Сравнительный анализ журналистских и рекламных жанров

В последнее время и теоретики, и практики рекламы все чаще говорят о резком сближении журналистики ирекламы, о приобретенииими в ходе эволюции сходного строения и функций. Эти процессы самым прямым образом касаются жанровой структуры рекламы и рекламных текстов.

По мнению И. А. Сазоновой, жанры рекламы базируются, прежде всего, на общепринятых жанрах журналистики, а именно на газетно-публицистических. Автор говорит о существованиисовокупности рекламных жанров наряду с информационными и аналитическими.[30]

В пределах рекламных текстов выделяются, во-первых, своего рода информационные жанры: объявления, рекламная заметка, инструкция, объявления-зазывы; во-вторых, аналитические: портретные и путевые очерки, интервью, рецензии, статьи-характеристики.

Рекламными функциями могут обладать и деловые, и бытовые жанры, коллажи, жанры народного творчества, различные изобразительные жанры.

Н. Н. Кохтев, в свою очередь, отмечает, что в рекламных целях используются практически все публицистические жанры. Это может быть рекламная заметка, статьи, интервью, корреспонденция, репортаж, отчет, рецензия, консультация, рассказ.

Жанры классифицируются по трем группам: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Основную часть публикаций в СМИ (радио, телевидение, интернет, газеты/журналы) составляют тексты информационных жанров. Тексты аналитических и художественно-публицистических жанров встречаются реже. Рассмотрим подробнее каждуюиз групп.

Тексты информационных жанров незаменимы на первом этапе жизненного цикла товара при выведении на рынок, когда их главной функцией является возбуждение интереса потребителя к рекламируемому товару. Информационные жанры включают в себя:

1. рекламную заметку;

2. рекламное интервью;

3. рекламный отчет;

4. рекламный репортаж.

Рекламная заметка является одним из наиболее распространенных жанров этого типа. В рекламной заметке, как правило, описываются основные качества и характеристики товара.

Рекламное интервью - это, как правило, беседа в форме диалога между собеседниками. Рассказ компетентного лица о рекламируемом товаре стимулирует интерес со стороны потребителей к рекламируемым товарам и услугам. Таким образом, интервью обладает особой убедительностью.

Рекламный отчет - представляет собой жанр, создающий рекламный образтовара или услуги, посредством развернутого и подробного представления рекламируемого объекта при помощи воссоздания обстановки, в которой происходило действие, перечисления рекламируемых товаров илиуслуг, концентрации внимания на тех свойствах рекламируемого товара,которые выгодно отличают его от других. Решающее влияние на формирование рекламного образа оказывают ссылки на авторитетные источники, мнения специалистов и авторитетных лиц.

Рекламный репортаж - жанр, дающий аудитории наглядное представление об объекте рекламы через восприятие автора, воссоздающего картину происходящего. Особенностью рекламного репортажа является то, что автор дает наглядное представление о рекламируемом товаре, основываясь на собственных впечатлениях, и дает оценку увиденному. Важно то, что автор выступает в данном случае не просто как очевидец, а как потребитель.

Аналитические жанры используются, как правило, на втором этапе жизненного цикла товара («рост»), когда у предприятия начинает расти доля рынка и появляется необходимость «отстройки от конкурентов». В основе психологического воздействияна потенциального потребителя лежит эмоциональная составляющая.

Аналитические жанры включают в себя:

1. рекламную корреспонденцию;

2. рекламную статью;

3. рекламную рецензию;

4. рекламный комментарий.

Рекламная корреспонденция - это жанр, в котором сообщаются факты о рекламируемом товаре, эти факты анализируютсяи обобщаются, делаются выводы. Для рекламной корреспонденции характерна авторская оценка рассматриваемых фактов, анализируя которые автор пропагандирует положительное отношение потребителей к рекламируемому товару или услуге.

Рекламная статья характеризуется еще более глубоким анализом идетальным описанием свойств рекламируемого объекта. Рекламная статья отличается широтой практических обобщений, посвященных рекламируемому объекту, а также популярным рассказом о рекламируемом товаре. Большое значение для рекламной статьи имеет выбор актуальной темы. Требования крекламной статье: актуальность, достоверность, конкретность, правдивость, доступность.

Рекламная рецензия - жанр, представляющий собой всестороннее, детализированное рассмотрение объекта рекламы, его достоинств. Рекламная рецензия призывает потребителя к совершению покупки. Главная задача рекламной рецензии - создать глубокий и яркий рекламный образ, подготовить аудиторию к определенным выводам и действиям.

Рекламный комментарий - жанр, представляющий собой комментарии специалистов о свойствах и характеристиках рекламируемого объекта. Комментарии специалистов и авторитетных лиц повышают привлекательность рекламируемого объекта и способствуют стимулированию сбыта.

Художественно-публицистические жанры способны воздействовать комплексно на целевую аудиторию, призывая ее к определенномудействию. Применение художественно-публицистических жанров возможно на различных этапах жизненного цикла товара.

Художественно-публицистические жанры включают в себя:

1. рекламную зарисовку;

2. рекламный очерк.

Рекламная зарисовка - текст, создающий положительный образ рекламируемого товара, активно использующий художественные средства выразительности, а также все стилистические возможности языка.

Рекламный очерк рассказывает о рекламируемом объекте, соединяя в себе элементы беллетристики и публицистики. Рекламный очерк направлен на создание художественно-публицистического образа рекламируемого объекта и апеллирует не только к эмоциям потребителей, но и к рациональному началу.

Представленная классификация И. А. Сазоновой, на наш взгляд, несколько размыта, более адекватно отражает рекламные жанры следующая классификация.[31]

Информационные жанры:

1. рекламная заметка:

а) собственно заметка, т.е. краткое сообщение.

б) персонифицированное и субъективистское краткое сообщение.

2. рекламный отчет:

а) собственно статья, т.е. развернутое сообщение в отличие от заметки.

б) персонифицированное и субъективистское развернутое сообщение.

в) форма интервью.

Аналитические жанры:

1. рекламная статья:

а) собственно статья, содержащая более глубокий анализ и детальное описание свойств рекламируемого объекта;

б) персонифицированное субъективистское сообщение, содержащее анализ фактов, выводы о рекламируемом объекте;

2. комментарий специалистов.

Художественно-публицистические жанры:

а) художественный текст, убеждающий потенциального покупателя на эмоциональном уровне;

б) художественный текст, убеждающий потенциального покупателя как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.(«Приложение А»).

Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так часто встречаются на газетных полосах,в интернет рекламе, в телевизионных и радиопрограммах. Жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга.

Главные задачи журналистики - это информировать, просвещать (или образовывать, как говорят в этих случаях в Англии) и развлекать. Журналистика - инструмент общественного мнения, которое, по сути, и является настоящей четвертой властью.

Что касается рекламного текста, то его единственная задача - продавать (в рекламе слово «продавать» - это термин, означающий «убеждать читателя купить, проголосовать за кандидата и т.д.». Реально купить человек может и через год).

Рекламный текст - это самый дорогой текст в мире, за его публикацию платят деньги, часто огромные. Отсюда следует, что к каждому слову в рекламе должны предъявляться высочайшие требования, причем не столько художественные и информационные, сколько экономические - здесь каждое слово должно работать на то, чтобы продать услугу/товар. Технически рекламный текст должен:

· привлекать внимание незаинтересованного читателя (эту задачу решает заголовок);

· вызывать у этого читателя желание начать читать текст (этому служат подзаголовок, промежуточные заголовки, различного рода выделения). Очень важно, чтобы читатель мог оценить читаемость текста;

· быть настолько интересным, чтобы читатель дочитал его до конца.

И сколько бы мы не сравнивали жанры рекламных и журналистских текстов, мы не придем к единому целому, так как задачи у рекламы и журналистики разные. Следовательно, тексты будут нести разную функцию и разное содержание.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сам термин «жанр» определяется по-разному: как кодифицированная организационная форма использования языка, как функционально-структурный тип воплощения темы, как обобщенная модель типового текста, как стандартизованный тип отбора и организации внеязыковых факторов и языковых средств и т.д.

Различаясь в частностях, все эти определения подчеркивают закрепленность, кодифицированность, стандартность жанровых рамок, однако ни одно из них не дает четкого перечня жанрообразующих признаков, что свидетельствует о сложности отбора критериев определения каждого жанра, с одной стороны, и о процессах взаимодействия разных жанров, обусловливающих эту сложность - с другой. Эти процессы стали причиной того, что некоторые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему жанров.

И все же в реальной действительности тексты, маркированные по своей принадлежности к сфере рекламы, т.е. обладающие специфическими признаками стиля языка рекламы, существенно различаются в тематическом, композиционном и стилистическом плане, что позволяет говорить о наличии жанровой дифференциации в рамках стиля языка рекламы.

Жанры рекламы формируются в процессе развития и распространения рекламной деятельности. Поскольку в рекламной деятельности объединены разнообразные устремления и к тому же каждое из них действует избирательно, постольку выделение жанров идет одновременно по нескольким направлениям, находящимся в сложной зависимости.

Жанр конкретного рекламного текста можно рассматривать как результат последовательности актов выбора, осуществляемых его отправителем па различных этапах формирования текста и обусловленных целым рядом объективных и субъективных факторов.

Отметим следующее. Как журналистский, рекламный текст оперирует социальной информацией, в основе которой лежит факт. Факт в журналистском тексте есть некая объективная реальность, представляемая (в зависимости от жанра) как самодостаточная, или анализируемая, или «совмещенная» с образным видением ее автором. Факт в рекламном тексте подается таким образом, чтобы он оказался для потенциального потребителя (покупателя) наиболее привлекательным и стимулировал его поведенческую реакцию.

Современная печатная реклама представляет собой сложное, многоаспектное и многоступенчатое образование - от прагматичной, краткой листовки, внезапной появившейся в вашем почтовом ящике, до красочной страницы с приложением образцов шампуня или крема в дорогом глянцевом журнале. В жанровом отношении эта продукция столь же разнообразна, сколь и сложна для идентификации.

Специфику речевой коммуникации на радио определяет принципиальная установка на диалогичностъ. Авторы радиопубликаций, при всей массовости их адресата, стремятся создать иллюзию, что разговор ведется с каждым конкретным слушателем индивидуально. Отсюда активное включение в радиоречь приемов, оборотов, лексики и синтаксиса бытового разговорного общения. Среди них можно назвать прямые обращения к радиослушателям, широкое употребление вопросительных и восклицательных предложений, неполных предложений, эллиптических сегментированных и вставных конструкций, вводных слов и словосочетаний, утвердительных и отрицательных слов-предложений, инверсий групп синонимов, лексических повторов, оценочных форм речи и т. д.

Что касается интернет рекламы, то первые жанры (адаптивные), традиционные, с многолетней или даже многовековой историей, попали в кибер-среду и гармонично видоизменились в соответствии с новыми условиями. К ним относятся текстовые формы рекламы, вполне узнаваемые и иногда всего лишь сменившие носитель - бумагу на монитор. Другие (классические, оригинальные сетевые) сформировались исключительно в электронном пространстве и не имеют аналогов вне компьютерного мира, например реклама в баннерообменых сетях. Детальный анализ методов рекламирования в веб-среде позволяет заметить общую тенденцию культурной преемственности (в той или иной степени) всех Интернет жанров.

Рекламный текст, будучи опосредованным через СМИ и направленным массовидному адресату, наделяется функциями текстов массовой коммуникации и выступает как разновидность текстов массовой коммуникации. Различия между двумя типами текстов лежат, естественно, и в различиях между этими двумя формами и видами коммуникационной деятельности: журналистикой, рекламой.

Безусловно, не стоит торопиться с прямыми переносами традиционных журналистских жанров на рекламные произведения. Если бы это было так просто, реклама была бы не видом, а частью журналистики. Рекламная деятельность - самостоятельный вид творчества, но он находится в очень близком родстве с журналистикой. Очевидно, что многие свойства и функции рекламы зависят от ее информационного содержания. Реклама призвана, прежде всего, информировать потребителей и убеждать их воспользоваться теми или иными товарами, услугами. Вот почему ее вполне логично рассматривать как часть деловой информации, то есть особого вида журналистики.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: