Проведение АВС-анализа в ИЗАО «Сплитстоун-Бел»

Для решения практических задач управления товарно-материальными запасами АВС-анализа по какому-то одному классификационному признаку недостаточно. Осуществляя классификацию товаров только по одному признаку, будет упрощено решение какой-то одной логистической задачи, но при этом может быть проигнорирована другая задача. Например, выбрав в качестве классификационного признака количество сделок с товаром, будут оптимизированы складские запасы по ассортименту и по объему запасов в натуральном выражении. С другой стороны, выбрав в качестве классификационного признака объем реализации в ценах приобретения, будут оптимизированы складские запасы в стоимостном выражении, но, скорее всего, ухудшатся показатели уровня обслуживания клиентов.

Для избегания таких конфликтов применяют многопараметрический АВС-анализ. В данном случае – анализ по двум классификационным признакам.

Порядок проведения АВС-анализа.

1. Выбор объекта анализа. Для целей управления запасами в качестве объекта анализа выбирается номенклатурная позиция «вид продукции».

2. Выбор классификационного признака. Для управления запасами в качестве классификационных признаков будут выбраны: количество сделок за отчетный период и объём реализации в стоимостном выражении за отчетный период по конкретному виду продукции.

3. Ранжирование объектов анализа в порядке убывания классификационного признака.

4. Расчет доли показателя в общем объеме данного показателя и доли показателя в общем объеме показателя нарастающим итогом.

5. Разбиение по группам. При анализе по признаку «количество сделок за период» объекты разбиваются на три группы: «А», «В» и «С». При анализе по признаку «объем реализации за период» объекты разбиваются по группам: «As», «Bs» и «Cs». Затем результаты анализа по двум классификационным признакам обобщаются, и объект разбивается по группам: «AAs», «ABs», «ACs», «BAs», «BBs», «BCs», «CAs», «CBs», «CCs».

Для более эффективного управления запасами необходимо сконцентрировать внимание на видах продукции, которые попали в группу «AAs».

Анализ по признаку «количество сделок за период», по признаку «объём реализации за период» представлены в таблице 3.7 и таблице 3.8.

 

Таблица 3.7 – АВС-анализ по признаку «количество сделок за 2008 г.»

№ п/п Вид продукции Количество сделок за 2008 г. Доля в общем количест ве сделок Доля в общем количестве сделок с нарастающим итогом Группа Доля в ассорти менте с нарастающим итогом
1 2 3 4 5 6 7
1. Виброплиты 1356 0,116 0,116 А 0,011
2. Камнерезные станки 1330 0,114 0,230 В 0,022
3. Резчики швов 1299 0,112 0,342 В 0,033
4. Сверлильные машины 1287 0,111 0,453 С 0,044
1 2 3 4 5 6 7
5. Круги алмазные 1285 0,111 0,564 С 0,055
6. Резчики кровли 1280 0,110 0,674 С 0,066
             
7. Круги шлифовальные 1278 0,109 0,783 С 0,077
8. Сверла трубчатые 1276 0,109 0,892 С 0,088
9. Мозаично-шлифоваль ные машины 1269 0,108 1,000 С 1,000
ИТОГО   11660 1,000      

 

А = 10%, В = 15%, С = 75%

 

Таблица 3.8 – АВС-анализпо признаку «объем реализации за 2008 г.»

№ п/п Вид продукции Объем реализа ции за 2008 г., млн. р. Доля в общем объеме реализа ции Доля в общем объеме реализации с нарастающим итогом Группа Доля в ассортименте с нарастающим итогом
9. Мозаично-шлифовальные машины 12690 0,187 0,187 Аs 0,011
1. Виброплиты 12204 0,180 0,367 Аs 0,022
2. Камнерезные станки 11970 0,177 0,544 Вs 0,033
6. Резчики кровли 7400 0,109 0,653 Вs 0,044
3. Резчики швов 6845,5 0,101 0,754 Вs 0,055
4. Сверлильные машины 5148 0,076 0,830 Сs 0,066
5. Круги алмазные 4855 0,072 0,902 Сs 0,077
7. Круги шлифовальные 3556 0,052 0,954 Сs 0,088
8. Сверла трубчатые 3126,5 0,046 1,000 Сs 1,000
ИТОГО   67795 1,000      

 

А = 45%, В = 35%, С = 20%

Двухпараметрический анализ представлен в таблице 3.9.

Таблица 3.9 – Результат двухпараметрического анализа

№ п/п Вид продукции Доля в общем количестве сделок Доля в общем объеме реализации Группа по двум признакам Доля в ассорти менте с нарастающим итогом
1. Виброплиты 0,116 0,180 ААs 0,011
2. Камнерезные станки 0,114 0,177 ВВs 0,022
3. Резчики швов 0,112 0,101 ВВs 0,033
9. Мозаично-шлифовальные машины 0,108 0,187 САs 0,044
6. Резчики кровли 0,110 0,109 СВs 0,055
4. Сверлильные машины 0,111 0,076 ССs 0,066
5. Круги алмазные 0,111 0,072 ССs 0,077
7. Круги шлифовальные 0,109 0,052 ССs 0,088
8. Сверла трубчатые 0,109 0,046 ССs 1,000

 

Показатели классификационных признаков в их общем объеме и показатели долей в ассортименте показаны в таблице 3.10.

 

Таблица 3.10 - Показатели классификационных признаков группы «ААs».

Группа по двум признакам Доля в общем количестве сделок Доля в общем объеме реализации Доля в ассортименте
ААs 0,116 0,180 0,011
ВВs 0,226 0,278 0,022
САs 0,108 0,187 0,011
СВs 0,110 0,109 0,011
ССs 0,440 0,246 0,045

 

Как видно из таблицы продукция группы «ААs» занимает в общем количестве сделок 11,6% и 18,0% в общем объеме реализации.

Для того, чтобы оптимизировать товарные запасы группы «ААs» и составить корректный план продаж необходимо вычислить уровень обслуживания по товарам, попавшим в данную группу. Для этого необходимо проанализировать все сделки по отдельным товарам этой группы и выявить количество не полностью выполненных сделок. Необходимая информация была взята из журнала регистрации заявок покупателей и накладных на отгруженные товары со склада за 2008 г.

 

Таблица 3.11

Информация о выполнении заказов покупателей за 2008г.

Месяц Товар Требовалось Отгружено Упущено
Январь Виброплиты 115 115 0
Февраль Виброплиты 225 221 4
Март Виброплиты 30 0 30
Апрель Виброплиты 115 115 0
Май Виброплиты 230 222 8
Июнь Виброплиты 20 0 20
Июль Виброплиты 150 150 0
Август Виброплиты 110 110 0
Сентябрь Виброплиты 150 110 40
Октябрь Виброплиты 110 100 10
Ноябрь Виброплиты 100 100 0
Декабрь Виброплиты 115 113 2

 

Для того чтобы рассчитать уровень обслуживания по количеству единиц проданного товара, необходимо вычесть из единицы отношение количества недостающих единиц товара к общему количеству проданных единиц товара:

 ,       (3.15)

 

где КНЕТ – количество недостающих единиц товара;

ОКПЕТ – общее количество проданных единиц товара.

 

Показатели уровня обслуживания по товарам, сделки по которым не были выполнены полностью, представлены в таблице 3.12.

Таблица 3.12 - Показатели уровня обслуживания

Товар Количество упущенных сделок Не хватило товара Общее количество проданных единиц товара
Виброплиты 7 114 1356

 

Воспользуемся формулой (3.15).

Итак, уровень обслуживания составил 0,92.

Исходя из такого анализа, очевидна необходимость скорректировать план закупок в планируемом периоде, для того чтобы уровень обслуживания по выявленным товарным позициям был равен 100%, что в свою очередь позволит предприятию избежать потерь прибыли.

Для определения планируемого объема продаж в 2009 г. необходимо применить экспертных методов прогнозирования.

Данные об объеме продаж виброплит за период 2006 – 2008 гг. представлены в таблице 3.13.

 

Таблица 3.13

Данные об объеме продаж виброплит за период 2006 – 2008 гг.

Объем продаж виброплит

2006 г. 2007 г. 2008 г.
1240 1450 1356

 

Воспользуемся формулой (3.14).

Хож =(3×1240+2×1450)/5=1324

 

Скорректированный план продаж с учетом уровня обслуживания представлен в таблице 3.14.


Таблица 3.14 - Скорректированный план продаж на 2009 г.

Товар Уровень обслуживания Плановый объем продаж в 2009 г., шт. Плановый объем продаж в 2009 г. с корректировкой по показателю уровня обслуживания, шт.
Виброплита 0,92 1324 1439

 

Прирост дохода от продаж товаров группы «ААs» при использовании предложенного плана закупок рассчитан и показан в таблице 3.15.

 

Таблица 3.15

Прирост дохода от продаж товаров группы «ААs» в 2009 г.

Наименование товара

2008 г.

2009 г.

Прирост

шт. млн. р. шт. млн. р. шт. млн. р.
Виброплиты 1356 12204 1439 12951 +83 +747

 

Исходя из данного плана закупок, предприятие сможет полность удовлетворить потребности покупателей и получит дополнительный доход в 2009 г. (747 млн. р.).

Таким образом, ИЗАО необходимо сосредоточить планирование закупок на товарах группы «ААs» (виброплитах).

То есть, чтобы избежать в последствии «затоваривания» продукцией специалистам ИЗАО следует ежегодно разрабатывать планы закупок, с учетом ранжирования товаров по группам важности, объема реализации в стоимостном выражении и количества сделок за предыдущие периоды.

Дополнительные затраты на приобретение программного оборудования с помощью которого производится анализ и прогнозирование предприятию не потребуется, так как данный продукт уже установлен на компьютерах организации. Таким анализом товарных запасов может заниматься коммерческий директор предприятия, так как данный процесс не занимает значительных затрат времени, вследствие этого предприятию не потребуется привлечение специализированного сотрудника.

Исходя из вышеизложенного экономический эффект от использования данного плана закупок в 2009 г. можно рассчитать по следующей формуле:

 

Эк. эфф.3 = (ВД - УЗ)·В,          (3.16)

 

где ВД – фактический уровень валового дохода на 1 рубль выручки;

УЗ - уровень затрат на 1 рубль выручки;

В - количество дополнительно поступившей выручки от реализации.

Таким образом экономический эффект от использования плана закупок в 2009 г. составит:

 

Эк.эфф = (0,188 – 0) · 747 = 140,4 млн. р.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: