Глава 4.Дедуктивные умозаключения

Упр.3.9

Используя условную посылку, постройте умозаключение: а)по утверждающему, б)по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…,то…»).

Кто вино любит, сам себя губит.

Ответ: Запишем с помощью логического союза «если…,то…»: Если кто вино любит(p), то сам себя губит(q).

Построим умозаключение по утверждающему модусу: Если кто вино любит(p)

                                                                                                    то сам себя губит(q)

                                                                                                     кто-то любит вино (p)

                                                                                                    он сам себя губит(q)

Схема: p→q,p

              q

Построим умозаключение по отрицающему модусу: Если кто любит вино(p)

                                                                                               То он сам себя губит(q)

                                                                                                Он сам себя не губит (не-q)

                                                                                               Неверно,что кто то любит вино (не-p)

Схема: p→q,  q

             ┐ p

Упр.5.9

Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.

Если лицо виновно в совершении преступления, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. П. не виновен в совершении преступления.

Ответ: Если лицо виновно в совершении преступления(p), то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию.(q Λ r) П. не виновен в совершении преступления(┐p). Следовательно, П. не подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. ┐ (q Λ r)

Схема: (q Λ r) Ξ p,p

            ┐ (q Λ r)

Заключение получено по неправильному модусу – от отрицания основания до отрицания следствия.Но так как большая посылка является эквивалентным суждением, вывод следует с необходимостью.

Упр.7.9

Используя разделительную посылку, устройте умозаключение: а)по утверждающе- отрицающему модусу, б)по отрицающе-утверждающему модусу; опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Подстрекатель мог склонить Г. к совершению преступления путем уговора, подкупа, угроз или иным способом.

Ответ: Подстрекатель мог склонить Г. к совершению преступления путем уговора(p), подкупа(e), угроз (r) или иным способом(q).

Утверждение по утверждающе - отрицающему модусу:

Подстрекатель мог склонить Г. к совершению преступления путем уговора(p), подкупа(e), угроз (r).Следовательно, неверно,что он использовал иной способ(┐q).

Схема: p e r  V q, p e r  - заключение следует с необходимостью

                ┐ q

Утверждение по отрицательно – утверждающему модусу:

 Подстрекатель не мог склонить Г. к совершению преступления путем уговора (┐p),подкупа(┐e),угроз (┐r).Следовательно, он склонил Г. к совершению преступления иным способом (q).

Схема: <p e r V q>,per – заключение следует с необходимостью

                         q

Упр.8.9

Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно – категорического умозаключения.

В одном из номеров газеты «Известия» сообщалось о любопытном случае, происшедшем на складе одного из магазинов Саратова.

На складе внезапно начался пожар.Как утверждали продавцы, ничего особо огнеопасного на складе не было. Электропроводка, как показала тщательная проверка, оказалась исправной. В склад никто не входил не только с горящей папиросой,но даже со спичной в кармане.

Изучили список товаров, хранящихся на складе. Оказалось, наряду с другими товарами там хранился ящик с бумажными пистонами для детских хлопушек. Но как моги загореться пистоны? Возникла версия: искра могла возникнуть от трения мышиных зубов о взрывчатую начинку пистонов.Решили проверить. Отловили мышей, «нагуляли» им аппетит, затем подпустили к коробке с пистонами. Проголодавшиеся мыши стали грызть пистоны, в которых, как оказалось, их привлек клей, склеивавший полоски бумаги с положенными между ними крупицами зарядов.

Ответ: В ходе расследования причин пожара на складе возникли версии, что пожар мог возникнуть из-за нахождения огнеопасных предметов на складе(p), (или) неисправности электропроводки (r), (или)горящей папиросы/спички (e),(или) мышей грызших пистоны, из-за чего возникала искра(q).

Отрицающе - утверждающий модус разделительно- категорического умозаключения:

Пожар мог возникнуть от огнеоп.предметов(p),электропроводки(r),папиросы(e) или мышей(q)

Пожар возник не от огнеоп.предметов(не-p),электропроводки(не-r),папиросы(не-e)__________                   

Пожар возник из-за мышей(q)

 

Схема:

<p r e V q>,┐ p ┐ r ┐ e – заключение следует с необходимостью

            q

Соблюдено правило, что в большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения- дизъюнкты,т.е. большая посылка в данном случае является полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: