Анализ, тенденции развития и перспективы страхового рынка в России

 

В настоящее время страхование занимает скромное, но уже вполне сформированное и заметное место в структуре российской экономики. Так, доля страхования в валовом внутреннем продукте возросла с 2,4% в 2000 г. до 3,2% в 2003 г. (таблица 2).

 

Таблица 2 – Роль страхования в экономике России

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Население России, млн. чел. 145,6 144,8 145,2 143,1
ВВП, млрд. руб. 7305,6 8943,6 10 834,2 13 304,6
Страховые взносы, млрд. руб. 171,0 276,6 300,4 432,4
Страховые выплаты, млрд. руб. 119,8 171,8 231,6 284,5
Доля страхования в ВВП, % 2,4 3,1 2,8 3,2
Количество договоров страхования (без учета ОМС), млн. ед. 49,5 51,0 44,3 -
Количество страховых компаний, шт. 1537 1272 1408 1397
Средняя страховая премия на чел., руб. 1180 1912 2069 2978
Средняя страховая премия на договор страхования, руб. 3454 5424 6781 -
Средняя страховая премия на страховую компанию, тыс. руб. 134 530 204 889 207 172 309 520
Страховые взносы без страхования жизни и ОМС, млрд. руб. 62,8 99,3 137,5 209,4
Доля страхования в ВВП (без страхования жизни и ОМС), % 0,9 1,1 1,3 1,6
Средняя страховая премия на чел. без учета страхования жизни и ОМС, руб. 431 686 947 1463

1 По данным ФССН Министерства финансов РФ

 

Цифры, приведенные без учета страхования и ОМС, следует считать более приближенными к реальности, так как данные виды страхования в основном используются в качестве различных «налогосберегающих схем» и имеют лишь отдаленное отношение к рынку реального страхования.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, страхование в России развивается довольно медленно и по-прежнему очень сильно отстает от рынка страховых услуг ЕС. Динамика страховых выплат и премий за период 1993-2004 гг. представлена в таблицах 3 и 4 соответственно1.

 

Таблица 3 – Размер страховых выплат по РФ в 1993-2003 гг., млрд. руб.

Годы Выплаты всего Личное страхование Страхование имущества Страхование ответственности Обязательное страхование Страхование финансовых рисков
1993 0,6 0,2 0,2 0,1 0,1 0,0
1994 3,8 2,3 0,4 0,1 1,0 0,0
1995 10,8 5,7 0,9 0,1 4,0 0,1
1996 12,2 5,2 1,0 0,1 5,8 0,1
1997 13,7 5,6 1,2 0,2 6,7 0,0
1998 19,3 9,1 1,7 0,2 8,2 0,1
1999 46,2 24,9 4,6 0,3 13,1 3,3
2000 138,6 102,6 5,9 0,7 29,0 0,4
2001 171,8 125,1 8,6 0,9 37,2 0,0
2002 231,6 156,0 14,7 1,8 59,1 0,0
2003 284,5 182,2 23,5 2,4 76,4 0,0
2004 307,6 157,4 32,5 1,2 116,5 0,0

 

Таблица 4 – Объем страховых премий по РФ в 1993-2004 гг., млрд. руб.

Годы Премии всего Личное страхование Страхование имущества Страхование ответственности Обязательное страхование Страхование финансовых рисков
1993 1,3 0,5 0,4 0,2 0,1 0,1
1994 8,0 4,5 1,4 0,3 1,7 0,1
1995 21,9 11,6 3,6 0,4 6,2 0,1
1996 27,4 10,1 5,5 0,6 11,1 0,1
1997 34,2 11,8 8,1 1,1 13,1 0,1
1998 42,0 17,2 8,8 1,4 14,5 0,1
1999 96,6 44,4 26,1 4,5 21,5 0,1
2000 170,1 94,9 37,0 6,6 31,4 0,2
2001 276,6 171,0 56,1 9,2 40,2 0,1
2002 300,4 136,1 90,1 12,2 62,0 0,0
2003 432,4 190,9 125,7 12,9 102,9 0,0
2004 471,6 155,1 153,1 12,9 151,2 0,0

1 По данным Российского статистического ежегодника и ФССН Минфина РФ.

Итоги и тенденции развития страхового рынка в 2006 г.

 

Следуя традиции в конце каждого года подводить итоги, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) провели исследование «Страхователь 2006: прогноз потребительских диспозиций». По сравнению с прошлым годом популярность видов страхования практически не изменилась (таблица 5).

 

Таблица 5 – Потребление страховых услуг взрослым населением в 2005 г.

Вид страхования Потребление страховых услуг, % опрошенных
ОСАГО 15,9
Страхование имущества – квартиры 5,2
КАСКО 4,6
Страхование имущества – дачи 2,3
Страхование детей от несчастных случаев 1,3
Страхование себя от несчастных случаев 1,1
Добровольное медицинское страхование 1+0
Страхование собственной жизни 0,9
Накопительное страхование детей к совершеннолетию 0,5
Страхование в поездках 0,4
Не покупал/ не продлевал 75,5

 

Из общего числа россиян, воспользовавшихся страховыми услугами компаний в 2005 г. (26,7 млн. чел.), полисы ОСАГО приобрели 12,3 млн.(11,2%), остальные 14,4 млн. (13,2%) пользовались также и добровольными видами страхования. Если посмотреть на складывающуюся картину в целом, то из всех проданных полисов на долю ОСАГО пришлось 64%. Второе место занимает страхование квартир – 21,4%, а третье – автострахование КАСКО (16,8%). Одинаковый процент – 9,4% - у страхования загородных строений и страхования от несчастных случаев (из них 4% приходится на страхование от НС (взрослые), а 5,4% - страхование детей от НС). Полисы добровольного медицинского страхования приобрели 4,1% страхователей, а доля страхования жизни составила всего 3,8%.

По данным ФССН, на 1 января 2007 года в государственном реестре страховщиков значилось 918 компаний, включая перестраховочные организации. За 2006 год о проделанной работе отчитались 886 страховщиков, из которых 780 являлись универсальными страховщиками и 106 - специализированными, в том числе 56 компаний занимались только обязательным медицинским страхованием и 50 компаний - исключительно личным страхованием, включая страхование жизни.

Итоги развития страхового рынка за 2006 можно оценить как весьма позитивные. Объем совокупных страховых премий вырос на 22,7% по сравнению с 2005 годом, объем страховых выплат - на 25,8%. При этом соответствующие показатели прироста 2005 г. по сравнению с 2004 г. составляли 4% и (-10,8%) соответственно.

Таблица 6 – Страховые премии, млрд. руб.

Виды страхования 2006 Прирост 2005
Страховая премия, всего 602,1 23% 490,1
Добровольное страхование 337,1 16% 291,1
страхование жизни 16,0 -37% 25,3
иное, чем жизнь 321,1 21% 265,8
личное страхование 76,8 20% 64,0
имущества 227,9 23% 185,6
ответственности 16,3 1% 16,2
Обязательное страхование, в т.ч. 265,1 33% 199,5
ОСАГО 63,9 19% 53,7
ОМС 195,4 39% 140,7

 

Рост различных видов страхования был неравномерен. По этой причине удельный вес премии по видам страхования в общем объеме рынка увеличился:

· по личному страхованию — с 14,1% в 2004 году до 18,9% в 2006 году,

· по страхованию имущества — с 40,9% до 56%,

· по добровольному страхованию ответственности — с 3,3% до 4%,

· ОСАГО — 13,1% до 15,7%.

Удельный вес премии по страхованию жизни в общем объеме рынка сократился с 27,3% до 3,9% за тот же период.

Увеличение темпов роста рынка связано, главным образом, со следующими факторами:

· рост объемов обязательного страхования (прежде всего, ОСАГО и обязательное медицинское страхование);

· рынок страхования имущества уже на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильный темп роста на уровне 22%.

· уверенное поступательное развитие реальных, не "схемных" видов добровольного страхования, в том числе, страхования жизни.

По сравнению с 2005 годом незначительно изменилось соотношение добровольных и обязательных видов страхования в сторону увеличения доли последних. Структура премий по добровольному страхованию за 2006 год изменилась незначительно: на 4 процентных пункта упала доля страхования жизни и на такую величину выросла доля страхования имущества. Изменилась также структура премий по обязательному страхованию: выросла доля ОМС (74% против 70%) и соответственно, снизилась доля сборов по ОСАГО (24% против 27%).

Изменилось долевое соотношение видов добровольного страхования в страховых выплатах:

· по страхованию имущества доля выплат в структуре добровольного страхования увеличилась с 42% за 2005 год до 52% в 2006 году,

· по страхованию жизни доля страховых выплат сократилась — с 23% до 13%.

Таблица 7-Страховые выплаты, млрд. руб.

Виды страхования 2006 Прирост 2005
Страховые выплаты, всего 345,2 26% 274,5
Добровольное страхование 124,5 13% 110,3
страхование жизни 16,6 -34% 25,0
иное, чем жизнь 107,9 26% 85,3
личное страхование 41,9 9% 38,3
имущества 64,6 41% 45,9
ответственности 1,36 20% 1,14
Обязательное страхование, в т.ч. 220,8 34% 164,2
ОСАГО 33,3 21% 27,5
ОМС 183,2 38% 132,4

 

Темп прироста суммарного капитала сократился по сравнению с предыдущими годами, что является результатом взаимодействия двух процессов на страховом рынке:

· медленного изменения количества крупных страховщиков, обладающих уставными капиталами более 500 млн. руб. Уставные капиталы именно этих страховщиков составляют почти 70% в суммарном уставном капитале на страховом рынке;

· быстрого сокращения количества компаний с уставными капиталами до 120 млн. руб., чему способствовала политика очистки страхового рынка от страховщиков с недостаточной капитализацией и/или осуществляющих схемные операции, проводимая ФССН. В то же время был отмечен переход ряда страховщиков из групп с низким уровнем уставного капитала в более высокие. По этой причине число страховщиков, имеющих уставный капитал от 30 млн. руб. до 120 млн. руб. выросло незначительно.

Почти половина всех страховых сборов на рынке (кроме операций ОМС) приходится на крупных страховщиков федерального уровня, обладающих уставными капиталами более 1 млрд. руб. Самое большое количество страховщиков имеют уставные капиталы до 120 млн. руб., находясь фактически в "зоне риска". Именно эти страховщики в максимальной степени подвержены риску нехватки средств для оплаты уставного капитала, и именно они являются, в первую очередь, объектами покупки или поглощения со стороны других, более мощных в финансовом отношении страховщиков.

За 2006 год более всех, на 4 процентных пункта, увеличилась доля страховой премии тех страховщиков, которые имеют уставный капитал более 1 млрд. руб. Объемы бизнеса мелких страховщиков, уходящих с рынка и имеющих уставные капиталы до 30 млн. руб., наоборот, сократились с 2% до 1% в общем объеме страховых сборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: