Тенденция развития таможенной политики на XXI вв

Главными направлениями таможенной политики на 2007 – 2009 года являются совершенствование:

- таможенно - тарифных мер;

- порядка применения таможенных льгот и определения таможенной стоимости;

- таможенного администрирования.

Говоря о процессе установления ставок таможенных пошлин на отдельные товары, следует отметить, что основными задачами в этой области:

· выполнение международных обязательств Российской Федерации, в т.ч. связанных с вступлением в ВТО;

· поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров,

· защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, рационализация товарной структуры ввоза и вывоза, пополнение доходной части бюджета;

· обеспечение равных условий конкуренции.

Основная работа в части совершенствования таможенно – тарифного регулирования при импорте товаров в 2007-2009 г.г. сведена к оптимизации импортного таможенного тарифа с учетом обязательств ВТО, под которой понимается разумное снижение ставок таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем повышения или сохранения относительно высоких ставок тарифа. Предлагаемый подход к формированию тарифа уже показал свою эффективность в предшествующие годы. Необходимо обеспечить эскалацию Таможенного тарифа в зависимости от степени переработки товаров (чем выше степень переработки товаров, тем выше ставка таможенной пошлины).

В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности содержится около 2 тыс. позиций, по которым классифицируются различные виды оборудования. Почти на 45 % товарных позиций распространяется нулевая ставка ввозных таможенных пошлин, около 20% составляют позиции, на которые установлена 10% ставка ввозных таможенных пошлин, примерно 10% приходится на позиции с 5 % ставкой ввозных таможенных пошлин. На остальное оборудование распространяется ставка ввозных таможенных пошлин более 10%.

В настоящее время прорабатывается возможность снижения или отмены ставок на 200 товарных позиций. В отдельных случаях предусматривается установление режима беспошлинного ввоза прежде всего в отношении прогрессивного технологического оборудования, не имеющему отечественных аналогов.

При подготовке  постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 168, предусматривающем отмену ставок ввозных таможенных пошлин на широкий перечень технологического оборудования для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства была проведена тщательная проработка в отраслевых департаментах Минпромэнерго России, а также с экспертами других заинтересованных министерств, конкретных видов оборудования, предлагаемого к отмене таможенных пошлин. В частности, было проанализировано около 1500 товарных позиций, которые в настоящее время облагаются ставками ввозных таможенных пошлин в размере 5 % и 10 % от таможенной стоимости. Стоит отметить, что ставки ввозных таможенных пошлин в размере 5% не являются регулятивными и носят в основном фискальный характер.

По результатам проведенных Минпромэнерго России консультаций с российскими производителями оборудования, а также с научно-исследовательскими институтами из первоначального перечня были исключены отдельные виды технологического оборудования, используемого в станкостроении, медицине, сельском хозяйстве, которое производится в Российской Федерации и по своим параметрам не уступает зарубежным аналогам. В окончательном варианте осталось порядка 730 позиций. 

Таким образом, при подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин отдается приоритет предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, импорт которого способен не только заметно повысить конкурентоспособность российской продукции, но и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения.

В период 2007-2009 г.г. расширяется практика установления ставок таможенных пошлин, дифференцированных в зависимости от уровня заявленной стоимости единицы товара.

 Смысл данного подхода заключается в том, что с одной стороны стимулируется заявление реальной стоимости товара, а с другой создается механизм защиты отечественного производителя от дешевого импорта. При реализации этого подхода ставка таможенной пошлины тем меньше, чем выше цена единицы продукции.

Такие меры эффективны в случаях, когда требуется тарифная защита в отношении отечественных относительно недорогих товаров, производимых в достаточных количествах российскими предприятиями и обеспечивающих необходимый спрос внутри страны. При этом по дорогим видам таких товаров ставки сохраняются невысокими, что позволяет сохранить их импорт и обеспечить определенные конкурентные условия.

В настоящее время вывозные пошлины действуют в отношении 476 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД), основу которых составляют сырьевые товары: углеводородное сырье (96 позиций), древесина (22 позиции), металлургия (84 позиции), рыба, сельхоз сырье и шкуры (154 позиции), химия (22 позиции), драгоценные камни и металлы (25 позиций),. Доля готовых изделий, к которым относятся отдельные виды продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (в основном из древесины ценных пород) и цемент, составляет около 15 % от общего количества товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

В количественном выражении перечень товаров, облагаемых вывозными пошлинами, ежегодно сокращается (в 2004 году были отменены экспортные пошлины на товары порядка 90 товарных позиций, в 2005 г. - на 80). В этой связи происходит сокращение денежных средств, закладываемых в федеральный бюджет на цели уменьшения поступлений в доходную часть от уплаты вывозных таможенных пошлин. Произошло сокращение в 2006 году перечня товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ориентировочно на 15-20 %.

Говоря о процедурах взимания таможенных платежей, которые установлены положениями действующего Таможенного кодекса, следует отметить, что особое внимание в 2007-2009 годах уделено мерам по совершенствованию порядка взимания таможенных платежей. Эти меры направлены, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от уплаты налогов, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав добросовестных налогоплательщиков, создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты таможенных платежей.

К факторам, негативно влияющим на собираемость таможенных платежей можно отнести тарифные и налоговые льготы. Вопрос сокращения налоговых и тарифных льгот был актуален на протяжении ряда лет. При этом следует отметить, что на протяжении нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция к росту объемов предоставленных льгот.

Так, если в 2004 году сумма льгот по уплате таможенных платежей возросла по сравнению с 2003 годом на 34,7 %., то в 2005 году этот рост по сравнению с 2004 годом составил 75,1 %. В общей структуре льгот наибольший объем занимают льготы, предоставленные в отношении товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции, а также товаров, перемещаемых в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области.

В связи с этим в 2007-2009 годах проводится работа по совершенствованию законодательной базы в части применения тарифных и налоговых льгот, направленная на сокращение таких льгот, а также упорядочению механизма их применения.

В целях проведения анализа применения льгот по уплате таможенных платежей и их влияния на доходы федерального бюджета требуется совершенствование системы учета данных льгот и проведения ежемесячного мониторинга их применения.

Особое внимание следует уделить порядку определения таможенной стоимости. Таможенная политика на период 2007-2009 гг. формируется на основе положений вступившего в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Во исполнение данного Закона приоритетными являются мероприятия по обеспечению реализации решений Правительства Российской Федерации об утверждении:

- порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

В части правоприменительной практики приоритетной задачей является переход к построению эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров, предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации при контроле таможенной стоимости товаров, а также совершенствование системы анализа и управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе путем установления требований к профилям рисков.

Касаясь таможенного администрирования –  любые меры таможенно-тарифного регулирования должны сопровождаться действенным таможенным администрированием.

Одобренная Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определила систему мер, направленных на повышение эффективности таможенного администрирования.

Основной смысл предусмотренных Концепцией преобразований заключается в создании таможенной службы, равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Достижение указанной цели возможно за счет решения главной задачи: создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, основанной на международных стандартах, а также других задач, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации.

В первую очередь необходимо обеспечить таможенные органы современными техническими средствами таможенного контроля. В рамках выполнения этой задачи предусматривается обеспечение таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами, а также средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами.

Одной из основных задач наряду с остальными является обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.

Начиная с 2006 года, проведены мероприятия по введению системы интегрированного контроля на государственной границе Российской Федерации. В рамках этого проводятся мероприятия по внедрению современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, сокращению количества государственных контрольных органов, действующих непосредственно в режимной зоне в пунктах пропуска, до двух (пограничной и таможенной служб), созданию необходимых условий для работы других контролирующих органов. Таким образом, создается принципиально новая система организации таможенного контроля и таможенного оформления, которое предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).

Одновременно со сказанным важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, что позволит повысить эффективность взаимодействия контролирующих органов, в том числе, в части взаимодействия таможенных и налоговых органов. Такая система позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку поставки товара, совместно с другими контрольными органами принимать своевременные, оперативные решения.

Использование для таможенных целей информации о товарах из зарубежных стран в рамках внедрения предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, обеспечения информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств резко сократит возможность фальсификации документов для таможенных целей, их недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости.

В 2009 проводится работа по разработке и внедрению современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования.

Создание условий для расширения применения предварительного информирования и электронного декларирования, расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита позволит минимизировать влияние человеческого фактора, позволит сделать систему организации таможенного контроля и таможенного оформления одинаково прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Материально-техническая зависимость таможенных органов от коммерческих структур, являющихся владельцами помещений, техники, иных материально-технических средств, создает почву для злоупотреблений и коррупции в таможенных органах. В этой связи необходимо решить задачу по размещению таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью. Это позволит исключить влияние коммерческих структур на работу таможенных органов, что будет способствовать минимизации коррупционных проявлений.

В рамках внедрения в таможенное дело международных таможенных норм и правил предполагается начать переход на применение Единого административного документа (ЕАД) Европейского союза для таможенного контроля и таможенного оформления, а также рассмотреть возможность присоединения к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Конвенции о процедуре общего транзита. Четкие и предсказуемые правила ведения бизнеса, их унификация с зарубежными таможенными правилами позволит объединить усилия таможенных органов по эффективному противодействию особо опасным нарушениям в сфере внешнеэкономической деятельности, которые на современном этапе носят транснациональный характер.

Выполнение задачи по борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах невозможно без создания системы ротации кадров, проведения качественных изменений в системе подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, повышения денежного содержания и уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов, а также материально-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

Таким образом, таможенная политика является одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, включая задачу по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

 


 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Таким образом, подводя итог обзору тенденции развития таможенной политики во всеобщей системе государств, можно сделать следующие выводы:

1. Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики любого государства;

2. Новоторговский устав в 1667г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства;

3. Формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможено-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма;

4. Таможенная политика государств в период V-XIX в. определяется  тем, что были сформулированы остающиеся принципиальными до сих пор основные концептуальные подходы к таможенной политике;

5. Национальная таможенная политика закрепляется государствами в их таможенном законодательстве, основное место в котором отводится таможенному кодексу и таможенному тарифу;

6. Все страны, участвующие в международной торговле, используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования внешнеэкономических связей;

7. С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная торговая держава мира;

8. Требования Всемирной торговой организации к российской стороне оказывают решающее влияние на выработку модели таможенного регулирования и подлежат обязательному закреплению во внутригосударственных нормативно-правовых актах;

9. Совершенствование системы контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты взимания таможенных платежей и своевременности их уплаты является необходимым условием выполнения контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет;

10.  Принятия мер по оптимизации, повышению прозрачности и сокращению времени для прохождения таможенного оформления и таможенного контроля участниками ВЭД, развития таможенной инфраструктуры, увеличения пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ, повышения уровня их технической оснащенности;

11.  Обеспечение эффективности таможенного контроля на основе повышения его целенаправленности и избирательности, совершенствование оперативно-розыскной деятельности, развитие международного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с таможенными правонарушениями с целью реализации рамочных стандартов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией;

12.  При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин отдается приоритет предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, импорт которого способен не только заметно повысить конкурентоспособность российской продукции, но и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для отечественного станкостроения;

13.  Приоритетной задачей является переход к построению эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров, предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации при контроле таможенной стоимости товаров, а также совершенствование системы анализа и управления рисками при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе путем установления требований к профилям рисков;

14.  Таможенная политика является одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, включая задачу по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

В условиях дальнейшего развития процесса интернационализации хозяйственной жизни и углубления экономической взаимозависимости государств возрастает роль и значение таможенной политики, их многосторонних форм регулирования международной торговли и таможенного сотрудничества.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г// Российская газета.-1993.-№233.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ(ТК РФ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №10. Ст.№329.

3. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. От 03.12.2008) // Российская газета. 05.06.1993. №107.

 4. Положение о ГТК России, утверждённое Указом Президента РФ от 25                           октября 1994 г. № 2014 (ред. От 09.03. 2004) // СЗ РФ С. 34

 5. Указ президента РФ от 11 мая 2006 года № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»// СЗ РФ 2006, № 20, С. 2162.

 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2004, №38, ст.12-48.

 8.Положение о Федеральной таможенной службе, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459. // СЗ РФ. 2006, №14, С.38-41.

 

Литература

9. Астапов А. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2005 - №1 - С.95-99.

10.Вагин В.Д. Таможенное право - М.: Русина-Пресс, 2005, - С. 23-24.

11. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. - М., 2005, – С.34-40.

12. Габричидзе Б.Н., Таможенное право. –М.//Бек, 2003, – С.15-21.

13. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. - М.,2007, - С.45-47.

14. Драчка О. Куда идет Россия // Мировая экономика и международные отношения - 2005 - №8 - С.58-63.

15. Исаев А. А. Народное богатство и таможенная политика. – М., 2008, С13-16

15. Круглев А.С., Блинов Н.М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. -М.: РИО РТА, 2007. С. 134.

16. Куприянова Л.В. Таможенно-Промышленный протекционизм и российские предприниматели (40-80-е годы XIX века). - М.,2006. С. 97-100.

17. Парасочка В.Т. Таможенные механизмы регулирования параметров потребительского рынка // Законодательство и экономика - 2006 - №8 - С.44 - 47.

18. Рожнов Н.А. Экономическое развитие России в первой половине XIX века // История России в XIX в. – М. 2007. С. 65.

19. Романенко Л.М. Таможенное дело в 18 веке.//Власть, 2008. - №6. -C.3-8

20.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М.: Экономист – 2006. С 271.

21. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2005. - С. 208.

 


[1] Исаев А.А. Народное богатство и таможенная политика. – М. 2008. С13-16

[2] Романенко Л. М. Таможенное дело в 18 веке. // Власть, 2008, - №6. – С. 3-8

[3] Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (ред. От 03.12.2008) ст. 3 пункт 2-3

[4] Положение о ГТК России, утверждённое Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (ред. От 09.03.2004)// СЗ РФ Ст. 34-37.

 

[5] Куприянова Л.В. Таможенно-Промышленный протекционизм и российские предприниматели (40-80-е годы XIX века). - М.,2004, С 97-100

[6] Указ Президента РФ от 11 мая 2006 года № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ 2006, № 20, ст 2162.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: