Как и сами конфликты функции конфликтов можно рассматривать с двух точек зрения – как положительные или отрицательные. К позитивным функциям конфликта относятся: конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. Образно говоря, конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты, обновляя существующие. Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. Конфликт многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу, то есть обладает инновационной функцией. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития. Конфликт имеет информативную функцию, так как способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. Позитивные функции конфликтов обусловливают и функциональные последствия их преодоления. Очерчивая приемлемый для всех сторон путь решения проблемы, к этому процессу впоследствии приобщается широкий круг людей, что позволяет выявить и устранить трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость, и вынужденность поступать против воли. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативные критерии оценки. Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем. Ещё одним негативным последствием конфликтных ситуация являются высокие материальные и эмоциональные затраты.
|
|
|
|
Заключение.
Таким образом, конфликт - это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.
Существует типология конфликтов, выделяющая различные виды конфликтов в зависимости от таких критериев как: способ возникновения, степень публичной объективации, последствия и др.
В структуру конфликта входят следующие элементы: конфликтующие стороны, зона разногласий, представление о ситуации, мотивы и действия.
В своем развитии конфликт проходит следующие стадии:
- предконфликтная ситуация;
- инцидент;
- эскалация;
- кульминация;
- завершение конфликта, которое может быть достигнуто конструктивными и деструктивными методами;
- постконфликтная ситуация.
Каждый конфликт влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия.
В целом, динамика самого возникшего конфликта вызывает особый интерес в социальной психологии, в которой традиционно феномены групповой динамики были одними из центральных социальных проблем исследования. Такой интерес объясняется неясной ролью социально-психологических механизмов в развитии конфликтов. Именно социальными психологами выясняется роль в динамике конфликта таких многочисленных механизмов, как: внушение, убеждение, психическое заражение, подражание, принуждение, идентификация, проекция и др.
В социальной психологии в большей степени разрабатывается не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды, причем по самым разным основаниям-критериям.
Большое значение в социальной психологии отводится вопросу о социально-психологических (личностных и групповых) факторах, способствующих и препятствующих конфликтному поведению субъектов.
Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего. Все это определило и новые перспективные направления исследований, от которых в ближайшем будущем следует ожидать новых интересных результатов.
|
|
Список используемой литературы.
1. Анцупов, А.Я Словарь конфликтолога/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 528с.
2. Вагин, И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов/И.О. Вагин. - СПб.: Питер, 2001. - 192 с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 533с.
4. Дружинин, В.В Введение в теорию конфликта/В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. - М.:Радио и связь, 1989. – 288с.
5. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов /К. Левин. - Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 408 с.
6. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак., 2003. – 672с.
7. Уткин, Э.А. Конфликтология/Э.А. Уткин. - М.: ЭКСМОС, 2002. – 380 с.
8. Зайцев А.К. Конфликт в труде // Социальный конфликт. – 2003. - №3.-
с. 3-12.
9. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №3. – с. 82-92.
10. Рязанов Н.К. К вопросу о сущности понятия «социальный конфликт» // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №1. – с. 4-17.
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/
[1] Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак., 2003. – 672с.
[2] Дружинин, В.В Введение в теорию конфликта/В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. - М.:Радио и связь, 1989. – 288с.
[3] Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 533с.
[4] Анцупов, А.Я Словарь конфликтолога/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 528с.
[5] Левин, К. Разрешение социальных конфликтов /К. Левин. - Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 408 с