звеном в системе бухгалтерского учета. Учет движения товаров и готовой продукции в организации осуществляется в течение месяца (отчетного периода) в количественно-суммовом выражении.

По окончании месяца (отчетного периода) бухгалтерской службой организации оформляется оборотная ведомость, в которой определяется фактическая себестоимость:

остатка товаров на начало месяца;

поступления товаров в течение месяца (отчетного периода);

проданных в течение месяца (отчетного периода) товаров;

остатка товаров на конец месяца.

Итоги оборотной ведомости должны соответствовать данным синтетического учета товаров.

В данном пункте мною был рассмотрен синтетический и аналитический учет товаров в ОАО «Марий-Эл-Лада». В процессе изучения не было выявлено несоответствий с учетной политикой предприятия и действующего законодательства. Были внесены некоторые коррективы в учете запасных частей и лакокрасочных материалов.


3. КОНТРОЛЬ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОАО «МАРИЙ-ЭЛ-ЛАДА»

 

3.1 Сущность контроля, его виды и нормативное обеспечение

 

Компаниям сферы торговли в своей повседневной деятельности всегда нужна полная и достоверная информация о состоянии дел в организации. В торговле достаточно активов, обязательств и хозяйственных операций, требующих постоянных проверок.

Контроль– это самостоятельная функция управления, представляющая собой проверку процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, позволяющая видеть отклонения от намеченных целей и принимать при необходимости корректирующие меры. По источникам проверки выделяют документальный и   фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке первичных документов, бухгалтерских  регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.

Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

По характеру субъектов контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внутренний контроль - осуществляется внутри организации отделами, службами, направлен на защиту интересов предприятия и его коллектива от злоупотребления и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Задача этого контроля систематизированное и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов.

Внешний контроль - осуществляется по предварительной договоренности между аудитором и предприятием о проведении соответствующей экспертизы хозяйственно-экономической деятельности; оценке существующих резервов и платежеспособности; предложении рекомендаций по направленному повышению результатов деятельности и организации финансовой стратегии.

Организации целесообразно иметь Положение о внутреннем контроле, которому обычно мало уделено внимания в нормативных актах, поэтому бухгалтеру приходится самостоятельно решать, каким образом разрабатывать и применять документ.

Каждый бухгалтер по-своему понимает, что такое внутренний контроль в коммерческой организации. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс управления деятельностью фирмы с целью эффективного и результативного использования ее ресурсов, сохранности ее активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности. Система контроля может быть также ориентирована на обеспечение эффективности деятельности, приносящей прибыль. Система может включать иные мероприятия и регламентировать другие вопросы, подлежащие внутреннему контролю.

Внутренний контрольосуществляется внутри организации отделами, службами. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотребления и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Задача этого контроля систематизированное и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов

Выделим основные элементы системы внутреннего контроля компании: это наблюдение и проверки ее работы, выявление отклонений и нарушений, принятие мер по их предупреждению и устранению. Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает надзор и проверку:

- соблюдения требований бухгалтерского и налогового законодательства;

- точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;

- предотвращения возможных ошибок и искажений учета и отчетности;

- исполнения приказов и распоряжений руководства компании;

- контроля за сохранностью товаров на складе, принятых на комиссию, находящихся на ответственном хранении и др.

Вся работа системы внутреннего контроля должна осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в отдельном положении о внутреннем контроле.

Разработку положения о внутреннем контроле лучше начать с общей структуры данного документа. Как правило, положение включает следующие разделы: цели и задачи контроля, методы, процедуры и порядок проведения внутренних проверок, перечень лиц, на которых возложены обязанности по проведению этих проверок, перечень основных вопросов, подлежащих проверке. В каждом из перечисленных разделов выделяются подразделы, в которых от общих норм организация переходит к отраслевым особенностям контроля отдельных осуществляемых операций. Чтобы бухгалтер четко представлял, насколько объемен документ о внутреннем контроле, приведем основные его разделы:

- организация внутреннего контроля;

- предъявляемые к участникам системы внутреннего контроля требования;

- права и обязанности контролирующих соблюдение положения лиц;

- отчетность по соблюдению положения о внутреннем контроле;

- рассмотрение обращений, заявлений и жалоб контролируемых лиц;

- особенности осуществления внутреннего контроля отдельных операций;

- обязанности всех категорий работников, на которых распространяется действие положения о внутреннем контроле.

Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается как отдельный документ, при этом некоторые его положения являются приложениями к учетной политике. В их числе, например, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями и иные разделы, связанные с учетом и налогообложением.

Внешний контроль проводится аудиторскими компаниями.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 307-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
    Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
     Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
    Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
    Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, а также наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
    Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только

аудиторскими организациями.

 

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

3.2 Организация внутреннего контроля в организации

На сегодняшний день в организациях используются различные методики внутреннего контроля. Выделим те, которые понятны и достаточно эффективны. Наиболее общая и универсальная методика предполагает разделение внутреннего контроля по этапам осуществления операций: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль проводится до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет являться та или иная осуществляемая торговой организацией операция. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых договоров поставки товаров требованиям закон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow