Краткое описание фаз модифицированной каскадной модели

Каскадная модель жизненного цикла разработки ПО

 

Классическая каскадная модель, несмотря на полученную в последнее время нега­тивную оценку, исправно служила специалистам мно­гие годы. Понимание ее сильных сторон и недостатков улучшает оценочный анализ других, зачастую более эффективных моделей жизненного цикла, основанных на данной модели.

 

В первые годы практики программирования сначала записывался программный код, а затем происходила его отладка. Общепринятым считалось правило начинать работу не с разработки плана, а с общего ознакомления с продуктом. Без лишних формальностей можно было спроектировать, закодировать, отладить и протестиро­вать ПО еще до того, как оно будет готово к выпуску. Это напоминало процесс, изо­браженный на рис. 1.

Модель «кодирование–устранение ошибок». Она описывается следующим образом: 1) поставить задачу; 2) выполнять ее до успешного завершения либо отмены; 3) проверить результат; 4) повторить при необходимости с 1-го шага.

В структуре такого процесса есть несколько "неправиль­ностей" (или недостатков). Во-первых, поскольку изначально не существовало офи­циального проекта или анализа, невозможно было узнать о моменте завершения про­цесса. Также отсутствовал способ определения соответствия требованиям относи­тельно достижения качества.

 

 

             
 
 
 

 


Рис. 1. Модель процесса "делать, пока, не будет сделано”

В 1970 году каскадная модель была впервые определена как альтернативный вариант метода разработки ПО по принципу кодирование-устранение ошибок, который был широко распространен в то время. Это была первая модель, которая формализовала структуру этапов разработки ПО, придавая особое значение исходным требованиям и проектиро­ванию, а также созданию документации на ранних этапах процесса разработки.

 




Рис. 2. Классическая каскадная модель

 

Начальный этап выполнения каскадной модели показан в левой верхней части рис. 2. Продолжение процесса выполнения реализуется с помощью упорядоченной последовательности шагов. В модели предусмотрено, что каждая последующая фаза начинается лишь тогда, когда полностью завершено выполнение предыдущей фазы Каждая фаза имеет определенные критерии входа и выхода: входные и выходные данные.

В результате выполнения генерируются внутренние или внешние данные проекта, включай документацию и ПО. Документы по анализу требований впоследст­вии передаются системным специалистам, которые в свою очередь передают их раз­работчикам программных систем более высокого уровня. Программисты передают детальные технические характеристики программистам, которые уже представляют готовый код тестерам.

Переход от одной фазы к другой осуществляется посредством формального обзора. Таким образом, клиент получает общее представление о процессе разработки, кроме того происходит проверка качества программного продукта. Как правило, прохождение стадии обзора указывает на договоренность между командой разработчиков и клиентом о том, что текущая фаза завершена и можно перейти к выполнению следующей фазы. Окончание фазы удобно принимать за стадию в процессе выполнения проекта.

Отличительным свойством каскадной модели можно назвать то, что она представ­ляет собой формальный метод, разновидность разработки "сверху вниз", она состоит из независимых фаз, выполняемых последовательно, и подвержена частому обзору.

Спустя непродолжительное время после своего появления на свет каскадная модель была доработана Уинстом Ройсом с учетом взаимозависимости этапов и необходимости возврата на предыдущие ступени, что может быть вызвано, например, неполнотой требований или ошибками в формировании задания. В таком «обратимом» виде каскадная модель просуществовала долгое время и явилась основой для многих проектов (рис. 1).

Рис. 3. Модифицированная каскадная модель с обратной связью

Краткое описание фаз модифицированной каскадной модели

Приведенная ниже характеристика представляет собой краткое описание каждой фазы каскадной модели (включая фазы интеграции):

 

· исследование концепции — происходит исследование требований на системном уровне с целью определения возможности реализации концепции;

· процесс системного распределения — может быть пропущен для систем по раз­работке исключительно ПО. Для систем, в которых необходима разработка как аппаратного, так и программного обеспечения, требуемые функции применяются к ПО и оборудованию в соответствии с общей архитектурой системы;

· процесс определения требований — определяются программные требования для информационной предметной области системы, предназначение, линии поведения, производительность и интерфейсы. (В случае необходимости в процесс также включено функциональное распределение системных требований к аппа­ратному и программному обеспечению.);

· процесс разработки проекта — разрабатывается и формулируется логически по­следовательная техническая характеристика программной системы, включая структуры данных, архитектуру ПО, интерфейсные представления и процессуаль­ную (алгоритмическую) детализацию;

· процесс реализации — в результате его выполнения эскизное описание ПО пре­вращается в полноценный программный продукт. При этом создается исходный код, база данных и документация, которые лежат в основе физического преоб­разования проекта. Если программный продукт представляет собой приобре­тенный пакет прикладных программ, основными действиями по его реализации будут являться установка и тестирование пакета программ. Если программный продукт разрабатывается на заказ, основными действиями являются програм­мирование и код-тестирование;

· процесс установки — включает установку ПО, его проверку и официальную приемку заказчиком для операционной среды;

· процесс эксплуатации и поддержки - подразумевает запуск пользователем системы и текущее обеспечение, включая предоставление технической помощи, обсуждение возникших вопросов с пользователем, регистрацию запросов пользователя на модернизацию и внесение изменений, а также корректирование или устранение ошибок;

· процесс сопровождения— связан с разрешением программных ошибок, неис­правностей, сбоев, модернизацией и внесением изменений, генерируемых про­цессом поддержки. Состоит из итераций разработки и предполагает обратную связь по предоставлению информации об аномалиях;

· процесс вывода из эксплуатации — вывод существующей системы из ее активного использования либо путем прекращения ее работы, либо благодаря ее замене но­вой системой или модернизированной версией существующей системы;

· интегральные задачи — включают начало работы над проектом, мониторинг про­екта и его управление, управление качеством, верификацию и аттестацию, ме­неджмент конфигурации, разработку документации и профессиональную подго­товку на протяжении всего жизненного цикла.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: