Проблема эпистемического статуса знания

Начинается с Аристотеля: рефлективное отношение к тому, что сделано ранее (Сократ и софисты). У него аподиктический (абсолютно истинное знание: самоочевидное и в результате силлогизма – формы мышления) и правдоподобный (в результате дидактического умозаключения, мнение большинства или философов, нужен синтез) виды знания. Отсюда постпозитивизм Карла Поппера: научное знание правдоподобно, но никогда не истинно.

Риторическое знание – воздействие на эмоции и чувства. Легитимное знание (из дискурсов) – как мы имеем право думать об объекте.

Теории истины:

1. Классическая (корреспондентская): истина – знание, которое соответствует объективной реальности.

Абсолютная и относительная истины (постоянная, полная vs частичная); истина как знание и истина как реальность (в религиозной философии). Конкретность истины – реальная, неабстрактная ситуация.

2. Конвенциональная: истина – то, о чем мы договорились.

Первый – Сократ: истина – то, что позволяет сотрудничать и устраивать жизнь. Карл Поппер: методологический конвенционализм.

3. Прагматическая (Пирс): сущность объекта непознаваема, но можно воздействовать на объект и получать ответ (стимул-реакция).

Истина – польза. Энгельс предлагает считать практику критерием истины.

Реализм – мы можем познать мир таким, какой он есть. Конструктивизм – мы знаем мир, таким, как о нем говорят – опосредованность.

4. Теологическая: истина от Бога.

5. Когерентная (неопозитивисты): критерии верификации узки.

Когеренция: 1 – внешняя (знание соответствует общим принципам и положениям); 2 – внутренняя (знание соответствует конкретной теории).

       Критерии истины – то, сто позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

Уровни познания

· Чувственное: ощущение, восприятие, представление – через органы чувств.

Ощущение – через 1 орган; восприятие – предметно; представление – чувственная память. Шестое чувство (Аристотель) – синтез всех остальных данных с органов чувств.

· Рациональное: понятие, суждение, умозаключение (дедукция и индукция).

Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее важные признаки объекта. Суждение связывает понятия. Умозаключение – вывод из суждений.

 

Уровни научного познания

1. Эмпирический: эмпирические гипотезы на основе теории и эмпирические факты, интерпретирующиеся тоже согласно теории (непроницаемость теории). Эмпирическое нагружено теоретическим, важна интерпретация.

2. Теоретический: представления о базовых характеристиках и связях.

3. Метатеоретический: коммуникация ученых между собой, с учениками, организация научного сообщества, дискурсы.

 

Подходы к развитию науки

· Накопительный (кумулятивный).

· Революционный (время от времени научное знание изменяется, новое не включает старое).

Первая НТР: 1543 г. Коперниканская > физика Ньютона 1687 г. Вторая НТР: физика Эйнштейна, теория нестационарных вселенных Фридмана, квантовая механика, лингвистический поворот (познание зависит от языка), теория Фрейда.

 

Критерии научного познания

Проблема демаркации.

1. Неопозитивисты (логические позитивисты): все можно проверить. Верификация – проверка на опыте. Атомарность (однозначно понимаемая информация) + когерентность.

2. Поппер: фальсификация – опровержение, опровергаемое – научное.

Общее не выводится из частного. Утонченный фальсификационализм – одно ядро (гипотеза ad hoc).

 

Источники познания

1. Сенсуализм: нет в познании, если нет в органах чувств (Беркли, Юм).

2. Эмпиризм: знания через органы чувств, но избирательное отношение (вопросы) к внешнему миру (Ф. Бэкон).

3. Рационализм (интеллектуализм): в познании есть нечто, что органы чувств дать не могут.

 

Типы познания

· Рационализм: есть система и связи. В науке предполагает создание искусственного языка. Понятийный язык, методы познания, норма логики, дискурсы как форма мышления.

· Иррационализм: нет системы и связей. Акт познания уникален, «верю – не верю». Чувства, видения, озарение, откровение, экстаз, любовь, интуиция.

Роль науки в обществе:

1. Сентизм – наука может решить все проблемы человечества (только она, а не религия, не мораль и т.д.). Конт: религиозная > метафизическая > позитивная стадии развития человечества.

2. Антисентизм – научное познание не имеет большой ценности (в отличие от искусства).

Интуитивное познание

У Платона – «умозрение»: философ может увидеть истину ума. У Аристотеля: ум созерцает себя > интуиция – непосредственное видение истины. Картезианская система (XVII – XIX вв.) – самосознание. У Декарта – смесь традиций. С 1905 – учение о бессознательном Фрейда.

Классификация XIX века:

1. Мистическая,

2. Интеллектуальная,

3. Чувственная.

История философии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: