Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;
|
|
2. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);
3. уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);
4. оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности, полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).
В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет около 109 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является, что эта задолженность образована одним должником. В 2008-2009 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2009-20010 гг. на 47 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:
|
|
- увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;
- увеличить долю предоплаты;
- активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.
Также для увеличения эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к "омертвению" оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.
Произведем расчет эффективности предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в виде таблицы 10.
Таблица 10. Исходные данные для проведения анализа
Показатель | 2009 г | План 2010 г. | Отклонение |
Выручка, тыс.руб. | 1041 | 1763 | 722 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 72 | 25 | -47 |
Запасы и материалы на складах | 1828 | 846 | -982 |
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 1928 | 1315 | -613 |
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:
- коэффициент оборачиваемости
Коб = Vр / СО
где Коб - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);
Vр - выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.
Длительность одного оборота рассчитывается по формуле
Дл = Т / Коб
где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;
Т - отчетный период, в днях.
В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54
Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.
В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34
Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.
Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.
1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле
Δ СО = (СО1 –СО0)* Кvp
где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;
CO1, CO0 - средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;
Кvp- коэффициент роста продукции (в относительных единицах).
Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.
2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле
ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,
где Дл1,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;
V1одн - однодневная реализация продукции, млн. руб.
ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.
Прирост объема продукции за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:
Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1
Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.
Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле
Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0
где Р0- прибыль за базисный период;
Коб1, Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды
ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.
Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии СПК "Земцовский" проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:
|
|
1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров СПК "Земцовский" одним из таких является ОАО "Нелидовский маслосырзавод";
2. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
3. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
4. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
5. формирование условий обеспечения взыскания просроченной задолженности;
6. формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
7. использование современных форм рефинансирования задолженности;
В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность хозяйственной деятельности покупателя;
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
|
|
2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.
3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа "первоклассных заемщиков");
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.
Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.
Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Возможно, перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Финансовое состояние предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии СПК "Земцовский" необходимо реализовать такие мероприятия как:
1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.
2. Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
3. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.