Тема 5: Полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по оказанию юридической помощи гражданам

1. На примере вашего муниципального образования составьте перечень источников, регулирующих местное самоуправление, предложите два основания для их классификации.

Ответ:

Город Мурманск - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа, в пределах которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[18], законами субъекта Российской Федерации - Мурманской области и Уставом муниципального образования город Мурманск осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, бюджет города, выборные и иные органы местного самоуправления. Город Мурманск - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа, в пределах которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации - Мурманской области и Уставом муниципального образования город Мурманск осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, бюджет города, выборные и иные органы местного самоуправления.

Можно предложить два основания классификации источников, регулирующих местное самоуправление.

Первое – по уровню правового регулирования – федеральные, региональные и местные.

Второе – по типу нормативно-правового акта – закон и устав.

2. Сравните нормы Европейской хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по оказанию юридической помощи гражданам. Содержится ли в них противоречие? Ответ обоснуйте.

Ответ:

Многовековой опыт местного самоуправления европейских государств нашел свое воплощение в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.[19], принятой по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти Совета Европы. С 1998 г. после соответствующих процедур подписания и ратификации данный международный документ стал составной частью российской правовой системы.

Статья 11 Европейской хартии о местном самоуправлении провозглашает, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления. Вместе с тем, принимая во внимание современное состояние отечественной судебной системы, уровень коррупции, реалии отношения государственной власти к местному самоуправлению, наличие системного комплекса корпоративных интересов, необходимо отметить, что без квалифицированной, профессиональной, юридической помощи достичь соблюдения и защиты прав местных сообществ и конкретных граждан представляется затруднительным, а в некоторых случаях - невозможным.

Глава восьмая Конституции Российской Федерации прямо не закрепляет право органов местного самоуправления на оказание юридической помощи населению муниципальных образований, казалось бы, в этом нет смысла, поскольку статья 48 Основного закона России гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Вместе с этим в случаях, когда органы местного самоуправления оказывают правовую помощь гражданам, следует вести речь не о квалифицированной юридической помощи, а об оказании правовой помощи гражданам, тем более, что такую помощь в отдельных случаях оказывают должностные лица муниципальных органов, не имеющие высшего юридического образования. Между квалифицированной юридической помощью, которую оказывают адвокаты, нотариусы и правовой помощью, предоставляемой органами местного самоуправления, большая разница. В связи с этим, речь можно вести только об оказании юридической помощи, которую предоставляют работники органов местного самоуправления, например, в виде консультирования по тем или иным жизненноважным вопросам.

Проблема заключается в том, что ни глава 8 Конституции Российской Федерации, ни Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не закрепляет право и обязанность муниципальных органов оказывать правовую помощь населению, равно как и не регламентировано право получения населением муниципальных образований правовой помощи предоставляемой органами местного самоуправления. Вместе с этим, юридическая помощь гражданам все-таки оказывается, прежде всего, со стороны муниципальных служащих, депутатов, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. В сельских муниципальных образованиях правовая помощь в виде консультирования может предоставляться даже главой местной администрации.

Таким образом, налицо юридический факт предоставления правовой помощи населению или отдельным гражданам со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Более того, существует правовая регламентация данного круга вопросов, однако, на уровне муниципально-правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления, главами местных администраций, главами муниципальных образований.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что деятельность должностных лиц муниципальных органов по оказанию правовой помощи гражданам объемна по своему содержанию и многогранна в области применения. Например, муниципальный служащий и иные должностные лица местного самоуправления предоставляют устные и письменные консультации по правовым вопросам. Более того, правовая работа в органах местного самоуправления заключается в содействии гражданам по подготовке обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, что удачно вписывается в реализацию такой формы непосредственного волеизъявления, как обращения граждан, которая еще к тому же подкрепляется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такая форма правовой работы имеет не только прочную правовую основу, но и исторически сложившиеся традиции местного самоуправления, не учитывать которые мы не можем, если руководствоваться статьей 1 Ф3-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Сделайте подборку муниципальных правовых актов (по своему месту жительства), характеризующих деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц по оказанию юридической помощи гражданам.

Ответ:

В целом обеспечение доступа к бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[20], Закона Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области»[21], постановлений Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области»[22] и от 26.09.2012 № 461-ПП «О материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи гражданам в труднодоступных и малонаселенных местностях Мурманской области»[23].

Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлены десять категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Законом Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» такое право предоставлено еще шести категориям граждан. По состоянию на 1 января 2018 года право на получение бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области в соответствии с законодательством имеют порядка 124 тысяч граждан. Граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, независимо от их места проживания или регистрации на территории Мурманской области, имеют право обратиться к любому из адвокатов, включенных в список.

4. Юридическая помощь органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях не включает видов помощи, связанных с уголовным судопроизводством, представительство и защиту в иностранных государствах. Почему? Ответ аргументируйте.

Ответ:

По моему мнению, юридическая помощь органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях не включает видов помощи, связанных с уголовным судопроизводством, представительство и защиту в иностранных государствах, потому что оказание подобной помощи может вступать в конфликт с интересами отдельных органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, чьи действия могу оспариваться в суде. Кроме того, представительство и защита в иностранных государствах не является функцией органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях. Поэтому данные виды юридической помощи не оказываются.

5. Привести примеры (5-6) правового информирования и правового консультирования органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Ответ:

1. 3 мая 2017 года ученикам 5 классов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Гимназии № 498 Невского района г. Санкт-Петербурга юрисконсультом правовой группы по Невскому району г. СПб майором внутренней службы Зориной Н.Ю. с использованием слайд презентации разъяснены правила безопасного поведения «Пятерка безопасности МВД», которые помогут ребятам защитить себя от преступных посягательств.

2. В рамках Всемирного дня ребенка сотрудники районного ОМВД г. Санкт-Петербурга провели урок правового информирования в школе № 412.

Перед школьниками выступил старший юрисконсульт правовой группы майор внутренней службы Ольга Ковпак, которая напомнила ребятам их права и обязанности, рассказала о мерах уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений. Обсудили вопросы табакокурения, алкоголизма и наркомании. Отдельно остановились на теме заведомо ложном сообщении об акте терроризма, которое влечет за собой уголовную ответственность. Также юрисконсульт провела тематическую викторину «Подросток и закон».

3. 21 апреля 2017 года в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Гимназии № 498 Невского района г. Санкт-Петербурга с учениками 4 классов юрисконсультом правовой группы УМВД России по Невскому району г.СПб майором внутренней службы Зориной Н.Ю. проведена беседа о безопасном поведении на улице и подведены итоги «Правовой викторины», победителям набравшим в викторине наилучший результат ученице 4 «А» класса Фоминой Лилии, ученице 4 «Б» класса Блинковой Милане, ученице 4 «В» класса Гудковой Маргарите от руководства УМВД России по Невскому району г.СПб вручены грамоты и подарки.

4. 24 апреля 2017 года воспитанникам Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 90 Невского района г. Санкт-Петербурга майором внутренней службы Зориной Н.Ю., юрисконсультом правовой группы УМВД России по Невскому району г. СПб, с использованием слайд презентации разъяснены «Правила Дорожного Движения», особое внимание уделено правильному переходу проезжей части пешеходами и велосипедистами.

5. 9 июня 2017 года в целях профилактики молодежного экстремизма, студентам Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Невский машиностроительный техникум» майором внутренней службы Н.Ю. Зориной, юрисконсультом правовой группы УМВД России по Невскому району г. СПб, совместно с Т.В. Бутовой, специалистом по социальной работе с молодежью Санкт-Петербургского Подросткового центра «Невский», проведена беседа на тему «Экстремизму нет!». В рамках беседы было раскрыто понятие экстремизма, юридическое определение того, какие действия в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №114 «О противодействии экстремистской деятельности», считаются экстремистскими, было разъяснено с какого возраста в России наступает административная и уголовная ответственность за экстремистские проявления. Ребят заинтересовала указанная тема, полученные знания и видеоматериал беседы они планируют использовать в видеопроекте для участия во Всероссийском фестивале социальных роликов «Я против экстремизма!».

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: