Раскройте содержание методологии позитивизма О.Конта

Родоначальник позитивизма - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857)- работал секретарем известного специалиста-утописта К.А. Сен-Симона, одного из первых идеологов индустриализма. Термины "позитивизм", "позитивный", введенные им в научный оборот, были выбраны Контом, поскольку в основных европейских языках они имеют смысл, связанный с реальностью, подлинностью, полезностью, точностью. Эти качества наиболее ценны и значимы в новой индустриальной цивилизации. От французских философов- просветителей XVIII в. Конт воспринял представление о прогрессе человеческого разума как основе исторического развития. При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнимо не достаточно влиятельны. Но начиная с 60-х годов XIX в. Энтузиазм к позитивизму как философской доктрине возрос. В особенности принципиальное значение имела апелляция позитивизма к серьезному положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Появилась позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).

Конт сформулировал "закон трех стадий"- основной в развитии человеческого разума. На теологической стадии человек мыслит явления как результат прямого действия сверхъестественных сил. На метафизической стадиии явления объясняются действием абстрактных сущностей и идей. На позитивной стадии человеческий разум не стремиться обнаружить за явлениями некие скрытые сущности. Он открывает на основе наблюдений, экспериментов и их обобщений реальные законы - устойчивые связи между явлениями и фактами.

Смена стадий в развитии мышления влечет смену духовной и политической элит общества: на теологической- власть принадлежит жрецам и аристократам; на метафизической- господствует военно - юридическая элита; на позитивной- власть должна перейти к ученым, инженерам и предпринимателям. Конт считал, что позитивное общество- окончательная и высшая стадия социального развития. Мирная эволюция такого общества будет продолжаться бесконечно.

Важнейшая роль в пропаганде позитивного общества отводилась новой науке- социологии. Конта обычно называют "отцом социологии". Социология помогает выработать политическую программу по перестройке общества на научных, позитивных основаниях. Их всего наследия Конта наиболее интересно его учение о науке и научном методе. Конт полагал, что научное знание - высшая форма человеческого знания. Старую классическую философию он пренебрежительно называл "метафизикой" и не видел в ней нужды. Задача новой, "позитивной" философии- изучать методы научного познания и на основе синтеза достижений различных наук давать общую научную картину мира. Огромное влияние на обществоведение оказала контовская мысль объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно - научного знания.

Но многие идеи, ассоциирующиеся с именованием Конта, были практически выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Не считая того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические конфигурации до этого всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность. Последняя выразилась, в частности, в умозрительной природе его теории прогресса.

Социология Конта полна внутренних противоречий. Требуя реформ, основанных на положительном знании общества, он в то же время практически отвергал возможность вмешательства в ход исторического процесса. Его программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась консервативным публичным идеалом. По меткому замечанию Козера, Конт «разрывался меж двуедиными требованиями порядка и прогресса», стремясь сделать социальную науку «позитивной», утверждая, что и «в данной области можно придти к заключениям, столь же достоверным, как выводы геометрии» Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя воспринимать постулаты и догмы социологии без раздумий и анализа, верить в них, не допуская колебаний. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт часто утверждал, что положительная философия является только модификацией обыденного здравого смысла. Тем самым наука лишалась собственного существеннейшего свойства - антидогматизма.

 

Итак, для позитивистов характерна глубокая и нередко некритическая вера в науку и в ее постоянный прогресс. Идеалом познания у них выступают естественные науки, в основе которых лежит эмпирический метод- наблюдение и эксперимент. Метод естественных наук должен использоваться при изучении не только природы, но и общества. наука-единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни. Рациональное, основанное на научном подходе мышление-наилучшее средство решения проблем, стоящих перед человечеством. "Позитивность" мышления- это отказ от рассуждений, не основанных на опыте. Позитивисты- борцы с "метафизикой".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: