Уголовная ответственность

    Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящие в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов[7].  

    Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные, смежные и дополнительные.

    Специальные составы сформулированы в отдельной главе УК РФ – Глава 26. Экологические преступления[8], а также и ряд составов сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса.

    Смежными составами преступлений в области природопользования и окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка, такие как: регистрация незаконных сделок с землей – ст. 170; нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ – ст. 216, и другие.

    К дополнительным составам экологических преступлений относится ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

    Субъективная сторона составов экологического преступления выражается в форме косвенного умысла.

Конституционная ответственность.

    Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральным закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

    Согласно статье 3.1. Закона[9] - органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

    В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

    В определенных указанным Федеральным законом случаях Президент России выносит предупреждение, отрешение от должности, временно отстранить от исполнения обязанностей.

    Согласно ст. 70 Закона[10] - органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

    Конституционная ответственность наступает в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Гражданско-правовая ответственность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: