Место Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года № 442 -1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.[70]

В 2001 году в России была предпринята попытка не только создать в стране понятную и эффективную пенсионную систему, которая впоследствии давала бы определенный инвестиционный ресурс в экономику, но и прежде всего решить главную задачу – увеличить доходы Пенсионного фонда и направить их на повышение пенсий.

При принятии законов, посвященных пенсионной реформе, был определен статус Пенсионного фонда как страховщика по обязательному пенсионному страхованию. При этом Пенсионный фонд является государственным учреждением, средства, находящиеся в его управлении, являются федеральной собственностью.

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

- сбор и аккумуляция страховых взносов от страхователей в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

- финансирование выплаты пенсий;

- контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;

- международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

-проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет:

- начисление и сбор штрафов и пени при несвоевременной и неполной уплате страховых взносов страхователями;

- представляет интересы застрахованных лиц перед страхователями;

- подготовку проекта бюджета пенсионной системы, который независим от федерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчета об исполнении бюджета пенсионной системы.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

- выплату государственных и трудовых пенсий;

- выплату ежемесячных денежных выплат (ЕДВ);

- оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- обеспечение деятельности ПФР.

В силу сложившихся объективных причин развития и размещения производства, природно-климатических условий концентрация пенсионеров различна: от 15 до 20% к трудоспособному населению на Севере, до 50- 60% в центральных и южных районах России.[71] В связи с этим Пенсионный фонд осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между регионами.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда России является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров.

Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода денежных средств на счета пенсионеров в банках России. Доставкой пенсий занимаются органы федеральной почтовой связи Минсвязи России, отделения Сбербанка России и другие банковские учреждения.

В настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации выделяют два типа пенсий, которые можно различать по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип пенсий, считающийся основным, - трудовые пенсии. Указанные пенсии получают большинство пенсионеров в нашей стране. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет страховых взносов.

Данные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 20 декабря 2001г. №173-ФЗ.[72] Пятая статья данного закона определяет виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Рассмотрим основные понятия данных видов пенсий.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П= БЧ+СЧ+НЧ, где

П- размер трудовой пенсии по старости;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ- страховая часть;

НЧ- накопительная часть.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: П= БЧ+СЧ+НЧ, где

П- размер трудовой пенсии по инвалидности;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;

СЧ- страховая часть;

НЧ- накопительная часть.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, данный вид пенсии назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле: П=БЧ+СЧ, где

П- размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по СПК;

СЧ- страховая часть.

Второй тип пенсий – пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению представляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не от того, что в период работы или другой деятельности специально на цели пенсионного обеспечения за соответствующего гражданина отчислялись обязательные страховые взносы (единый социальный взнос), а в силу других обстоятельств, определенных в Федеральном законе «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ.[73]

Руководство ПФ РФ осуществляется правлением ПФ РФ и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ РФ, а также управляющие отделений ПФ РФ.

В состав правления ПФ РФ могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФ РФ:

- несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФ РФ;

- определяет перспективные и текущие задачи ПФ РФ;

- утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФ РФ и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФ РФ и руководителей его отделений;

- утверждает положение об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФ РФ;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФ РФ;

- решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФ РФ.

Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре ПФ РФ предусмотрены следующие отделы, рассмотрим на примере территориального управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра:

- отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

- группа персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

- финансово-экономическая группа.

Отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц обеспечивает работу по пенсионному обслуживанию населения, связанную с назначением выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав гражданам имеющим право на досрочное назначение пенсии. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами, предприятиями, отделениями Ханты-Мансийского банка, органами федеральной почтовой связи Минсвязи России, а также с другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Функции данного отдела определяются в соответствии с положением отдела, утверждённым начальником управления. В функции отдела входит следующее:

1. Назначение, перерасчет и выплата трудовой и государственной пенсии, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), дополнительной ежемесячной денежной выплаты (ДЕМО) отдельным категориям граждан, определенных Федеральным законом.

2. Проведение среди населения разъяснительной работы, входящей в компетенцию отдела.

3. Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка анализа обращений.

4. Осуществление массовых перерасчетов гражданам на основании специальных законов.

5. Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля восстановлением.

6. Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.

7. Осуществление контроля за качеством и сроками обработки документов принятых от граждан для назначения и перерасчета пенсии.

8. Подготовка и выдача справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.

9. Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.

10. Обработка и ввод неполученных сумм.

11. Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Ханты-Мансийский банк.

12. Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсии.

13. Подготовка пакета документов и выдача недополученных выплат.

14. Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

15. Подготовка документов и проведение массового перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам с 1 июля каждого года.

16. Осуществляет мероприятия по реализации принимаемых Федеральных законов и других нормативных актов по пенсионному обеспечению.

17. Ведёт «наблюдательные» дела по предприятиям, имеющим рабочие места, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

18. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью предоставления работодателями «перечней рабочих мест», наименований профессий и должностей, работники которых заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий, поименных списков лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, списков лиц, приобретающих право на пенсию в ближайшие 2 года.

19. Выборочно проверяет соответствие индивидуальных сведений, предоставленных работодателями с перечнем и поименными списками.

20. При назначении досрочных пенсий (статьи 27-28, 28(1) Федерального закона № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[74]) категориям граждан на основании данных персонифицированного учета сверяет правильность «Выписок из индивидуального лицевого счета» с материалами наблюдательного дела.

21. Проверяет обоснованность включения в специальный трудовой стаж периоды работы, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий, до принятия решения о назначении пенсии, в том числе за периоды до введения персонифицированного учета.

22. Оказывает консультативную помощь работодателям по вопросам пенсионного обеспечения, организует с ними семинары-совещания.

23. Организует и осуществляет прием граждан и работодателей по вопросам оценки застрахованных лиц.

24. Ведет справочно-кодификационную работу по законодательству, дающему право на досрочное назначение трудовых пенсий.

25. Подготавливает соответствующее заключение о возможности (невозможности) использования при назначении пенсий данных о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовых пенсий по результатам их правовой оценки.

26. Выявляют и обобщают факты нарушений на предприятиях, влекущих ущемление пенсионных прав граждан, разрабатывает мероприятия, направленные на их предупреждение.

27. Проводит работу по оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии.

28. Осуществляет конвертацию пенсионных прав застрахованных лиц.[75]

Финансово-экономическим отделом осуществляется финансово-экономическая деятельность ПФ РФ. В обязанности финансового отдела входит ведение бухгалтерского учета, составление экономических отчетов, соблюдение лимитов выделенных средств по кодам экономической классификации расходов, обработка документации по пенсиям, отчеты по пенсионному обеспечению, работа с дебиторами, кредиторами. Важное место в работе отводится контролю над своевременной выплатой пенсии, составлению отчетов и заявок по бюджетным средствам.[76]

Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц, состоящих на учете в ПФ РФ, проводит работу с работодателями по своевременному и качественному представлению индивидуальных сведений на работников. Осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ работодателями и индивидуальными предпринимателями. Проводит работу по страхованию физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (оформление страховых свидетельств государственного пенсионного страхования), регистрации юридических лиц, постановки на учет индивидуальных предпринимателей.[77]

В целом, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Рыночные преобразования в нашей стране, связанные с появлением и развитием частной собственности и возникновением обособленных негосударственных хозяйствующих субъектов, не могли не сопровождаться появлением новых общественных отношений.

Эта тенденция проявилась в том числе и в возникновении рынка негосударственных пенсионных услуг или добровольного пенсионного обеспечения, для осуществления которого была создана особая организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда. Формирование и развитие негосударственной системы обеспечения было предусмотрено одобренными Правительством Российской Федерации Концепцией и Программой реформирования пенсионной системы. Деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), как и любые другие виды экономических отношений, подлежала государственному регулированию и контролю.[78]

Необходимость государственного регулирования деятельности пенсионных фондов и контроля её результатов очевидна. Во-первых, эта необходимость связана с тем, что неспособность НПФ выполнять принятые пенсионные обязательства отразится на наиболее социально незащищенной и нетрудоспособной части населения, и, во-вторых, с тем, что финансовая недостаточность, возникшая в одном фонде, подрывает доверие ко всей системе негосударственного обеспечения, выполняющей важную общегосударственную задачу. В связи с этим велась до сих пор и ведется в настоящее время интенсивная нормотворческая работа, призванная обеспечить максимальную надежность системы.

Государственное регулирование негосударственного пенсионного обеспечения является средством реализации социальной политики государства, призванной максимально задействовать все рычаги и инструменты решения социальных проблем в обществе и повышения жизненного уровня населения.

Основными задачами, решаемыми государством по отношению к рынку пенсионных услуг и негосударственным пенсионным фондам, являются следующие:

- создание стабильного законодательства, определяющего единые правила поведения на рынке пенсионных услуг для всех его субъектов;

- создание эффективной системы государственного надзора;

- организация и защита негосударственного пенсионного обеспечения;

- проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка пенсионных услуг;

- создание системы контроля за инвестициями.

Правовой основой создания и функционирования негосударственных пенсионных фондов является п.3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[79]

Возникновение и развитие негосударственных пенсионных фондов как самостоятельного рыночного института непосредственно определялось и направлялось соответствующим государственным правовым обеспечением. Однако его непосредственному формированию предшествовал период осознания необходимости такого негосударственного пенсионного обеспечения.

Необходимость развития дополнительного пенсионного обеспечения на базе негосударственных пенсионных фондов была впервые закреплена специальным положением в Генеральном соглашении между Правительством Российской Федерации, работодателями и профсоюзами в мае 1992 года. Предусматривались обязательства сторон по разработке и содействию принятия законодательства о развитии социально-страховых организаций и негосударственных фондов.

Начало появления и развития негосударственных пенсионных фондов в рамках крупномасштабных рыночных преобразований в стране было положено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».[80] Этот указ узаконил НФП и установил принципы их организации.

После подписания Указа началось интенсивное создание НФП, и уже в январе 1993 года был образован Координационный Совет по развитию негосударственных пенсионных фондов, объединивший руководителей фондов. В августе того же года было принято решение о создании профессионального объединения НФП, и в ноябре это объединение было создано как Ассоциация развития НФП.

Итак, можно говорить о многогранности системы государственного регулирования деятельности НФП. При этом четко прослеживаются основные стороны этого регулирования, каждая из которых оказывает воздействие на этот институт с учетом присущих ему признаков.

Прежде всего, объектом регулирования выступают негосударственные пенсионные фонды как конкретный вид субъектов рыночной экономики, деятельность которых, как и всех прочих, является объектом налогообложения, антимонопольного регулирования и т.п.

Во-вторых, НФП, будучи органическим элементом социальной системы общества, не могут функционировать без контроля за соблюдением ими законов и других нормативных актов, связанных с защитой интересов населения как участников их программ.

В-третьих, негосударственные пенсионные фонды осуществляют финансовую деятельность и потому выступают субъектами финансового рынка страны. Это предполагает неизбежность определенного регулирования с целью обеспечения сохранности и надежности размещаемых на этом рынке ресурсов.

Оценивая формирование системы государственного регулирования деятельности НФП и его основные прямые и косвенные рычаги, надо подчеркнуть, что на нынешнем этапе трудно выявить её результативность, поскольку оно не ориентируется на достижение конкретных целей в рамках национальной системы социального обеспечения населения. Именно такие цели должны определять направленность и формы государственного регулирования.[81]

Формирование законодательной и нормативной базы для стимулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов имеет огромное социально-экономическое значение для общества. Оно призвано создавать действенные механизмы организационного, налогового и иного стимулирования долгосрочных сбережений в форме пенсий для вытеснения других форм сбережения, не оказывающих позитивного воздействия на экономическое развитие страны и инвестиционную активность в экономике. Вместе с тем нормативная база имеет своей целью не только регламентацию деятельности негосударственных пенсионных фондов, но и повышение качества негосударственной пенсионной системы, а также создание эффективных методов регулирования рынка пенсионных услуг и жесткого контроля выполнения установленных государством правил.

Как правильно распорядится накопительной частью трудовой пенсии? Если заняться своей пенсией самостоятельно в рамках добровольного пенсионного обеспечения, будет возможно получать более-менее приличную пенсию. Такого рода услуги сегодня предоставляют только негосударственные пенсионные фонды. И главное при выборе НПФ – не ошибиться. Фондов великое множество (более 400), но от силы сотня имеет положительный прирост клиентской базы. Выяснить кто есть кто, можно в рейтинге НПФ, регулярно публикуемом агентством «Эксперт РА». Особенно убедительны учредители у фондов класса «А». В их числе «Газпром», РАО «ЕЭС», «ЛУКойл», РЖД, «Алроса», «Связьинрест».

Однако, выбирая фонд, важно помнить: кроме солидных учредителей НПФ должен располагать внушительным размером имущества для обеспечения уставной деятельности. Именно этот критерий – ключевой показатель потенциала развития фонда.

Как ни парадоксально, но негосударственные пенсионные фонды напрямую пенсионными деньгами не управляют. Это делают управляющие компании и именно от успешной работы управляющей компании зависят эффективность размещения пенсионных средств и риски, которым они подвергаются. Нужно, чтобы в выбранном НФП таких УК было несколько. НФП это даёт, во-первых, развить здоровую конкуренцию среди УК, во-вторых – позволяет распределить деньги между несколькими компаниями и тем самым снизить риски.

В сумме это даёт следующее. Отдельные фонды – Хакасский НФП, Газфонд, «ЛУКойл – гарант», «Стратегия», «Благоденствие», «УралСиб ПФ» - выдали за два года управления пенсионными деньгами среднюю доходность 18%. Это даёт увеличение «негосударственной» пенсии более чем в 2,5 раза по сравнению с нынешней средней пенсией.[82]

Следовательно, несмотря на «белые пятна» в законодательной и нормативной базе, негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность в рамках достаточно развитой системы законодательно установленных требований к их финансовому состоянию и условиям деятельности.

Выводы по 2 главе. Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Пенсионный фонд РФ осуществляет сбор и аккумуляцию страховых взносов от страхователей, финансирует выплаты пенсий, контролирует поступления в ПФР страховых взносов, их правильное и рациональное расходование, ведет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, проводит научно-исследовательские работы в области государственного пенсионного страхования.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда России является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров.

Также, кроме государственного учреждения в области системы пенсионного обеспечения в России созданы негосударственные фонды. Государственное регулирование негосударственного пенсионного обеспечения является средством реализации социальной политики государства, призванной максимально задействовать все рычаги и инструменты решения социальных проблем в обществе и повышения жизненного уровня населения.

Необходимо более тщательное формирование законодательной и нормативной базы для стимулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, так как они имеют огромное социально-экономическое значение для общества. Оно призвано создавать действенные механизмы организационного, налогового и иного стимулирования долгосрочных сбережений в форме пенсий для вытеснения других форм сбережения, не оказывающих позитивного воздействия на экономическое развитие страны и инвестиционную активность в экономике. Вместе с тем нормативная база имеет своей целью не только регламентацию деятельности негосударственных пенсионных фондов, но и повышение качества негосударственной пенсионной системы, а также создание эффективных методов регулирования рынка пенсионных услуг и жесткого контроля выполнения установленных государством правил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны. Важное значение оно приобрело в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 37,8 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности и государство жёстко регулировало все сферы жизни общества. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано было законодательство, которое предусматривало снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии за выслугу лет.

Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходил процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.

На финансовую устойчивость пенсионной системы оказало также влияние низкого соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Число пенсионеров растёт, численность работающих снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В настоящий момент в РФ на одного пенсионера приходится только 1,4 работающих.

Это привело к тому, что проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства. Все эти причины обусловили необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения РФ.

Принятие пакета новых законов в конце 2001 года позволяют решить несколько возникших на тот момент задач.

Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учётом размеров скрытой части заработной платы возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой рост размера пенсии.

Второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. Для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во-первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым гражданином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объёме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.

Третья задача, которую должна решить реформа, это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объёме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался.

Решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Российской Федерации:

- многоуровневый характер пенсионной системы и возможность её развития;

- в новой системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;

- проектируемая система должна строиться на основе социального консенсуса и распределения финансового «бремени» между субъектами пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников).

Всё это является элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство предусмотрело комплекс резервных мероприятий, направленных на предупреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.

Пенсионная система – это «объёмное» отражение всех компонентов жизни любого государства, достигнутого уровня зарплат, применяемой системы налогов, демографической ситуации в стране, состояния рынка труда, культурных, национальных традиций, развитости структур гражданского общества и институтов власти. Её нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально-экономических составляющих жизни общества.

Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики.

Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий. Введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жёстким контролем за всем процессом позволяет существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав её гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова бывшего Президента РФ В.В. Путина.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятия и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: