Стрессы, их виды и влияние на личность, на трудовой коллектив

Стресс - состояние индивида, который возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время. Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норме практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для лица, так и для организаций в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от образа жизни, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянного (или такого, что существует длительное время) значительного физического и морального нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которого ее нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого она потеряла психологическое равновесие (конфликта с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физического перегрузке организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы, не соответствующей квалификации. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственность за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса». Он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений, когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

Выводы

Самый важный фактор, обеспечивающий успех рабочего процесса - это хорошо организованный коллектив, поэтому подходить к проблеме становления благоприятной атмосферы в нём следует очень внимательно. Даже хорошая зарплата не удержит сотрудника, если в коллективе не будет благоприятного социально-психологического климата (СПК).

На атмосферу в коллективе влияет множество факторов.

Хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия, максимально комфортный и удобный график повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом. Напротив, постоянный шум и суматоха, плохая освещенность, духота, недосыпание могут стать источником повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости, и повлиять на психологическую атмосферу в группе.

Большое значение для формирования благоприятной атмосферы имеет то, насколько работа является для человека интересной и разнообразной, позволяет профессионально расти. И обратно: монотонность деятельности, высокая ответственность, наличие риска для здоровья, стрессовый характер — все эти факторы негативно сказываются на обстановке в коллективе.

Роль руководства в создании благоприятного климата среди сотрудников в большинстве случаев играет решительную роль. Стиль в управлении может быть:

- демократичным (члены коллектива участвуют в управлении, нет навязанности решения);

- авторитарным (обычно порождает недоверие, некую враждебность, однако в некоторых случаях этот стиль полезен, например, в строительстве и производстве).

Отлично способствуют сплочению коллектива различные тренинги, корпоративные праздники и вечеринки.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, взаимная поддержка, межличностные симпатии, уверенность, возможность свободно мыслить, интеллектуально и профессионально расти. Налаженное взаимодействие и взаимопонимание между сотрудниками – основа успеха любой организации.

 

 

Заключение

Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.

Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия.

Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

 

Список литературы:

1. Основы менеджмента: учеб. пособие/ под ред. д-ра экон. О-75 наук, проф. В.И.Королева.- М.: Магистр, 2008.-620с.

2. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. М.М.Максимцова, М.А.Комарова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.-320 с.

3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений.- М.: ЮНИТИ- ДАНА,2004.-285 с.

4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник.- 2-е изд., доп. и перераб./под общ.ред. проф. М.П.Переверзева.- М.: Инфра- М, 2008.-330 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/ О.С.Виханский,А.И.Наумов.-4-е изд. перераб. и доп.- М.:Экономистъ,2008.-670 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: