Основные направления бюджетной политики на перспективу

В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2020 г. и др. документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политики в 2011-2013 гг.»

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также создание условий для активизации модернизации экономики в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15 % в 2010 г. и более 25 % в 2013 г. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 г. до уровня 4,5-5,5 % положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8 % годовых.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политики в 2011-2013 гг. ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. В ближайшее время для реализации поставленной задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе РФ до 2008 г. величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно – долгового финансирования) в размере не более 1 % ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – 4,7 % ВВП.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ основными целями бюджетной политики в 2011-2013 гг. являются:

· использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

· разработка и внедрение инструментов поддержи инноваций;

· обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

· повышение качества человеческого капитала;

· повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

· реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановления стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств РФ.

Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлена на восстановление социальной справедливости, а дальше на решение проблемы бедности старшего поколения, что, накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.

Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранения, физическую культуру и спорт. В соответствии с законопроектом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» с 2013 г. прилагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранении, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, за счет средств бюджета фонда медицинского страхования.

Продолжится реализация федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение вопросов по обеспечению необходимой медицинской помощи или лекарственными средствами населения РФ и реализацию приоритетного национального проекта «Здоровья».

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики объем финансирования образования позволяет обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на их уровнях. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30 %. Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

Среди приоритетов бюджетной политики – обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка страны, создание в РФ эффективной военной организации, рациональной по структуре, составу и численности, обладающей высоким уровнем профессионализма и подготовки личного состава, прочной материально-технической социальной базой, оснащенной современными образцами сооружения и военной техники, готовой и способной гарантированно обеспечить военную внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. осуществляется на основе следующих приоритетов:

· безусловного исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социональных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

· обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ для дальнейшего развития пенсионной системы;

· индексация в 2011 г. денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (з\п) судей и прокурорских работников;

· обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

· обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечение постоянным и служебным жильем военных;

· обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;

· постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, в повышении её энергетической эффективности, в том числе инновационных проектов и важнейших научных разработках;

· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани, саммита АТЭС в г.Владивостоке в 2012 г.). При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующие подходы:

1. концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнении отдельных расходных обязательств, пересмотром сроков решения поставленных задач оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей;

2. рассмотрение вопросов финансового обеспечения реализации Указа Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 гг.;

3. определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в 2011 г. на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011., фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 г., и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 г.;

4. сохранение в 2011-2013 гг. действующих в текущем году условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих с сокращением численности федеральных государственных служащих в течение 2011-2013 гг. на 20% и сохранением 50% расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов государственной власти;

5. неувеличения в 2011-2013 гг. по сравнению с 2010 г. расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов;

6. продление до 2014 г. приостановки действия нормативных правовых актов об увеличении численности работников федеральных государственных органов, ранее приостановленных на текущий год, в том числе Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета при прокуратуре РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, МЧС России.

В целях повышения ответственности региональных властей за эффективное использование финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с субъектами РФ, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: