Государственная служба Великобритании

 

Великобритания имеет сильные традиции самоуправления Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления.

Институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно — в 70-е годы нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления.[5]

В Великобритании отсутствует четкое определение понятия «государственный служащий», оно употребляется в широком и узком смысле. В узком смысле под государственным служащим понимается лицо, являющееся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственно гражданских служащих, т.е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования и т.п. При этом служащих публичного сектора называют, как правило, "должностными лицами", служащих министерств - "гражданскими служащими".[6]

В настоящее время под гражданскими служащими понимаются "слуги Короны " за исключением лиц, занимающих политические или судебные должности, нанятые на службу в гражданском качестве и получающие жалованье непосредственно из средств, выделяемых с разрешения парламента. Понятие "гражданский служащий" не включает министров, которые являются "политическими слугами Короны", служащих вооруженных сил и полиции, принадлежащих к "военным слугам Короны". "Служба местного управления" или "муниципальная служба" в Великобритании юридически обособлена от гражданской службы[7]. Платные служащие муниципалитетов, составляющие их административно-управленческий аппарат, рассматриваются формально в качестве слуг муниципалитетов, а не "слуг Короны". Их правовой статус и оплата определяются законодательными актами, издаваемыми для Англии, Уэльса и Шотландии, а также самими местными органами власти. Муниципальные советы, избираемые на местах, назначают и увольняют своих служащих, разрабатывают условия и правила прохождения службы. Фактически муниципальная служба входит в государственно-публичную службу и составляет одно из ее наиболее крупных звеньев. Полицейские рассматриваются как "независимые держатели государственной должности" и формально находятся в ведении местных советов.

Согласно принятой классификации, гражданская служба охватывает внутреннюю гражданскую службу, возглавляемую Секретарем Кабинета министров, и дипломатическую внешнюю службу, находящуюся в ведении государственного секретаря (министра) иностранных дел и по делам Содружества. Все государственные служащие делятся на публичных и гражданских. К первым относятся служащие публичного сектора, в том числе публичных корпораций, местных органов власти, здра­воохранения, школьного образования. Правовой статус каждой из этих категорий определяется отдельными нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Вторые представляют собой государственных служащих собственно министерств и ведомств. Это лица, входящие в состав внутренней гражданской службы.

Гражданские служащиев свою очередь делятся на две крупные категории: промышленные и непромышленные. Перваяохватывает гражданских служащих, работающих в производственной сфере - торговые и промышленные работники различных предприятий, находящихся в ведении министерств и ведомств. Непромышленные гражданские служащие - это основная масса чиновников, работающих в министерствах и ведомствах. Непромышленные гражданские служащие делятся на постоянных и временных. К постоянным гражданским служащимотносятся лица, зачисленные на службу при наличии специального документа (сертификата) Комиссии по делам гражданской службы, полученного после прохождения отборочного конкурса. Временные гражданские служащие принимаются на работу в упрощенном порядке, без конкурса, на определенный период времени и для выполнения конкретной работы.[8]

По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на следующие категории: высшие руководители (высшие политические и управленческие должности ); главные специалисты (специалисты главных управлений), работники исполнительского уровня; административно-обеспечивающий персонал.

Английская гражданская служба - это "карьерная" служба, однако в последние десятилетия наблюдается тенденция привлечения на службу менеджеров из частного сектора.[9] С 60-х гг. XX в. в практику деятельности министерств вошло привлечение консультантов из частного сектора

Общее руководство государственной службойв настоящее время осуществляет премьер-министр. В компетенцию аппарата министра государственной службы входит консультирование по обязанностям и стандартам, рассмотрение вопросов отбора и развития персонала, реализация инновационных программ по реформированию государственнойслужбы. Королевское Казначейство ведает управлением финансами, бюджетными реформами, разрабатывает системы планирования и финансовые аспекты управления персоналом.

Отбором кандидатов для поступления на государственную (гражданскую) службу занимаются Комиссия по делам гражданской службы, а также непосредственно министерства и ведомства.[10] Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу.[11] В связи с повышением требований к профессионализму служащих большое значение придается вопросам подготовки и переподготовки работников. Английская система продвижения по службе отличается определенной жестокостью. Возможности для перемещения из министерства в министерство и из должностной группы в иную группу ограничены. Большое значение традиционно придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам. Английская гражданская служба официально рассматривается как пожизненная, основанная на принципе «карьеры».[12]

Правовое положение государственных служащих в Великобритании определяется на основании нормативно-правовых актов. Государственный служащий имеет право действовать в рамках установленных для него полномочий. Служащий, находящийся на постоянной службе, имеет также право на получение жалования, компенсаций, пособий и иных социальных выплат, право на отпуск, право на пенсию. При этом служащие, зачисленные на должность на временной основе, не имеют право на пенсию.

Исторически в Англии сложилось четыре основные формы контроля над системой административно-государственного управления: парламентская, судебная, система административных трибуналов и институт парламентского уполномоченного. [13] Парламентский контроль основан на доктрине министерской ответственности. Смысл этой доктрины в том, что министр, принимая на себя ответственность за деятельность своего министерства, должен выходить в отставку в случае обнаружения упущений в работе его министерства. В Великобритании не существует собственно административного права как отдельной системы норм и принципов. Судебный контроль над административно-государственным управлением выводится из доктрины общего права. Юрисдикция судов основана на доктрине превышения полномочий: действие, совершенное в пределах предоставленных парламентом полномочий, считается действительным, совершенное же в превышении полномочий, — недействительным. В компетенцию парламентского уполномоченного входит рассмотрение административных действий, совершаемых от имени Короны. Под административными действиями понимаются действия министров и ведомств при осуществлении ими административных функций.

Сама судебная система в Великобритании является прецендентной и потому очень сложной, так как разобраться в ней можно только в результате многолетней практической деятельности. Это привело к тому, что в Англии при подготовке юристов главное внимание уделяется практической, а не теоретической подготовке.[14]

Отличительная черта английской административной системы -разделение политической и административной сфер.[15] Все дела министерств осуществляются самими министерствами, а чиновники рассматриваются лишь как клерки. Гражданская служба существует отдельно от политической.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: