Начинается с Аристотеля: рефлективное отношение к тому, что сделано ранее (Сократ и софисты). У него аподиктический (абсолютно истинное знание: самоочевидное и в результате силлогизма – формы мышления) и правдоподобный (в результате дидактического умозаключения, мнение большинства или философов, нужен синтез) виды знания. Отсюда постпозитивизм Карла Поппера: научное знание правдоподобно, но никогда не истинно.
Риторическое знание – воздействие на эмоции и чувства. Легитимное знание (из дискурсов) – как мы имеем право думать об объекте.
Теории истины:
1. Классическая (корреспондентская): истина – знание, которое соответствует объективной реальности.
Абсолютная и относительная истины (постоянная, полная vs частичная); истина как знание и истина как реальность (в религиозной философии). Конкретность истины – реальная, неабстрактная ситуация.
2. Конвенциональная: истина – то, о чем мы договорились.
Первый – Сократ: истина – то, что позволяет сотрудничать и устраивать жизнь. Карл Поппер: методологический конвенционализм.
|
|
3. Прагматическая (Пирс): сущность объекта непознаваема, но можно воздействовать на объект и получать ответ (стимул-реакция).
Истина – польза. Энгельс предлагает считать практику критерием истины.
Реализм – мы можем познать мир таким, какой он есть. Конструктивизм – мы знаем мир, таким, как о нем говорят – опосредованность.
4. Теологическая: истина от Бога.
5. Когерентная (неопозитивисты): критерии верификации узки.
Когеренция: 1 – внешняя (знание соответствует общим принципам и положениям); 2 – внутренняя (знание соответствует конкретной теории).
Критерии истины – то, сто позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Уровни познания
· Чувственное: ощущение, восприятие, представление – через органы чувств.
Ощущение – через 1 орган; восприятие – предметно; представление – чувственная память. Шестое чувство (Аристотель) – синтез всех остальных данных с органов чувств.
· Рациональное: понятие, суждение, умозаключение (дедукция и индукция).
Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее важные признаки объекта. Суждение связывает понятия. Умозаключение – вывод из суждений.
Уровни научного познания
1. Эмпирический: эмпирические гипотезы на основе теории и эмпирические факты, интерпретирующиеся тоже согласно теории (непроницаемость теории). Эмпирическое нагружено теоретическим, важна интерпретация.
|
|
2. Теоретический: представления о базовых характеристиках и связях.
3. Метатеоретический: коммуникация ученых между собой, с учениками, организация научного сообщества, дискурсы.
Подходы к развитию науки
· Накопительный (кумулятивный).
· Революционный (время от времени научное знание изменяется, новое не включает старое).
Первая НТР: 1543 г. Коперниканская > физика Ньютона 1687 г. Вторая НТР: физика Эйнштейна, теория нестационарных вселенных Фридмана, квантовая механика, лингвистический поворот (познание зависит от языка), теория Фрейда.
Критерии научного познания
Проблема демаркации.
1. Неопозитивисты (логические позитивисты): все можно проверить. Верификация – проверка на опыте. Атомарность (однозначно понимаемая информация) + когерентность.
2. Поппер: фальсификация – опровержение, опровергаемое – научное.
Общее не выводится из частного. Утонченный фальсификационализм – одно ядро (гипотеза ad hoc).
Источники познания
1. Сенсуализм: нет в познании, если нет в органах чувств (Беркли, Юм).
2. Эмпиризм: знания через органы чувств, но избирательное отношение (вопросы) к внешнему миру (Ф. Бэкон).
3. Рационализм (интеллектуализм): в познании есть нечто, что органы чувств дать не могут.
Типы познания
· Рационализм: есть система и связи. В науке предполагает создание искусственного языка. Понятийный язык, методы познания, норма логики, дискурсы как форма мышления.
· Иррационализм: нет системы и связей. Акт познания уникален, «верю – не верю». Чувства, видения, озарение, откровение, экстаз, любовь, интуиция.
Роль науки в обществе:
1. Сентизм – наука может решить все проблемы человечества (только она, а не религия, не мораль и т.д.). Конт: религиозная > метафизическая > позитивная стадии развития человечества.
2. Антисентизм – научное познание не имеет большой ценности (в отличие от искусства).
Интуитивное познание
У Платона – «умозрение»: философ может увидеть истину ума. У Аристотеля: ум созерцает себя > интуиция – непосредственное видение истины. Картезианская система (XVII – XIX вв.) – самосознание. У Декарта – смесь традиций. С 1905 – учение о бессознательном Фрейда.
Классификация XIX века:
1. Мистическая,
2. Интеллектуальная,
3. Чувственная.
История философии