Глава 3. Основные проблемы в созданных государственных корпорациях и пути их решения

1) Профиль большинства государственных корпораций, их целевые виды деятельности также затрудняют правительственный контроль над ними, так как подразумевается выполнение нестандартных, не имеющих аналогов проектов. Продвижение инноваций, возложенное на ряд корпораций, неизбежно означает высокую степень риска и неопределенности, и в этих условиях государственный контроль не может отличить «естественные» неудачные результаты инновационных экспериментов от результатов некомпетентного и недобросовестного управления.

2) Предусмотренные принятыми законами механизмы в основном не позволяют осуществлять эффективный контроль со стороны государства за степенью соответствия деятельности государственных корпораций установленным целям. В большинстве случаев отсутствуют необходимые для этого критерии и процедуры, что противоречит основным принципам реформы государственного управления и делает государственные корпорации слабо управляемыми.[14]

3) В имеющихся механизмах контроля со стороны учредителя (государства) за персональным составом руководящих органов государственных корпораций отсутствует единообразие, что делает эффективный контроль со стороны учредителя технически громоздким, а по мере роста количества государственных корпораций – практически невозможным.

4) Функции, выполняемые государственными корпорациями, могут и должны выполняться либо частными предпринимателями, либо федеральными министерствами, агентствами и службами, либо государственными учреждениями, либо коммерческими организациями, в капитале которых участвует государство.

5) К числу мер государственной политики, осуществление которых следует начать незамедлительно, должны быть:

- возвращение властных функций (нормотворческих, надзорных, контрольных, правоприменительных) от всех созданных государственных корпораций государству и фвный законодательный запрет на передачу им таких функций;

- установление единообразных правил формирования руководящих органов государственных корпораций и контроля за их деятельностью со стороны государства;

- разработка и реализация программы акционирования и последующей приватизации государственных корпораций.

В качестве «открывающихся возможностей» я выделю следующие:

(1) формирование новых субъектов выработки и реализации экономической политики, особенно применительно к развитию новых секторов экономики; формирование «площадок» для консолидации новых властных элит, заинтересованных в диверсификации и инновациях; персонификация ответственности;

(2) осуществление деятельности, ориентированной на долгосрочную перспективу, за счет автономности, меньшей зависимости от политической конъюнктуры, наличия «запаса» денежных ресурсов; реализация программно-целевого подхода при наличии возможностей гибкого использования ресурсов;

(3) отработка отдельных решений по возможным новым инструментам стимулирования экономического развития, развития частно-государственного партнерства (не только в реализации проектов, но и в определении приоритетов развития), реструктуризации государственного сектора экономики; проработка отдельных направлений совершенствования административной системы.[16]

Наиболее значимыми угрозами (с позиций обеспечения устойчивого долгосрочного экономического развития) мне представляются:

(1) снижение результативности (применительно к долгосрочным задачам) и эффективности деятельности госкорпораций, нерациональное расширение финансовых и имущественных обязательств государства по обеспечению их деятельности вследствие неразвитой системы представления интересов «стейкхолдеров», нечеткости стратегического места и роли конкретных госкорпораций, рисков «теневого» лоббирования интересов различных сторон, усиления ситуативности в принятии решений, «размывания» ответственности как между Правительством и госкорпорациями, так и наблюдательными советами и менеджментом в самих госкорпорациях, отсутствия у представителей государственных органов власти значимых мотиваций к принципиальному совершенствованию корпоративного управления в госкорпорациях;

(2) общее усиление консолидации ресурсов на поддержке развития крупного и сверхкрупного бизнеса (преимущественно государственного сектора экономики), распространение «перекрестного» взаимодействия госкорпораций;

(3) ухудшение бизнес-среды ввиду недостаточной предсказуемости деятельности госкорпораций, рисков нарушения условий для справедливой конкуренции, злоупотребления правами (полномочиями);

(4) расширение прямого государственного вмешательства в экономику и снижение его рациональности вследствие как расширения деятельности существующих госкорпораций за пределы «провалов рынка», так и возможного создания новых госкорпораций (особенно в приближении к новому избирательному циклу);

(5) «торможение» в развитии институциональной среды, пассивность (снижение активности) государственных органов в совершенствовании косвенных инструментов стимулирования социально-экономического развития.[16]

 

Заключение

Анализ правовой и экономической структуры государственных корпораций позволяет сделать следующие выводы.

Государственная корпорация – организационно правовая форма, позволяющая выводить значительное количество государственных активов в негосударственную собственность при слабом контроле государства – учредителя государственных корпораций – за использованием этих активов.

Созданные в России государственные корпорации глубоко различны как по истории своего возникновения, так и по своим задачам и функциям. Каждая из государственных корпораций – это инструмент разрешения противоречия между приоритетными задачами развития (диверсификация, переход к инновационному типу развития) и ограниченностью имеющихся в распоряжении государства механизмов для их решения, недостаточным качеством администрирования в отношении этих инструментов, системой государственного управления, ориентированной преимущественно на решение текущих и традиционных задач.

Созданные государственные корпорации можно рассматривать как отдельные прецеденты новых подходов к  созданию и расширению деятельности институтов развития,  повышению результативности реализации государственных программ и выполнения отдельных государственных функций,  трансформации отдельных органов государственной власти для комплексного решения стратегических задач,  расширению круга субъектов проведения долгосрочной государственной политики.

 Выбор государственной корпорации в качестве организационно-правовой формы в значительной мере определялся возможностями: (1) упрощения процессов реструктуризации и консолидации государственной собственности в отдельных секторах экономики, (2) принципиального повышения гибкости в использовании финансовых средств, определении направлений возможных вложений, финансировании реализации долгосрочных программ, (3) проведения селективной «подстройки» административной системы.

Наряду с этим весьма значимыми были фактор ограниченности времени и стремление преодолеть торможение в решении ряда ключевых задач. В этой связи создание государственных корпораций в 2007 году стало инструментом упреждающей (рамочной) «институциональной фиксации» отдельных приоритетов в проведении государственной политики, персонификации ответственности за решение приоритетных задач.

 

 Создание госкорпораций в 2007 году позволило сформировать некоторый упреждающий объем полномочий и возможностей (потенциал) для решения ряда стратегических задач социально-экономического развития России, однако в настоящее время принципиально важным становится вопрос о том, насколько рационально и эффективно этот потенциал будет реализован. Почти по каждой корпорации требуется дополнительный значительный политико-административный ресурс для развития системы корпоративного управления, снижения рисков «оппортунистического поведения» корпораций и искажающего воздействия с их стороны на развитие рыночной экономики.

Хотя по отдельным госкорпорациям уже заметен прогресс как в решении возложенных на них задач, так и в совершенствовании управления, но в целом высокий статус и ресурсные возможности созданных госкорпораций пока не сбалансированы полнотой, четкостью и прозрачностью институциональных условий их деятельности, в этой связи общий баланс преимуществ и недостатков в настоящее время скорее отрицательный: проблемы уже заметны, а преимущества еще надо реализовать.

Подводя итоги проделанной работы, следует еще раз подчеркнуть несомненную полезность государственных корпораций для России в период перехода к рынку, т.к. имея т существенные и порой чрезвычайно негативные черты, они между тем сочетают в себе и т необходимое для становления российской экономики. Вообще же, государственные корпорации промышленно развитых стран, а также “новых индустриальных стран” являются важной частью экономики.

В целом государственные корпорации — это достаточно сложный и постоянно развивающийся случай в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и контроля.

 

 

              

Список использованной литературы.

1. Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы – прорыв к модернизации страны. – М.: ЦИСН, 2001.

2. Зубаревич Н. Зоны влияния крупных корпораций в российских регионах. – М., 2004

3.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с анг. – СПб: ПИТЕР КОМ, 1999.

4. Балацкий Е.В. Особенности российской модели управления государственным сектором // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2.

5. Национальная промышленная политика конкурентоспособности: опыт Запада в интересах России. М., 2006

6. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 2006

 7.Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти влияния. –М.:ИНФРВА-М. 2002

8.Глущенко Е.В. и др. Теория управления: Учебный курс –М., 2002.

9.Десслер Гари Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов /Пер. с анг.- М.:БИНОМ, 1997.

10.Дойников И.В. Государственное предпринимательство. Учебник для вузов. – М.:ПРИОР, 2000.

11.Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, экономике и биз­несе, в обществе и мировоззрении. – М.. 1994.

12.Корпоративное право. Учебное пособие для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

13. Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 2007

14.  Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2006

15.Багиев Г.Л. Семененко А.И. Оценка и прогнозирование эффективности предпринимательства транснациональных корпораций. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.

16.Кузнецов В.П. Современные корпорации: проблемы формирования и развития. МОНОГРАФИЯ -Нижний Новгород ВГИПА, 2003

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: