Прокомментируйте мысль Б.Спинозы, что материя, природа, является причиной самой себя

  Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Необходимость причин и следствий проистекающих из внутренних законов единой субстанции – единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами т.е. неотъемлемыми свойствами – протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. И те и другие суть только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и не имеет конца – значит любить Бога. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

  Б. Спиноза отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм (монизм при сохранении основных его воззрений – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа) Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Б Спиноза также говорил, что «под причиною самого себя  я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представляема не иначе как существующею. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. Итак должно признать, что существование субстанции так же как и ее сущность есть вечная истина».

  В своем определении природы как единственной основы или субстанции вечное бытие которой вытекает из ее сущности. Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. 

 

В.И. Ленину принадлежат слова, что электрон также неисчерпаем как и атом. В связи с чем он сделал такой вывод?

 

  Ленинское определение материи сыграло в свое время и сохранило до наших дней важное мировоззренческое и методологическое значение. Оно указывает на недопустимость отождествления конкретного научного и философского понимания материи, сведения материи как таковой к отдельным ее видам или свойствам. Мышление же ученых все еще находилось в плену механических традиций. Революция в естествознании когда пришло открытие, что атом делим, потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам в частности к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Идеалистические спекуляции на трудностях познания в области микромира получили название «кризиса современной физики». К кризису ученых привело метафизическое мышление отождествление философского принципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неделимости, неразрушимости атомов. С открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон также неисчерпаем как и атом, материя бесконечна – этими словами Ленин подчеркивал, что мысль ученых физиков не должна быть застывшей и ученый не должен смущаться найденным или кажущимися противоречиями в строении материи так как в противном случае невозможно было преодолеть «кризиса современной физики».

 

Список используемой литературы:

1. Философия: под общей редакцией Я.С. Яскевич. - учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Минск «РИВШ» 2006.

2. Философия: под общей редакцией профессора Ю.А. Харина. 9 – е издание Минск «ТетраСистемс» 2008.

3. Философия: курс интенсивной подготовки. / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – 3-е издание Минск: «ТетраСистемс» 2010.-320 с.

4. Философия: учебное пособие / В.Н. Калмыков. – 3-е издание., исправленное и дополненное Минск «Высшая школа»., 2010.

5. Основы философии: Яскевич Я.С., Вязовкин В.С., Гафаров Х.С. / Минск «Высшая школа». 2006.

6. В.И. Ленин., / Полное собрание сочинений - том 18, «Материализм и эмпириокритицизм». Москва 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: