Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА

ППФП спасателей МЧС России осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством чрезвычайных ситуаций РФ. Это одна из немногих профессий, которая сочетает в себе владение профессиональными качествами сразу нескольких профессий, а именно: пожарного, водолаза, парашютиста, скалолаза и др. Исходя из этого, спасатели должны обладать специфическими, следующими основными качествами:

- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

-способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

- способностью переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки;

- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;

- умением безопасно выполнять работу;

- способностью к взаимопониманию, состраданию [5, 31,32].

Труд спасателя связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.

Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожаров или иными АСР, имеет характеристики, требующие от спасателя оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации ЧС [38,39].

Решающим фактором подготовки спасателей является содержание его обучения. Рассмотрим некоторые, наиболее значимые профессионально-прикладные учебные дисциплины, качественному усвоению содержания программных требований и норм которых, способствует учебный процесс по физическому воспитанию.

Пожарно-спасательная подготовка

Целью изучения данной дисциплины специализации является получение курсантами знаний, умений и навыков, необходимых руководителю ведомственной пожарной охраны (ВПО) СПАСОП для подготовки личного состава подразделений ВПО СПАСОП к практическим действиям по тушению пожаров и спасанию людей на воздушном судне (ВС) и объектах инфраструктуры ГА.

Изучение данной дисциплины базируется на знании курсантами таких дисциплин как «Пожарно-спасательная техника и оборудование», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Спасательная техника, оборудование и снаряжение», «Пожарная тактика».

В свою очередь дисциплина «Пожарно-спасательная подготовка» изучается во взаимодействии с такими дисциплинами как «Психология и педагогика», «Физическая подготовка», «Производственная безопасность», «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации», «Производственная безопасность», в содержании которых рассматривается конструкция, тактико-технические данные, особенности эксплуатации и обслуживания пожарной техники и снаряжения, вопросы организации подготовки и использования сил и средств ведомственной пожарной охраны ПАСОП на различных этапах боевых действий на пожарах, оформления оперативных и учебно-методических материалов.

В результате изучения учебной дисциплины «Пожарно-спасательная подготовка» курсанты должны:

Иметь представление:

-о порядке организации и проведения пожарно-спасательной подготовки с начальствующим составом пожарной части;

 

- о правильности составления оперативных и учебно-методических документов и оформления схем тушения пожаров;

- о принципах использования сил и средств подразделений пожарной охраны в период организации спасательных работ на аэродромах и воздушных судах.

Знать:

- приемы работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

- мероприятия по обеспечению физической готовности личного состава ВПО и подготовке расчетов к боевой работе на пожарах;

- принципы рационального и тактически грамотного использования сил и средств ВПО на различных этапах боевых действий;

- порядок выполнения упражнений личным составом ВПО как индивидуально, так и в составе расчета, команды, правила техники безопасности и нормативы при проведении занятий;

- методы проведения учений, занятий, тренировок с личным составом ВПО и взаимодействующими подразделениями;

- методы воспитания у личного состава психологической устойчивости, дисциплинированности и взаимопомощи при выполнении задач службы.

Уметь:

- укладывать и надевать боевую одежду и снаряжение; работать со спасательной верёвкой и пожарной лестницей;

- работать с пожарными стволами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями;

- устанавливать пожарные автомобили на водоисточнике. Организовать боевое развёртывание по тушению пожаров;

- проводить занятия и тренировки с личным составом пожарно-спасательной команды (ПСК) на пожарной технике, с пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

- составлять планы проведения учений, планы-конспекты для проведения занятий по пожарно-спасательной подготовке [26].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: