Вопрос: Как эффективно использовать данные психологического заключения на объект при организации работы с ним?

    Тема 11. Психология личности юриста

Кейс-задача

Задание. Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину, лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: - Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла.

И через некоторое время муж приезжает.

Он смотрит на жену и говорит: О, милая что с тобой случилось???

И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:

- Арестуйте этого человека. Это он убил ее.

Вопрос: Почему Шерлок так подумал?

 

    Тема 12. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)

Определите типы профессиональной мотивации юридической деятельности.

Определите роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

    Тема 13. Психология допроса

Деловая (ролевая) игра

Концепция игры

- На примере допроса, показать необходимость применения психологических знаний при производстве следственных действий

- Показать возможности психологии при проведении допроса

2. Роли:

- Допрашивающий;

- Потерпевший;

- Наблюдатели (каждый студент получает персональное задание – выявлять и фиксировать те или иные психологические процессы, состояния и т.д. Например -количество заданных вопросов, количество полученных ответов и т.д.)

Ожидаемые результаты

Образовательные:- сформировать понятие - психологическое обеспечение профессиональной деятельности;

- сформировать понятие о необходимости совместного применения юридических (УПК РФ, криминалистика) и психологических знаний;

- закрепить у студентов знания о методах психологии.

Развивающие:- продолжить развитие у студентов навыков и умений применения методов и приемов психологического воздействия;

- активизация внимания при изучении процессуальных документов и общении с допрашиваемым;

- активизировать любознательность.

Воспитательные: - продолжить формирование активной жизненной позиции, расширение кругозора в отношении взаимосвязи психологии с правом;

- возбудить чувство неприятия к негуманному обращению с гражданами.

4. Методические указания

Подготовка:
1). Подготовить раздаточный материал (ксерокопии протокола принятия устного заявления от потерпевшего, индивидуальные задания каждому студенту (Что необходимо фиксировать в ходе допроса, например: мимика потерпевшего, пантомимика потерпевшего, глазодвигательнаые реакции потерпевшего, количество заданных вопросов, количество полученных ответов, положение рук потерпевшего, положение ног потерпевшего, наклоны головы потерпевшего, наличие приемов активизации памяти, реакции потерпевшего на вопросы допрашивающего и т.д.).

2). Подготовить исполнителя роли потерпевшего.

Оборудование:
Стандартная аудитория, мультимедийная установка, компьютер.
Сценарий ролевой игры.

Преподаватель. Ознакамливает студентов с целью занятия и его алгоритмом.




Студенты.

1. Изучают протокол принятия устного заявления от потерпевшего.

2. Составляют план проведения допроса.

Преподаватель. П редлагает студентам распределить этапы допроса между собой, подготовить рабочее место следователя, раздает индивидуальные задания каждому студенту.

Студенты. Готовят рабочее место следователя. Ознакамливаются с индивидуальными заданиями. Уточняют задания.

Преподаватель. Приглашает сотрудника, играющего роль потерпевшего, и предлагает начать ролевую игру.

Потерпевший. Играет роль потерпевшего, отвечая на вопросы студентов.

Студенты.

1. Поочередно, исполняя роль следователя, допрашивают потерпевшего.

2. Выполняют задание по наблюдению и фиксации действий следователей и потерпевшего.

Потерпевший. Высказывает свое впечатление о происшедшем. Отвечает на вопросы студентов

Студенты.

Докладывают о выполнении индивидуальных заданий.

Обсуждают возникшие вопросы.

Высказываются о своих ощущениях во время игры.

Делятся своими впечатлениями от проведения допроса

Делятся своими наблюдениями за процессом допроса со стороны.

Высказывают свои мнения о цели индивидуальных заданий.

Преподаватель.

1. Наводящие вопросы к предыдущему пункту:

2. Довольны ли вы пережитыми приключениями?

3. Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?

4. В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?

5. Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходили Вы или другие студенты, группа?

6. Почему вы приняли такое решение?

7. Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации к которой не были готовы?

8. Легко ли вы согласились с этапом допроса, который достался Вам?

9. Проявляли ли вы сами активность во время занятия и других событий или предпочитали следовать за лидерами?

10. Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

Преподаватель.

Подводит итоги занятия.

Кейс-задача

Задание 1. Свидетель умышленно изобразил поведение потерпевшей при изнасиловании как провокационное, подчеркивая невиновность обвиняемого. Какой способ обмана он использовал?

1. Умолчание.

2. Конструирование.

3. Искажение.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Селекция фактов.

Задание 2. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать?

1. Желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей.

2. Удовлетворить физиологические потребности в пище.

3. Доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.

4. Реализовать свои воровские амбиции.

5. Обезопасить себя на завтрашний день от голода.

Создайте примерный план допроса этого гражданина.

Задание 3. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда, для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это?

1. Желание реализовать свои возможности и получить признание среди своего окружения.

2. Криминальный азарт.

3. Стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств.

4. Удовлетворить физиологические потребности.

5. Влияние ближайшего окружения, бесконтрольность, чувство безнаказанности

Задание 4. Создайте примерный план допроса этого гражданина.

    Тема 14. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста

Определите типы профессиональной мотивации юридической деятельности.

Определите роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

    Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

Определите типы профессиональной мотивации юридической деятельности.

Определите роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

    Тема 16. Психологические особенности судопроизводства

     1. Концепция игры

1. выявить групповые процессы и состояния, проявляющиеся во время игры;

2. сравнить результаты решений, принимаемых индивидуально и командой;

3. выработать некоторые навыки командного взаимодействия при принятии решений.

4. продемонстрировать, что в не зависимости от состава группы, процессы и состояния протекают во всех группах;

5. продемонстрировать, что групповые решения, как правило, эффективные личных.

Роли

1. Каждый студент играет роль космонавта, которому, в максимально короткий срок (ситуация информационного стресса), необходимо принять решение.

2. Из всей группы формируются экипажи космических кораблей (6 человек - принцип комплектования - случайный).

3. Наблюдатели (каждый студент получает персональное задание – выявлять и фиксировать те или иные психологические процессы, состояния и т.д. Например – кто лидер, кто самоустранился, кто помогает лидеру, кто мешает и т.д.).

      3. Ожидаемые результаты

Образовательные:- сформировать понятие – о групповых процессах и состояниях;

1. сформировать понятие о необходимости применения психологических знаний при работе в группах и по группам;

2. закрепить у студентов знания о методах психологии.

3. развивающие:- продолжить развитие у студентов навыков и умений применения методов и приемов психологического изучения и воздействия;

4. активизация внимания в стрессовой ситуации;

5. активизировать любознательность.

Воспитательные: - продолжить формирование активной жизненной позиции, расширение кругозора в отношении взаимосвязи психологии и правоохранения; возбудить чувство неприятия к негуманному обращению с сотрудниками и гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: