Патристика и схоластика

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья была патристика. Патристика (от лат. pater – отец) – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (северная африка) Августин Блаженный (354 – 430), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а так же на многих более поздних представителей философского творчества.

Для Августина (истинная философия и истинная религия – одно и тоже). Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежности христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» - духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе».

Августин решает две важнейшие проблемы: динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. О бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления.

Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецелом зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова была основная задача схоластики. Одним наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26 – 1274). Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последним было преобразовано им таким образом, что бы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличии от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при её появлении мы говорим, что нечто возникло, а при её исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определённых качеств, а не бытия вещей. Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающееся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определённость вещи; сюда относятся не органические стихии и минералы.

На следующей ступени форма предстаёт как конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем            

«растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения.

Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. Наконец, на четвёртой ступени форма предстаёт уже ни как организующий принцип материи, а сама по себе, не зависимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворённых сущих. Не будучи связанные с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. По этому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего».

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счёте индивидуумы. Это своеобразный персонализм составляет специфику средневекового естествознания, предмет которого – действие индивидуальных «скрытых сущностей» - «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворённых сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

 

Список литературы:       

 

1) Философия:Учебник./ Спиркин А.Г. - М.: Гардарики, 1999.

2) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч1/Под общей ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

3) Философия:Учебник./Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: