Практическое задание 2

 Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды

 

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

 

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

 Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

при Мi вод <= Мнi вод;

где i – вид загрязняющего вещества (i=1,2,3,…,n);

Пн вод – плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб);

Снi вод – ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб);

Мi вод – фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод – предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).

Снi вод = Нбнi вод * Кэ вод,

где Нбнi вод – базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб);

Кэ вод – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта, Кэ вод = 1.18.

 

Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

при Мнi вод < Мi вод <= Млi вод,

 

где i – вид загрязняющего вещества (i=1,2,3,…,n);

Пл вод – плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi вод – ставка платы за сброс 1тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб);

Мi вод – фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод – предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi вод – выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод * Кэ вод,

 

где Нблi вод – базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб);

Кэ вод – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.

 

Плата за сверхлимитных сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратных повышающий коэффициент.

при Мi вод > Млi вод,

 

где i – вид загрязняющего вещества (i=1,2,3,…,n);

Псл вод – плата за сверхлимитный сброс загрязняющих (руб);

Слi вод – ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб);

Мi вод – фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi вод – масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод * Кэ вод.

где Нблi вод – базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб);

Кэ вод – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.

 

Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов он определяется по формуле:

Пвод = Пн вод + Пл вод + Псл вод.

 

Пвод ник = 0.02*27548*1.3*1.18 = 845.17 р.

 

Пвод цинк = 0.02*27548*1.3*1.18 = 845,17 р.

 

Пвод жел = (0.1*55096*1.3*1.18) + ((0.22 – 0.1)*5*1.3*1.18*55096) +    

((0.31 – 0.22)*25*1.3*1.18*55096) = 249 325.93 р.

 

Пвод фтор = (0.6*368*1.3*1.18) + ((0.9 – 0.6)*5*368*1.3*1.18)

+((1.6 –0.9)*25*368*1.3*1.18) = 11 064.44 р.

Пвод = 262 080.71 р.

 

 

 

Заключение

 

Человеческое общество как подсистема биосферы всецело зависит от благополучия системы в целом. Другими словами, глобальное нарушение экологического равновесия, переход био­сферы в иное качественное состояние означали бы для челове­чества катастрофу. Социальные механизмы могутее отдалить или приблизить, но не ликвидировать. Поэтому перед человече­ством возникает настоятельная необходимость поддержать эко­логическое равновесие, которое, во-первых, жизненно необхо­димо человечеству и, во-вторых, представляет собою эколого-экономический фундамент развития общества.

Необходимость устойчивого развития — объективная реальность со­временной эпохи. Главная идея Концепции устойчивого развития — обес­печить гармоничное сочетание социально-экономических и экологичес­ких приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-эко­номическое развитие общества должно быть введено в экологически бе­зопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Наиболее важный уровень – локальный. Конкретные действия в области экологической безопасности, предпринимаемые на уровне отдельных субъектов экономики, предопределяют возможность решения задач на региональных и глобальном уровнях.

Контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недоста­точно, и это становится опасным для сохранения системы «об­щество – природа». Все более отчетливо проявляется необходимость для со­временного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество струк­турно включено как часть в целое.

Важное качество рынка состоит в его возможности обес­печить наилучшее использование различных ресурсов благода­ря ценовым сигналам об их дефицитности. Деградация окружа­ющей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное заг­рязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на "экологических" рынках, часто дают иска­женную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды ис­пользования экологических ресурсов.

Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет нарастать в дальнейшем. В частности, государство на ос­нове прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналии) к социально оптимальному уровню выпуска про­дукции, реализуя интересы общества.

Существенна роль госу­дарства в установлении различного рода нормативов, стандар­тов в охране окружающей среды, особенно для особо опасных для природы и здоровья человека веществ. Государству принад­лежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения экологических проблем, структурной перестройке эко­номики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий.

Будущее за разумным сочетанием, ба­лансом государственного и рыночного подходов, за смешанным подходом в зависимости от экологической ситуации, осо­бенностей экономики.

Проблемы отношения к природе сливаются с проблемами ради­кального преобразования общества в направлении обеспечения все более полной гармонии людей, как в организации своей соб­ственной жизни, так и в развитии отношений с природой.

Стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.

Менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики. Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.

Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.

Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента определяются разнообразными потенциальными преимуществами и дополнительными возможностями, связанными с подобной деятельностью.

Предотвращение и сокращение воздействия на окружающую среду не просто выгодны, а необходимы всем, начиная от населения, проживающего вблизи промплощадки, и заканчивая международной общественностью. Государство считает сокращение воздействия одним из приоритетных направлений экологической политики.

 

 

Список литературы:

1. Аникеев В.В. Экологические ориентиры стратегии устойчивого развития России. // Устойчивое развитие. Наука и практика. – 2002. - № 1. – с.101-114

2. Бобылев С.Н.. Экономическое развитие и экологические ограничения для России. – Бюллетень Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию». – 2004. - № 26. – с.5-7

3. Осипов В.И. Реформа глазами эколога. Вестник Российской академии наук, 2003, том 73, № 12, с. 1064.

4. Статистический сборник «Основные показатели охраны окружающей среды РФ» // Федеральная служба государственной статистики. – 2005. – 103с.

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. Проф. Э.А. Арустамова – 2.е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. - 678 с.

6. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учебное пособие. – Москва: ЗАО «Книга-сервис», 2003 г.

 

 

Приложение

Задание 1

Проведите экономическую оценку ущерба от загрязнения водоемов сбросами вредных веществ в регионе за три года, если известно, что на территории рассматриваемого региона находятся следующие водные объекты: Волга (исток – г.Н.Новгород). Выясните, как изменяется величина экономической оценки ущерба от загрязнения водоемов.

 

Исходные данные для расчета

Вариант 20

Наименование

загрязняющего вещества

Объемы сбросов по годам, тыс.т

2001 г. 2002 г. 2003 г.
Железо, марганец 240 230 180
БПК полн. 310 365 380
Нефть и нефтепродукты 390 270 190
Фосфор 210 180 110

Коэффициент  принять равным 1,2.

 

Задание 2

Рассчитайте плату за сбросы вредных веществ в водные объекты.

Исходные данные для расчета

Загряз

няющие веще

ства

Установлены,т

Базовый норматив платы, руб./т

Фактический сброс, т

(по вариантам)

ПДС Лимит (ВСС) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Никель 0,02   27548 0,01 0,01 0,02 0,01 0,02 0,01 0,01 0,01 0,03 0,02
Цинк 0,01   27548 0,03 0,1 0,01 0,18 0,01 0,16 0,18 0,01 0,01 0,02
Железо 0,1 0,22 55096 0,42 0,33 0,16 0,21 0,39 0,24 0,21 0,24 0,36 0,31
Фтор 0,6 0,9 368 1,3 1,5 2,2 1,2 1,27 1,3 1,2 1,27 1,7 1,6

При расчетах к базовому нормативу платы необходимо применить коэффициент индексации Ки, который с 1.01.06 равен 1,3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: