Понятие ревности и причины её возникновения

 

Такие феномены супружеской жизни, как ревность и измены, являются крайне сложными при изучении в рамках психологии и социологии. Как правило, чувство ревности рассматривается либо с теоретических (умозрительных) позиций, либо с позиций психотерапии. Существуют различные определения чувства ревности в отношениях между мужчиной и женщиной, где акцент делается как на положительные, так и отрицательные стороны этого явления [3].

В отечественной и зарубежной психологии различные аспекты ревности изучались обособленно: ревность в социально значимых отношениях рассматривалась как базовая установка личности (Пантелиди И.О., Прохорова О. Г.) [34], ревность к субъекту отношений была предметом психотерапевтической и психокоррекционной работы (Майкл Кингхли, А. Полеев) [33; [24], ревность как симптом заболевания имела место в патопсихологии и медицине с проведением соответствующей терапии (Харви Гордон, Бреслав Г. М.) [5]. Однако, целостного психологического исследования феномена ревности до сих пор не проводилось.

Ревность - вообще - любое эмоциональное состояние, классифицируемое как специальная форма тревоги, считается, что оно происходит от недостатка уверенности в привязанности того, кто любим. "Ревность направлена на третье лицо, на конкурента, который воспринимается, как захватывающий привязанность объекта любви" [38, c.184].

Приведённое выше определение ревности - одно из многих в современной психологии, и, к сожалению, далеко не однозначное. Эта неоднозначность вызвана расхождением учёных во мнениях касательно природы происхождения чувства ревности.

Некоторые учёные используют понятия ревность и зависть как синонимичные. Например, Соловей и Родин (1986), считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому видят возможным использовать только понятие ревность. Как отмечает Куанышбек Муздыбаев (1997), от такого смешивания данных понятий нет проку, "поскольку они отражают и регулируют разные стороны межличностных отношений" [12, c.332]. Куанышбек Муздыбаев трактует ревность как "подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности" [12, с.332]. Он утверждает, что в отличие от зависти, где есть две стороны - тот, кому завидуют и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют. Известный западный психолог Д. Кинсли добавляет ещё и четвёртую сторону - публику, которая всегда интересуется тем, как складываются отношения между партнёром и соперником [12].

П. Тительман следующим образом определяет различия между ревностью и завистью. "Чувство зависти возникает тогда, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет, а чувство ревности появляется, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что для него значимо" [12, c.323-325].

Если зависть, как было сказано выше, в большинстве случаев считается недостатком, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и даже поощряется обществом.

Карл Изард пишет: "…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны" [10, c.421-422].

Биоэнергетик и биоэнерготерапевт И.В. Савельев ревность связывает с паранойей (от греч. - умопомешательство), трактуя как "стойкое психическое расстройство, проявляющееся в систематизированном бреде и отличающееся сложностью содержания, последовательностью доказательств и внешним правдоподобием" [41, с.163].

Интересен взгляд отечественного психолога Николая Нарицына: "…ревность - это страх потери власти. Практически каждый стремится управлять хоть какой-то малостью. Но за всё в жизни приходиться платить. Так и за ощущение господства приходиться платить страхом это господство потерять. Ревность поэтому и знакома многим людям, что все эти люди, так или иначе, стремятся кем-то распоряжаться. Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Ревность - сродни трусости. Это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом. Ревность - это чувство бессознательного отражения собственной слабости" [25, c.161].

Приведённые выше авторские точки зрения, так или иначе, отличаются. Но в одном мнения учёных сходятся - понятие ревность неотрывно от понятия любовь. Молодость часто называют возрастом любви. Для неё характерно "оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи" [17, c.364].

Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделёнными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они разделяют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой [26].

Как пишет Л.М. Фридман, "любовь - это моральное отношение к человеку. Она выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - значит быть для другого самым главным из всех окружающих" [47, c.110].

Д.Я. Райгородский отмечает: "…любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими и помогает ему преодолеть чувство одиночества и отчуждения, и вместе с тем, позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность." [37, c.172-173].

Происхождение ревности обычно связывают с укоренившимся в ходе исторического развития общества господствующим положением мужчины в семье, материальной или иной зависимостью жены от мужа, строгим преследованием супружеской неверности женщины. Многовековое бесправное положение женщины породило взгляд на неё как на вещь, имущество, не располагающее собственной волей. Религиозные воззрения на женщину способствовали усилению её зависимости от мужа, её социальному и моральному бесправию. Моральные нормы мужчины и женщины в обществе значительно разошлись. Мужчины приобрели негласное право на легкомысленные поступки и увлечения. Поведение женщины всегда оценивалось гораздо строже [28].

Закрепившись в социально-психологических, религиозных и этнических сферах общественной жизни, взгляд на ревность постепенно видоизменялся, но характер ревнивых притязаний остался прежним. Несмотря на то, что в жизни современной семьи изжиты привилегии мужа, ревность проявляется так же, как и в минувшие века. Женщина в прошлом веке, как известно, была провозглашена равноправным членом общества и семьи. Семьдесят лет назад многие считали, что основания для ревности должны исчезнуть, что ревность - это "неземное чувство", "отвратительный пережиток прошлого", "буржуазное явление". И всё же ревность не исчезла. Она по-прежнему больше распространена среди мужчин, по-прежнему наблюдаются крайне тяжёлые её последствия. Общественное мнение сочувствует ревнивцам, и даже закон считает ревность "смягчающим обстоятельством" при тяжёлых преступлениях против личности.

Чаще и острее ревность проявляется в юношеском возрасте, приобретая масштаб драматических переживаний. Связано это главным образом с тем, что в это время молодые люди ощущают некое несовершенство, незрелость, некую незаконченность. Но приходит опыт, а с ним и чувство самодостаточности - и ревность потихонечку удаляется. Но у некоторых она не проходит, на протяжении всей жизни оставаясь на уровне юношеского накала. И говорит это только об одном: комплексы "ущербности" не ушли бесследно. Тогда ревность преобразуется в черту характера и при удобном случае даёт о себе знать [51].

В приобретении чувством ревности более сильных и глубоких переживаний играет важную роль установка на ревность, т.е. внутренняя готовность встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения [43].

Установка на ревность может формироваться в юношеские годы, когда уже на школьной скамье подростки "обогащаются" выводами о любви и верности: парни узнают, что "все они - изменницы", а девушки, что "все мужчины - подлецы". Такая установка возникает, если человек воспитывается в духе недоверия к другим людям, когда ему приходиться быть свидетелем неверности родителей, друзей [34].

Доктор философских наук, профессор В.Т. Лисовский, отмечая, что нет ничего обиднее в любви, чем беспричинная ревность, относит ревность к противоречиям любви и брака [20]. Она может иметь и реальные причины: легкомысленное поведение одного из супругов, постоянный флирт, измену. Профессор В.Т. Лисовский отмечает: "…вряд ли можно назвать более тягостное душевное состояние, которое накладывало бы отпечаток на стиль поведения человека, чем ревность" [20, с.10].

Причинами возникновения ревности профессор В.Т. Лисовский считает:

1) комплекс неполноценности одного из любящих;

2) предыдущие контакты партнёра;

3) сплетни, наговоры завистливых людей, у которых личная жизнь не сложилась и которым доставляет своеобразное удовольствие портить её счастливым и любящим людям [20, с.172].

Российский сексолог, профессор Лев Щеглов выделяет три варианта предрасположенности к ревности:

1) психологическое своеобразие и склонности человека;

2) социально-психологическая предрасположенность;

3) специфика самой любви.

По мнению профессора Л. Щеглова, "наличие в любовных семейных отношениях прагматики, т.е. трезвых соображений в отношении своего партнёра, глубокая дружба, игра и отдых, полная самоотдача другому, всё это исключает появление ревности" [22, с.3].

Психолог А.Г. Свияш связывает ревность с ошибочными убеждениями и представлениями человека о жизни. Он утверждает, что это чувство возникает, "когда человек относится к другому, как к своей собственности. Моя собственность должна принадлежать только мне, и никто не смеет до неё дотрагиваться или смотреть на неё" [42; с.45]. Такой человек находится в состоянии депрессии или постоянных сомнений.

Западные психологи Е. Хетфилд и Г. Уолстер, как и А.Г. Свияш, считают, что причиной появления ревности является ущемлённая гордость и осознание нарушения прав собственности [11].

В настоящее время чрезвычайно распространены взгляды о том, что "ревность - прежде всего проблема самого "ревнивца", в связи, с чем психотерапевтическая работа должна быть направлена на "перестройку" его отношения к реальности как таковой" [3, с. 209].

Понять психологический механизм чувства ревности помогает учение о доминанте физиолога А.А. Ухтомского. Под доминантой он понимал более или менее устойчивый участок повышенной возбудимости, привлекающий к себе волны возбуждения из самых различных источников и способный под их воздействием к накоплению и дальнейшему увеличению своего возбуждения. Доминанта делает избирательным наше восприятие окружающего мира. Под влиянием доминанты ревнующий скрупулезно собирает различные мелочи - малейшая задержка на работе, непреднамеренный и обычный жест или слово в дружеской компании, давно забытое детское увлечение и т.д. - для обвинения супруги или супруга и для казни самого себя. Доминанту не преодолеть словами, всяческими возражениями, она будет только ими питаться и подкрепляться. Надо просто подождать, говорит А.А. Ухтомский, пока она сама себя изживает, "сгорит" на собственном огне [51].

Из приведённых выше взглядов отечественных и зарубежных учёных на феномен ревности, можно заключить, что данное эмоциональное состояние недостаточно изучено и мнения психологов на этот счёт разнятся. Несомненно одно: ревность неотрывно связана с такими проявлениями как страх, гнев, неуверенность в себе, и даже зависть. Также возникновению ревности способствует приобретённая в юношеские годы установка на встречу измены в будущем, ошибочные представления о межличностных отношениях, и как результат - возникновение чувства ревности. Таким образом, ревность - это своего рода бессознательное проявление своих слабостей.

темперамент ревность брак психологический




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: