Глава 2 Вербальные и визуальные способы создания образа президента в «Российской газете»

Журналистский текст – вторичен по отношению к действительности, он представляет нам результат познания журналистом окружающего мира. То есть механизм познания журналистом окружающего мира в процессе написания текста – это моделирование языковой картины мира.[92]

Любую реальность, по природе своей сложную и запутанную, неизбежно приходится упрощать или, по крайней мере, приспосабливать для связного изложения.[93]

Журналист сначала получает информацию из окружающего мира, интерпретирует её, потом воссоздаёт для аудитории, строя из полученной информации определённую модель[94] — упрощённое искусственно созданное представление о реальном объекте, процессе или явлении, в нашем случае – образе президента, которое отражает существенные особенности прототипа.

Образы, возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, могут сильно различаться. Поэтому модели очень индивидуальны и не отображают прототип с достаточной степенью достоверности.[95]

В зависимости от специальных средств, которые репортёр использует при воспроизводстве объекта, в рамках данной работы можно различить вербальную модель образа и визуальную.

Мысленный (вербальный) образ, родившийся в сознании человека, может быть облечён в визуальную форму. И наоборот, визуальная модель помогает сформировать в сознании верный вербальный образ, потому вербальные и визуальные модели, как правило, взаимосвязаны и часто дополняют друг друга:

«Изобразительная журналистика существует наряду со словесной, взаимодействуя с ней».[96]

2.1 Вербальная модель образа

Вербальная модель (от лат. «verbalize» — устный) – информационная модель в мысленной или разговорной форме, полученная в результате раздумий, умозаключений.[97] В результате взаимодействия таких факторов как культура, психика, социальный и языковой опыт, временная и пространственная перспективу[98] журналистский текст не модель мира действительности, а мир, созданный журналистом. Журналистский текст – это дискурс, то есть «сложное коммуникативное явление, включающие и экстралингвистические факторы (знание о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста.»[99] Непременное условие для реализации вербального метода общения – одинаковый язык коммуникатора и реципиента и более того, идентичность референций – соотнесённость имён, входящих в состав высказывания, с объектами внеязыковой действительности.[100]

При вербальном способе выражения событий все сведения, которые журналист хочет донести до своего читателя даны открыто, явно, эксплицитно, в виде отдельного высказывания, или цепочки взаимосвязанных высказываний, в отличие от имплицитного способа, речь о котором пойдёт в третьей главе.

Начиная с президентства Владимира Путина одно из главных направлений российских СМИ – становление авторитета власти, укрепление её институтов. «Он понял, что эту огромную махину под названием Россия нельзя дальше удерживать ни страхом, ни силой. Потому на первом этапе была использована грамотная информационная политика, позволившая создать в головах людей некий положительный образ».[101] Поэтому тексты весьма интересны с точки зрения того, как осуществляется позиционирование положительных качеств власти, с помощью акцентирования на каких именно деталях. В тексте мы разделяем фактическую информацию, не имеющую отношения к нашему исследованию, вербальную детализирующую информацию, идущую от журналиста и идущую непосредственно от президента, представленную прямой речью, цитатами, хотя она и проходит отбор и редактирование журналистом.

Вербальная детализирующая информация

Деталь в теории литературы определяется как «концептуально нагруженное вербальное воспроизведение предметов и явлений внешнего мира».[102] Также это непременный способ психологизации и формирования подтекста.[103] Для текстов СМИ роль детали следует расценивать исходя из функций этих текстов, а в материалах, посвящённых власти, ещё и учитывать закономерности построения образа. Так, основная функция журналистики – информационная. Информацию можно разделить на главную – существенную, наиболее значимую с точки зрения коммуникации, и на дополнительную – второстепенную.

Применительно к образам представителей власти исследовательница Суздальцева выделяет как существенные сведения о занимаемом посте, действиях на посте, времени и месте его работы, качестве его работы, отношении к народу.[104] То есть важной она считает ту информацию, которая непосредственно связана со служебной деятельностью политика. Вся же остальная информация, касающаяся его увлечений, манеры говорить, семейного положения является в событийном контексте современных СМИ коммуникативно несущественной – дополнительной. Однако с точки зрения исследуемой проблемы эта фактологически несущественная информация является иногда весьма значимой при создании образа политика, потому как повышает уровень воздействия, создаёт представление о личности.[105] Части текста, содержащие подобную дополнительную информацию, и есть детали, воплощённые в достаточно чётко очерченных семантических группах лексики. В современных СМИ распространено внимание к подробностям, частностям, тонкостям. Деталь реализуется вербально и здесь важна семантика используемого слова. Семантически все используемые детали можно поделить на тематические группы.

Важнейшие качества, обращающие на себя внимание при непосредственном межличностном общении, в текстах СМИ освещать не принято – внешность, возраст, черты характера. Журналисты предпочитают не выносить напрямую суждение и не описывать внешность политиков, что объясняется требованиями речевого и поведенческого этикета – ведь речь идёт о живом человеке, первом лице государства.

Обозначение внешности.

Если и встречаются упоминания – то они мотивированы сюжетом публикации, как в следующих примерах, характеризующих его внешность после бессонной ночи после выборов и после морально изматывающего конфликта с Грузией:

Дмитрий Медведев … выглядел уставшим.[106]

Из ста дней, прошедших после инаугурации на президентскую должность, пять дней (даже пять суток, судя по его усталому лицу) «понуждения к миру» заметно выпадают из его изначальных установок.[107]

Следует отметить, что в процессе работы ни разу в текстах «Российской газеты», даже в материалах, по жанровым свойствам принадлежащих к очеркам и интервью-портретам, не встретилось описание каких-то физических характеристик внешности президента – черт лица, роста (например, в сравнении), походки, жестов, мимики, что встречается иногда в других качественных изданиях:

Проведя церемонию встречи в контрастирующем окружении огромных кирасиров (все как один — ростом метра в два), Медведев и Наполитано отправились в собственно подворье, расположенное ближе к окраинам Бари.[108]

Упоминание об одежде.

Так же как и внешность, если одежда отмечена журналистом, то это необходимо для развития хода события. Так, непривычные для образа политика джинсы акцентируют мысль журналиста о близости новоизбранного президента к народу, что он не робот и не носит – в данном случае целую ночь – строгий официальный костюм:

«Дмитрий Медведев, в демократичных джинсах, свитере и куртке, выглядел уставшим, но явно довольным»[109],

«Медведев, одетый в кожаную коричневую куртку, свитер и джинсы, появился на концерте вместе с действующим президентом России Владимиром Путиным».[110]

В следующем примере, являющимся заключительным абзацем статьи, замечание журналиста можно расценить как дополнительную деталь, важную для понимания черт характера политика (вице-премьера тогда):

«Посёлки стоят на равнине, по которой «гуляет» ледяной ветер. Переходя от дома к дому, Медведев постоянно заставлял своих помощников, охранников и попадавших на глаза журналистов надевать шапки и застёгивать куртки. Заставить самого Медведева сделать то же самое никто не решился, и в результате первый вице-премьер весь день вчера ходил по стройплощадкам с непокрытой головой, в расстёгнутой тонкой куртке, удивляя своим видом даже привыкших к морозам местных жителей».[111] –

Возможно, акцентирование на данной детали должно было по замыслу журналиста показать физическую крепость Медведева, его выносливость.

Манеры.

Также можно отнести к внешним характеристикам, ведь это способы поведения в обществе, поступки по отношению к окружающим. Материалы «Российской газеты» создают многосторонний образ президента, потому амплитуда его отношений с другими героями публикаций показана весьма разнообразно – от жёсткости до добродушия, любознательности, в зависимости от партнёров и повода коммуникации:

Если есть виновные, представить предложения по наказанию», — таким жёстким Дмитрий Медведев ещё не выглядел никогда.[112]

Медведев надел форменную куртку команды и решительно направился к «КамАЗу»-победителю. Он с любопытством оглядел кабину и взялся за руль. Гонщики тем временем увлечённо рассказывали ему о своих приключениях во время соревнований. «То есть там, где трудно, вам хорошо», — улыбнулся президент.[113]

Так же нечасто прибегают журналисты к констатации черт характера. Можно отметить лишь отдельные публикации, где журналист говорит о структуре личности президента, приведённые в первой главе данной работы.

Потому чаще всего образ президента в «Российской газете» конструируется через демонстрацию других, косвенных характеристик. Они довольно однообразны и типичны для образа любого политика. Эти характеристики нацелены на эмоциональное и когнитивное восприятие читателем, должны вызвать определённые национально-детерминированные ассоциации и представления.[114] Эти косвенные характеристики привязаны к следующим группам значений слов, значительно более широким, чем тема власти (по В. И. Суздальцевой):

Вещи.

Человек всегда окружён вещами, предметами, через которое проявляет своё внутреннее «Я». Выбор любимых вещей, отношение к ним афиширует наши чувства, вызывает определённые ассоциации у постороннего наблюдателя. В случае с Медведевым, упоминание какого-либо предмета в тексте публикации часто связано процессом дарения. Предметы, выбираемые для подарка президенту, отражают архетипические представления о необходимых составляющих образа главы общества:

Защитника (например, через оружие).

Президенту подарили новый образец ножа из композиционных материалов. «И резать может, и колоть, и в руке отлично лежит», — оценил подарок Медведев. Он отдал военным копейку. «В соответствие с традицией», — пояснил он.[115]

Здорового, крепкого, заботящегося о себе.

Дмитрий Медведев. Первому вице-премьеру подарили носки ручной работы, рассказали, какие сериалы наиболее интересны, и угостили башкирским медом.[116]

После чего местные жители пригласили его отведать степную кухню и подарили экзотическое средство от простуды, которое надо вдыхать, нанеся на руку. «Продирает, но пахнет вкусно», — попробовал российский лидер.[117]

Непременный атрибут успешного мужчины в сознании населения – автомобиль. Потому журналисты не преминут отписаться о нём по первому удобному поводу, который бывает раз в году – после апрельской декларации о доходах.

Владеет легковым автомобилем «Фольксваген Гольф» 1999 года выпуска.[118]

Медведев владеет легковым автомобилем ГАЗ 20 «Победа» 1948 года выпуска[119].

Говоря о декларации о доходах, следует упомянуть о деньгах. Примечателен способ представления величины суммы зарплаты президента – в сравнении не просто с зарплатой другого президента, а в указании такой детали, как сравнение с суммой, потраченной другим президентом на благотворительность.

Таким образом, Обама заработал в 45 раз больше своего российского коллеги Дмитрия Медведева, задекларировавшего доход за минувший год в 3,335 млн рублей (чуть больше $111 тысяч). На благотворительность первая чета США потратила $329 тысяч, что почти втрое больше, чем все заработанное за прошлый год Дмитрием Медведевым.[120]

Еда.

Концепт еды связан с культурой и традициями. Он представляет собой сложное ментальное образование. Еда во всём объёме и многообразии является одним из важнейших факторов жизнедеятельности человека, атрибут коммуникативной деятельности, отражает мифолого-религиозную и культурно-историческую обусловленность формирования бытия и языковой картины мира.[121] Потому для персонализации образа президента так важно введение в повествование деталей, связанных с едой и питьём.

Бабушка тем временем вылила яичную массу в кастрюльку, которую все это время терпеливо держал в руках Медведев. «Хотите попробовать коньяк местного приготовления? У меня есть», — прямо спросила старушка первого вице-премьера. «Я буду пить только чай», — сурово ответил Медведев, садясь за стол.[122]

Сладости навели высокого гостя на неожиданные мысли: «Я очень часто пью чай с легендарным башкирским мёдом — фамилия такая, что обязывает его есть».[123]

Чай с мёдом – одна из национальных особенностей пищевых привычек русских, потому встречается во многих материалах.

Дмитрий Медведев, будучи первым вице-премьером, посетил крупнейшую на тот момент фабрику по производству школьных завтраков, где отведал картофельную запеканку и татарскую национальную выпечку.[124]

Если в теме публикации фигурирует пищевое предприятие, элемент дегустации продукции присутствует всегда.

Спорт.

Понятие спорт связано с категорией здоровья – обязательным атрибутом человека, управляющего государством. Нездоровый человек воспринимается неполноценным, ущербным, не входит в функционально-семантическую сферу жить.[125]

«Спорт, конечно, бессменное увлечение Медведева с детства, как и рок-музыка».[126]

«Никогда биатлоном не занимался, но всегда смотрю, это очень зрелищный спорт», — признался первый вице-премьер. Он рассказал, что сейчас плавает дважды в день, а в детстве занимался лёгкой атлетикой и греблей на байдарке.[127]

В общении с учениками президент всячески пропагандировал здоровый образ жизни, говоря о необходимости «вечером не только учить уроки, но и отдыхать, заниматься спортом».[128]

«Даже если все здесь присутствующие занимаются спортом, это уже хорошо», — обречённо, даже без мимолётной иронии на лице, открыл заседание Дмитрий Медведев.[129]

Как видно из примеров, развитие и укрепление организма – подаётся как одна из волнующих лично президента лично проблем, что только усиливает благоприятное впечатление от его образа.

Впечатление, которое человек производит на других.

Лидер государства должен быть примером для подражания, пользоваться авторитетом, к его мнению должны прислушиваться, уделять максимум внимания его словам. В таком ключе должно описываться впечатление, которое он производит на других.

Одни интересовались курткой президента, другие делились, что, глядя на него бросили курить, третьи — благодарили за то, что президент стал «интерактивным».[130]

В данном примере журналист тонко отобрал детали и чутко расставил акценты. Текст не содержит упоминание, что президент курил, хотя следую его примеру – бросили курить. Президент решил стать ближе к населению и завести блог в интернете для повышения эффективности своей работы, а не для развлечения пользователей, но благодарили его.

Сам факт приезда российского лидера произвёл на президента Перу такое впечатление, что уезжал Медведев с высшей государственной наградой страны.[131]

Очень удачный пример для этой тематической группы деталей. Традиция награждать государственными знаками отличия приезжих лидеров в современности встречается не часто, и как верно заметил журналист, причиной в данном случае могла послужить личность президента.

Не стесняйтесь, здесь все как раз собрались, — подбадривал он совсем замявшегося Захаревича. — Не хотелось бы сейчас говорить, — не решался сдавать кого-то избранному президенту ректор, но под напором Медведева признался: «Ну, почти все сотрудники правительства. — Здесь три министра присутствуют, — заметил Медведев. — Есть с Фурсенко проблемы? — Есть, — выдавил из себя Захаревич после короткой паузы. — С минэкономразвития? — продолжил допрос избранный президент. — Есть, — после ещё большей паузы признался ректор. — С минрегионом, с Козаком? — уточнил Медведев. — Пока нет, — смог уже спокойно ответить руководитель ЮФУ. — Но после этого совещания будет, — пошутил Медведев.[132]

Данный пример представляется неудачным. Довольно спорный выбор слов журналиста, усиливающий диссонанс между фигурой президента и его подчинённого, что может быть неадекватно воспринято читателями.

Государственная символика, награды.

Символика – совокупность условных обозначений какого-либо понятия, какой-либо идеи, выражающих определённые чувства. В случае с государственной символикой – это понятия патриотизма, чувства преданности своему народу и ответственности перед ним. Поэтому важно показать почтение президента к символам государства, но не перестараться – чтобы не вызвать у читателя подозрение в фальши. Тексты, имеющие упоминания о государственной символике предельно информативны, преобладают глаголы прошедшего времени, и сам Медведев заявляет об отсутствии потребности в лишних словах в случаях награждения государственными знаками отличия:

В День памяти и скорби Дмитрий Медведев возложил венок к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены.[133]

«Я не буду говорить пространных слов, тем более что вы их не очень любите, — обратился к писателю Дмитрий Медведев. — Эта награда — оценка всего вашего писательского труда, труда историка, публициста».[134]

Дмитрий Медведев после вступления в должность главы государства получил все атрибуты президентской власти — штандарт, ядерный чемоданчик и борт номер один.[135]

Но и тут возможны исключения, придающие живость образу президента:

Последовало торжественное поднятие флага. Роль флага исполнял огромный воздушный шар, поднявшийся в воздух на глазах у президента под звуки барабанной дроби. Сразу же вслед за этим в осеннее небо взмыли несколько десятков маленьких разноцветных шариков. «Здорово! Такого поднятия флага я ещё не видел, поднимайте его почаще», — сказал Дмитрий Медведев и отправился фотографироваться со студентами.[136]

Семья.

Семья является приоритетной ценностью в национальной политике Российской федерации, потому при создании образа президента журналистам необходимо моделировать приближенную к идеалу – цельную, заинтересованную в жизни друг друга семью:

- Какой мамой была Юлия Вениаминовна Медведева? — Настоящей.[137]

Дмитрий Медведев уходит с понедельника в недельный рабочий отпуск. В данной поездке президента сопровождают супруга и сын.[138]

Одна из девочек поинтересовалась о том, в какой институт собирается пойти учиться сын Дмитрия Медведева. Первый вице-премьер проинформировал девушку о том, что его сыну пока всего 11 лет и свой выбор по поводу будущей профессии он ещё не сделал: «Сейчас он не проявляет особого интереса ни к чему, кроме компьютера и футбола. Надеюсь, что с годами у него произойдёт реструктуризация интересов. Но могу сказать, что в настоящее время он занимается в школе раз в пять больше, чем занимался в своё время в школе я. Видимо, программы стали более насыщенными, и учиться стало сложнее».[139]

Но необходимо не забывать о персонализации образа, насыщении его реалиями жизни главы государства:

Отвечая на вопрос о том, как его семья, супруга и сын «переносят такое бремя» — быть членами семьи главы государства, Медведев сказал: «На мой взгляд, неплохо, нормально переносят». «Они ведут себя прилично, по-моему. Ко мне не пристают», — добавил он с улыбкой. «В то же время, конечно, это как-то сказывается и на их жизни. Это не самая сладкая жизнь, потому что есть некоторые ограничения, которые до этого в их жизни отсутствовали», — отметил Медведев. «Вообще, жизнь первого лица, высших руководителей государства — это всегда набор ограничений, и самое печальное, что почувствовать их можно только в тот момент, когда мы впервые приступили к этой работе, ни с какой другой позиции это не узнать и не почувствовать», — признался глава государства.[140]

«Я женат, у меня один сын. Я понимаю, что допустил определённую недоработку — один ребёнок в семье не укладывается в нормативы проекта по исправлению демографической ситуации». Дмитрий Медведев, по собственному признанию, сейчас может уделять время семье только по воскресеньям. «Я не учу с сыном уроки, и когда-нибудь он мне это припомнит. Но я честно стараюсь помогать ему решать его проблемы», — признался Медведев. Первый вице-премьер также рассказал, что когда-то ему нравилось мыть посуду и готовить разные блюда.[141]

Увлечения.

Хобби – одно из самых хороших средств индивидуализации создаваемого образа. Но, к сожалению, специфика «Российской газеты» детерминирована другими темами и служит другим целям, потому какое-либо упоминание о личных пристрастиях президента встречается крайне редко и мотивировано определёнными целями данной публикации. Например, разговор с молодёжью не мог обойтись без воспоминаний о юношеских увлечениях, потому журналист включил эти детали в свой материал.

Медведев вспомнил, что и сам, будучи студентом, носил длинные волосы, но образ человека, который любит хард-рок, вошёл в диссонанс с образом студента юрфака, и пришлось постричься. «Может, и зря», — вздохнул президент.[142]

Эмоции.

При вербализации образа президента в «Российской газете» описание деталей, касающихся его эмоций, встречается не часто.

Дмитрий Медведев был весьма краток, но эмоционален. Он сразу же предложил не строить прогнозов, а «болеть всем сердцем, держать кулаки, верить в победу, в мастерство».[143]

Было видно, что они очень переживают, — рассказал корреспондентам «РГ» 24-летний Николай, сидевший за соседним от необычных посетителей столиком. — Они эмоционально реагировали, хлопали, вставали. Хвалили сборную России, говорили, что ребята молодцы.[144]

Идти через три зала Кремля, уже вступив в должность Президента, всегда немного легче. Собственно, это и продемонстрировал Дмитрий Медведев, как и Путин в своё время, более эмоционально реагировавший на встреченные среди почти 2 тысяч приглашённых знакомые лица.[145]

Все эти качества выражены эксплицитно – явно – обозначены с помощью детализирующих слов.

Стоит отдельно рассмотреть вербальные характеристики президента как лидера, какие свойства этого понятия выделены журналистами официального издания детализирующей лексикой в соответствии с их представлениями об ожиданиях и потребностях современной массовой аудитории.

На страницах «Российской газеты» были найдены такие свойства лидера, как:

Ответственность.

Категория ответственности – одна из ключевых составляющих образа президента основанная на возлагаемом на него обязательстве отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Наличие упоминания этого качества в тексте привносит в образ президента высокоразвитое чувство долга, добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, серьёзность, важность:

Медведев признал, что груз ответственности, лежащий на нем как на главе государства, изменил его. «Я ощущаю, что изменился, не буду лукавить. Изменился потому, что, как вы правильно сказали, это особая ответственность», — сказал он. Глава российского государства отметил, что и раньше занимал очень высокие, ответственные должности и старался работать честно и качественно. «Но даже те позиции, которые я занимал — это другие позиции, а когда на тебе максимальная ответственность — это меняет и характер, и мировосприятие, и многое другое», — признал Медведев.[146]

При этом руководство страны не забывает и о взятых на себя по собственной воле обязательствах. Дмитрий Медведев, идя на должность президента, обещал, что будет бороться с коррупцией.[147]-

Очень важная деталь. Отношение к выполняемым по принуждению действиям в менталитете русских отрицательное (в отличие, например, от немцев).[148] Потому важно акцентировать внимание на добровольности и желании со стороны президента выполнении им его обязательств.

Трезвый взгляд, разумность, интеллект.

Президент должен быть не просто обладать высоким интеллектом, но и отличаться здравой рассудительностью, быть свободным от иллюзий, самообмана, руководствоваться в своих действиях требованиями рассудка, быть осмотрительным и дальновидным:

«Правда — такая штука, которая всегда себе дорогу пробьёт», — рассудил глава государства.[149]

РГ: Каким вы увидели Медведева в ходе работы над книгой и как вам с ним работалось? Сванидзе: Интересно. Умный человек. Мне кажется, и ему было интересно, потому что он тоже думал над какими-то вещами, когда их за меня формулировал. Как мне показалось, ему было достаточно комфортно — мне тоже.[150]

- Вы молодой и умный, и Обама молодой и умный, — смело поделился с Медведевым своими наблюдениями американский юрист, работающий в России, и посоветовал налаживать диалог с новым американским президентом.[151]

Как показывают примеры, журналист не даёт никакой своей оценки интеллектуальным способностям президента.

Раскрепощённость, шутливость, находчивость, «умение жить» как предпочтительный тип поведения современного человека[152]:

Так, его спросили, чем вызван тот факт, что в некоторых выступлениях за спиной у Саакашвили стоял флаг Евросоюза, ведь Грузия ещё не входит в ЕС. — Могу подтвердить, что Грузия не является членом ЕС, — сказал Саркози и стал искать глазами, кто задаёт следующий вопрос. — Так кратко, — усмехнулся Дмитрий Медведев. — Я не могу запретить главе государства ставить рядом флаг Европы, — обратился к журналистам Саркози, не замечая комментарий коллеги. — Главное, чтобы это Европу не дискредитировало, — сделал ещё одно замечание российский президент.[153]

Шутка помогает выразить острую, проблемную мысль, замаскировать критическое отношение к явлению, чем и воспользовался президент в предыдущем примере, проявив своё умение быстро находить выход из затруднительного положения и сообразительность.

Так же остроумие способствует налаживанию контакта и снятию напряжения при общении:

«Я сейчас к первоклассникам заходил — они ещё не знают, во что ввязались», — пошутил Медведев, но дети шутку явно не поняли.[154]

Гонщики рассказали президенту, что в Латинской Америке очень активные болельщики. — За кого болеют? — поинтересовался он. — Да им без разницы, — улыбнулись спортсмены. — За большую и сильную машину, — предположил Медведев. — И теперь они узнали, что это российский «КамАЗ».[155]

Перейдём к речевым способам репрезентации образа президента в «Российской газете» посредством цитирования публичных выступлений.

Речь человека – отражение его личности. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Для лидера государства особо важно, чтоб к его словам прислушивались, их обсуждали, что приводит к нарочитой образности и усилению экспрессивности высказываний.[156] Всё это называется лингвистами «фактами речи» — речевыми актами носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или вторичный языковой материал (цитаты).[157]

И приведение журналистом цитат – фактов речи президента – их отбор, редактирование, является также приёмом вербализации образа.

Мы использовали не только аутентичные тексты президента, например ответы на вопросы журналистов, когда политик редко может воспользоваться «домашними заготовками», но и тексты, написанные спичрайтерами. Считается, что, во-первых, первые лица государства сами подбирают себе спичрайтеров, которые разделяют их взгляды, а во вторых, политик не может публично произнести текст, с которым внутренне не согласен. Следовательно, этот текст отражает не только его взгляды, но и структуру личности политика.[158]

После выдвижения кандидатуры и первые месяцы после избрания на пост речь президента можно было охарактеризовать как сбивчивую и лингвистически неправильную, с ошибками синтаксических конструкций, что оправдывалось небольшим опытом публичных выступлений кандидата.

Первое публичное выступление преемника – на съезде «Единой России» – было весьма сумбурным, особенно грамматически. Ключевая фраза тщательно затуманивала свой подлинный смысл с помощью троекратного неверного согласования:

«Вот почему, принимая решение баллотироваться, считал принципиально важным, чтобы именно он [Путин] возглавил правительство в случае нашей победы, которое будет сформировано после избрания главы государства».[159]

Избавиться от двух эвфемистических замен местоимения «я» на «наш», говорить от первого лица, а также поставить на место последнюю придаточную часть было бы на тот момент политически неверно. Данное под конец избыточное обещание «действовать в интересах России на благо нашей любимой Родины» заставляло напрячься в раздумьях: то ли Россия – не родина, то ли интересы – не благо.

Некоторыми политологами[160] это объясняется отсутствием чёткой концепции имиджа, без которой невозможно создать речевую индивидуальность: стиль речи формируется только при наличии идеи. О том, что речи будущего президента не хватает индивидуального начала, говорил низкий индекс цитируемости.[161] Первый год был не богат на афоризмы – лаконичные экспрессивные высказывания, к которым Дмитрий Медведев совершенно не был склонен, в отличие от Бориса Ельцина или Владимира Путина. Также он не был склонен к юмору – фактическое отсутствие контакта с аудиторией при общей монотонности речи никак не компенсировалось. Жаргонизмы, которые Путин использовал для выражения негативной оценки, у Медведева не работали:

«Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить[162] бизнес»[163].

Принято считать, что слово «кошмарить» ввёл в публичный оборот Дмитрий Медведев, — говорил в интервью вице-президент Общества любителей российской словесности, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Михаил Горбаневский газете «Известия»[164]. — Однако первым его использовал в речи Владимир Путин 24 марта 2005 года на встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса в Большом Кремлёвском дворце в Москве.[165]

Три наиболее частотных в выступлениях Д Медведева времени начала своей президентской карьеры слова – «мероприятия», «предпринимать» и «соответствующее» – не вызывали прямых ассоциаций с активной деятельностью. Подобный дисбаланс формы и содержания опасен тем, что может вызывать осознанное или нет недоверие аудитории: она пребывает в растерянности из-за противоречивых сигналов из-за диссонанса ожидаемого и сказанного.

Медведев всегда стремился использовать в своих выступлениях резкие короткие словосочетания оценочного характера.

Говоря … Медведев не стеснялся в выражениях: «Для очень многих претендентов на степень … доктора наук это высокое звание является лишь «красивым бантиком» на петличке, который можно использовать для продвижения по служебной лестнице».[166]

В начале марта Медведев подверг резкой критике деятельность руководителей некоторых спортивных федерацией, сравнив их с жирными котами.[167]

Эти выражения бросаются в глаза, поскольку несколько выбиваются из обычного стиля речи Медведева, что служит сигналом для персонализации образа в сознании.

Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма.[168]

Фраза является авторской новацией Медведева. По употреблению журналистами в дальнейшем она одна из самых популярных. В материалах «Российской газеты» «правовой нигилизм» встречается 170 раз.[169] Она действительно обладает признаками крылатости: точна, проста (слово «нигилизм» уже известно из школьных уроков литературы) и соответствует действительности. До Медведева никто так не говорил, да никто так и не посмел бы сказать о духе пренебрежения к праву в современном российском обществе.

Естественные оговорки, неправильное употребление слова – всё это свидетельство того, что речь – сложно структурированная система. Иногда журналист приводит эти факты речи президента в своём материале, и сложно установить, понимает ли он (как в следующем случае) речевую ошибку в цитате, или нет.

Медведев поинтересовался у пенсионерки, какая живность водится в её хозяйстве. Выяснилось, что у бабушки есть коза и несколько куриц. «От того, что у вас теперь есть газ, хорошо будет и козе и курочкам», — порадовал старушку первый вице-премьер, не пояснив, правда, свою мысль.[170]

«А то, что я говорю, в граните отливается»[171].

«Президент дал поручение кубанскому губернатору: «Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трёхдневный срок».[172]

Примеры некоторых ярких, но спорных с лексической стороны, образных выражений из речи Медведева:

«политический труп»[173], «лидер обанкротился»[174], «парад безволия»[175], «зуд неуместен»[176]

Для близости к населению, Медведев включает в текст своих выступлений просторечные выражения:

«Махнуть мошной»[177]

Можно отметить как особенность речи президента употребление неопределённо-личных оборотов, содержащих угрозу, должное стать личностным конфликтным сценарием[178] при достижении цели:

«Всем должно быть понятно, что если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ»[179]. Но в «Российской газете» эта цитата приведена без коннотации: «И всем должно быть понятно, что все, кто будет совершать агрессию, получат ответ».[180]

Президент часто цитирует афоризмы и высказывание – от юристов, актёров, до китайских мудрецов, что показывает читателям широту кругозора президента, его начитанность:

Вспомнил первый вице-премьер и «о душе», тревожась за культурные и духовные ценности, которые могут быть «вытеснены» информационным потоком. И даже процитировал модного среди ряда представителей политэлиты футуролога Тоффлера о растущих по экспоненте угрозах. «Часто было, как только мы расправим крылья, то обязательно во что-нибудь ввяжемся», — сказал Медведев и порекомендовал стране поступательное развитие. Но не «под душем нефтедолларов».[181]

«Как однажды пошутил наш замечательный режиссёр Георгий Товстоногов, чем выше забор, тем лучше соседи», — процитировал президент.[182]

«Культ наук, возможно, ещё более необходим для нравственного, чем материального, процветания нации», — процитировал Пастера президент.[183]

Декларируемые ценности в его выступлениях – можно назвать гуманистическими: ключевые слова «человек»[184],[185],[186], «личность»[187],[188] часто фигурируют как в контексте индивидуального развития, так и в контексте развития государства. Обращение «дорогие друзья»[189],[190],[191], преобладающее в публичных выступлениях, поддерживает эту часть имиджа. Так же как и постоянное использование глагола «объяснить»[192],[193],[194] — обозначающего заботу о чужом знании, интерес о степени осведомлённости населения о каких-либо проблемах, явлениях. Ну а определение, связанное с глаголом «объяснить» - «понятный»[195] становится положительной характеристикой, что должно лишний раз подчёркивать обращённость политики Медведева к конкретному человеку.

Стремление к простоте речи пару раз приводила к высказыванию трюизма:

«Свобода лучше несвободы»[196] -

Но данное высказывание абсолютно нейтрально по стилю и по экспрессии. Его легко может использовать каждый. Вместе с тем, нельзя забывать, что Медведев – юрист, и юридическая сухая стилистика выступлений ему намного ближе. Это проявляется во всевозможных названиях обращений («Концепция четырёх «и»[197], «Пять приоритетов внешней политики»[198], «Шесть принципов Медведева – Саркози»[199].)

2.2 Визуальная модель образа

Визуальная модель (от лат. «visual» — зрительный) находит своё воплощение в рисунках, графиках, схемах.[200] До 90 % информации окружающего мира человек получает посредством зрения, потому пресса давно использует доступные экстралингвистические средства.[201] Информация, передаваемая в процессе такого моделирования, заключена в определённых знаках, считываемых образно, минуя вербализацию (например, флаг на фотографии – не отрез текстильного материала, а образ патриотизма). При построении визуальной модели не следует забывать о категории наглядности – возможности непосредственного понимания (считывания) информации.

Поскольку в информационном обществе, при быстром темпе жизни у людей не остаётся времени на детальное знакомство с прессой, им предлагают ориентироваться по иллюстрациям, и этим возможно воспользоваться в интересах усиления государственной власти. Ещё президент Франции Шарль де Голль в середине XX века осознал, что «необходимо, чтобы между мной и народом существовало и поддерживалось фундаментальное согласие. Необходимо, чтобы французы меня видели и слышали»[202] — в этом заключался его принцип персонализированной государственной политики.[203]

Визуальная модель образа реализуется через фотографии, имеющие массу средств выражения намерения фоторепортёра создать необходимый образ его героя. К журналистским фотографиям существуют определённые требования, и, как и в случае с вербальной моделью, любое отклонение от этих требования информативности – способ персонализации образа, по аналогии с дополнительной вербальной информацией.

Эти требования: снимки должны иметь явные обозначения места запечатлённого события в хронологическом контексте развития, точно воспроизводить ситуацию, быть информативными. Хорошая фотография всегда образ. В журналистике фотография ещё и документ. Творческое начало не должно идти в ущерб достоверности.[204]

Визуальная модель обладает свойствами, которые делают его менее уязвимым, чем газетный текст. Зрительный образ воспринимается реципиентом как объективный и самодостаточный.[205] Читателю кажется, что увидев происходящее своими глазами, он полнее и правильнее всё понимает. Но образ, созданный журналистом, может быть неадекватен событию, что только усугубляется словесным комментарием. Могут быть опущены важные детали, а второстепенные выдвинуты на передний план.[206] Вероятность того, что реципиент не будет задумываться над картинкой, подвергать сомнению адекватность её событию действительности у визуальной модели намного выше. И последнее, читателю кажется, что визуальное сообщение не экспрессивно, не оценочно. Но это не так, эта оценочность скрыта. Это связанно с естественной избирательностью фотокадра, физически не способном воспроизвести всю картину происходящего.

Американским институтом медиа исследований Пойнтера[207] отмечено, что внимание распределяется следующим образом: иллюстрация, подпись к ней, заголовок и только потом статья.[208] Отсюда можно сделать вывод, что фотография попадает в поле зрения читателя прежде всего. Потому, глядя на него, читатель должен понимать, о чем пойдёт речь в статье.

Также стоит отметить необходимые качества фотоиллюстрации для успешной визуализации образа президента[209]:

доступность для понимания массового читателя

содержательность с позиций передачи смысловой полноты материала.

иллюстративность для трудных для понимания текстов. Но чрезмерное увлечение может увести от основной идеи автора, и процесс будет бессмысленным;

сдержанность с оптимальным использованием наглядности. Переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание будет отвлекаться на посторонние детали.

При анализе имеющихся на страницах «Российской газеты» фотоснимков президента, были обнаружены несколько приёмов создания положительного образа. Объединяющий принцип всех приёмов – акцентирование на фигуре президента как символе власти.

Самым простым способом выполнения задачи заострения внимания на фигуре президента является расположение его по центру кадра, как на илл. 1, илл. 3.

Сделать это можно двумя способами – кадрированием исходного изображения, как это было сделано на илл. 2, имеющей нестандартный квадратный формат – не соответствующий техническому стандарту камеры.

Второй – более сложный в техническом плане и требующий мастерства и творческой фантазии фотожурналиста приём — сходящаяся на фигуре президента перспектива (стола, древки флага и т.д.).такой способ очень выразителен (илл. 1 и 4). Но нельзя не отметить, что если такое построение композиции произвести неумело, как например на илл. 4 и 4а, это может вызвать неприятие у некоторых читателей слишком явным и навязчивым стремлением привлечь внимание, примитивностью решения.

Обычным является и введение в кадр определённых символических предметов, интерьера. (Илл. 5, 6, 7). «Понятие «дизайн интерьера» первым ввёл в лексикон политтехнологов ведущий российский дизайнер Артемий Лебедев. Согласно его исследованию, образцовыми в плане умения «говорить интерьером» могут считаться выступления президента Джорджа Буша-младшего. Например. Анализируя одно из его выступлений… г-н Лебедев отмечает, что за спиной президента – фотография детей. А государственный флаг, стоящий рядом, повёрнут так, что в кадр попадает только 13 стрел – символов войны».[210]

Фигура президента должна быть величественна, внушать уважение. Было бы лицемерием избегать упоминания о невысоком росте президента, что не позволило бы нам отметить пути решения данной проблемы фотокорреспондентами. Как пишет британское издание «Гардиан» в статье «Who is the shortest world leader?» журналисты стараются снимать Медведева снизу, а в окружении других людей советуют ему выступать на шаг вперёд.[211]

Претворение в жизнь этих способов мы видим на илл. 8 и илл. 9.

Следующим способом визуализации образа президента, найденным среди фотоиллюстраций «Российской газеты» является расположение Медведева несколько на отдалённом расстоянии от других героев – политических лиц и, в противоположность этому, расположение в группе населения, часто — детей. Примером могут послужить илл. 10 и илл. 11.

Другой композиционный приём – выбор особой точки съёмки — расстояния до объекта съёмки, направления съёмки или угла в горизонтальной плоскости, под которым она производится, и высоты точки съёмки,[212] изменяющий резкость или затемнение, сосредотачивающий внимание на переднем плане, где чётко изображено что, где и когда происходит, то есть объект или событие, что является главным в кадре, к тому же достаточно хорошо «прочитывается» фон, который даёт дополнительную информацию о происходящем.[213] Приближение точки съёмки уменьшает пространство на изображении и позволяет расчленить композицию на элементы главные и второстепенные. Потому он удачен для репортажей с участием президента (илл. 12).

Сложную профессиональную задачу представляет собой официальные встречи, проходящие шаблонно и неживописно. Вот как описывает в своём интернет-дневнике самый популярный блогер России drugoi[214] (дизайнер и фотограф Рустем Адагамов), «журнал» которого ежедневно просматривают не менее 48 тысячи человек и которого уже давно называют «кремлёвским» блоггером после того, как пресс-служба президента стала приглашать Адагамова на освещение мероприятий наравне с официальными СМИ:

«Проходит официальная встреча двух президентов. Я всегда думал, что во время таких съёмок люди, которые сидят за столом, делают вид, что они говорят друг с другом. Оказалось нет, они и правда разговаривают, но так, как никогда два обычных человека не общаются между собой — на каком-то официальном, неживом языке. Задача у Астахова — сделать «живой» снимок президента, сидящего в кресле в центре стола. Получилось сделать это тогда, когда Медведев начал листать буклет».

Поэтому чаще всего фотографии шаблонны, идентичны одна другой. (Илл 5, 6, 7, 13 а-б-в-г). Но иногда эта задача решается. Например, на илл. 14 живость фотографии достигнута лёгким наклоном вперёд президента Боливии, что на языке тела означает доверительность разговора, что отличает её от множества фотографий «совещания».

Движение привлекает непроизвольное внимание. Даже если оно застыло на фотографии. Знание этой особенности человеческого восприятия положено в основу приёма выбора фазы движения, реализующей какое-либо намерение журналиста.

Например, илл. 15 и илл. 16.

Все это может помочь направить внимание читателя газеты в необходимом направлении.

В качестве вывода хотелось бы сказать о недостатках всех фотографий президента в «Российской газете» словами тесно знакомого с проблемами и несовершенством визуализации образа Медведева уже упоминавшегося гражданского журналиста drugoi:

Обама доступен для СМИ, он может позволить себе фотографа рядом в любой ситуации. Поэтому на картинке — он живой человек, со всеми его достоинствами и недостатками. Все это никак не соотносится с российскими традициями, сакральностью власти, её закрытостью. Человек с фотокамерой — чужак, его боятся, его ставят в жёсткие рамки. Сегодня был только один момент, когда можно было увидеть настоящего президента — перед началом форума он уединился в комнате для отдыха, куда никого из фотографов не пустили. А ведь, наверняка, там можно было сделать две-три хорошие фотографии живого человека — уставшего, собирающегося с силами перед очередным выходом под софиты.[215]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: