Макс Вебер – апологет капитализма и бюрократии

Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

1. в области экономической организации — организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур;

2. в религии — развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью;

3.  в области права — вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов;

4. в политике — уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной;

5. в области морали — больший акцент на дисциплине и воспитании;

6. в науке — снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством;

7. в обществе в целом — распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.

Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской концепции капиталистического общества как «железной клетки», внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей, во всё большей степени подчиняется надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Подобно понятию отчужденияКарла Маркса рационализация предполагает отделение индивида от общины, семьи и церкви и его подчинение правовой, политической и экономической регуляции на производстве, в образовании и в жизни государства.

Возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни. Рационализируется образ мышления людей, так же как и способ, их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает, прежде всего, в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества. Наиболее чистым воплощением принципа рациональности Макс Вебер считал науку, правовое государство, базирующихся на рациональном взаимодействии интересов граждан и их подчинении закону.

Проанализировав веберовскую позицию, по данному вопросу у меня установилось определенное мнение. В целом с позицией Макса Вебера я согласна, но есть некоторые моменты, в которых у меня установилось противоположное мнение. Я считаю, что капиталистическое общество должно оказывать доверие своим гражданам, не должно помещать индивидуума в «железные клетки», лишая его религиозного смысла и нравственных ценностей. Но общество должно подчиняться надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции в степени, установленной законом, не нарушая права и свободы граждан.

 


 


Заключение

Идеи Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. М.Вебер — один из наиболее крупных социологов начала ХХ века. Некоторые его идеи формировались в полемике с марксизмом. К.Маркс в своих работах стремился понять общество как некоторую целостность, социальная теория М.Вебера исходит из индивида, из его субъективной осмысленности своих действий. Социология М.Вебера весьма поучительна и полезна для российского читателя, которое долгое время воспитывался под влиянием идей марксизма. Не всякую критику марксизма можно признать справедливой у Вебера, но социология  господства и этика ответственности могут многое объяснить как в нашей истории, так и в современной действительности. Многие социологические понятия по сей день широко используются в средствах массовой информации и в научной среде. Такое постоянство творчества М.Вебера говорит о фундаментальности и общезначимости его трудов.

 Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы социологией как науки об обществе и законах его развития.

 

 

Список использованной литературы

1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 372-420.

2. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. – 719 с.

3. Вебер М. Основные социологические понятия/Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,2007. С. 602-603, 625-626 и др.

4. Философия: Учебник/ А.Г. Спиркин — М.: Гардарики, 1999.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: