Электронное правительство

 

Распространение Internet приводит к минимизации стоимости передачи информации независимо от расстояния, появляется глобальный рынок обмена знаниями, товарами и услугами. На мировую экономику оказывает значительное влияние появление и развитие электронной коммерции. Образ жизни многих людей и их возможности существенно изменились с появлением оперативного доступа к информационным услугам, и, если в нашей стране количество таких людей пока измеряется долями процентов, то в развитых странах – это десятки процентов, игнорировать их просто невозможно. К новым условиям должны приспосабливаться как коммерческие организации, так и государственные службы.

В то время, когда банки, страховые компании и предприятия розничной торговли быстро сокращают издержки, переходя к использованию возможностей Internet, государственные службы все еще сталкиваются с проблемой очень высоких расходов. До сих пор они работают медленно и неэффективно, и эта проблема в той или иной степени присуща многим странам.

Распространение информационных технологий в органах власти важно еще и потому, что на определенном этапе развития мы получим полностью прозрачную вертикаль власти, работающую по оптимальным и понятным правилам, открытую для взаимодействия с гражданами государства и требующую гораздо меньше бюджетных средств на поддержание своего функционирования, нежели сегодня.

В настоящее время важной задачей является создание порталов государственных служб и «электронных сообществ»:

· Преодоление препятствий, мешающих гражданину получить доступ к тому набору услуг, который предлагают государственные учреждения;

· Решение проблемы возможности доступа не только к информации о деятельности государственных органов, но и к их сервисам;

· Возможность обеспечить набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам автоматизированных государственных служб, а коммерческие предприятия – особенно малые предприятия – переходили на новые виды бизнеса, такие, как электронная торговля.

Наиболее развитые страны мира, где пользователями Internet являются 30–50% населения, ближе всего подошли к электронной революции. Например, во Франции обсуждается инициатива присвоения всем гражданам с рождения персонального адреса электронной почты. В Австралии 6 июня 2000 года впервые в мире был официально зарегистрирован брак при помощи электронных подписей молодоженов, свидетелей и священника. А в Сингапуре, где в течение ближайших лет высокоскоростной доступ в Internet будет подведен к каждому дому, предполагается, что с 2008 года наличные деньги будут заменены электронными, которыми можно будет расплатиться везде, даже в автобусе.

Сингапур так же стал и первой страной мира, где в 2000 году был создан крупный правительственный портал eCitizen Centre, на котором граждане страны могут не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы обращаться в конкретное государственное учреждение. Для этого необходима всего лишь регистрация в системе, после чего во время каждого посещения сервера введение имени и пароля позволяет пользователю напрямую обращаться практически к любому подразделению правительства.

Сингапурский eCitizen Centre фактически является одним из первых реализованных в мире проектов, связанных с понятием так называемого электронного правительства, суть которого заключается в перенесении деятельности правительства в Internet, то есть в организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Internet и другие информационные сети. Цель перевода деятельности правительства в Internet та же, что и цель перевода деятельности частных компаний, – увеличение эффективности работы. Это достигается, во-первых, за счет прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени; во-вторых, за счет снижения затрат; в-третьих, за счет увеличения качества предоставляемых услуг.

Основой работы электронного правительства является создание внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти на территории страны, а также их отделения за рубежом. Следующим шагом после создания информационной правительственной сети является формирование в рамках этой сети единой правительственной базы данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных о гражданах и организациях, функционирующих на территории страны.

Крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться практически все граждане страны, – это, по сути, огромный медиа-ресурс, обладающий большим потенциалом для проведения государственной пропаганды. С созданием единого правительственного портала в рамках электронного правительства государство получает средство для информационного обеспечения своей деятельности, средство для воздействия на общественное мнение.

Особое место в концепции электронного правительства занимает возможность прямого обращения ко всем государственным чиновникам через Internet. Для этого существует несколько основных способов. Наиболее распространенные из них – это либо предоставление публичного адреса электронной почты, либо создание на сайте ведомства специальной формы для отправки сообщения в государственное учреждение. Посредством подобной формы или по электронной почте любой гражданин может написать пожелания и замечания по деятельности конкретного ведомства, а также задать интересующие его вопросы. При этом предполагается, что ответ будет дан либо по электронной почте, либо выложен на ведомственном сайте в специальной рубрике.

 

Основы формирования «Электронного правительства»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: