Рынок лицензий и ноу-хау, прежде всего, является видом рынка услуг, т.е. продукты, покупаемые и продаваемые на рынке, невидимы, неосязаемы, а также место их производства неразрывно связано с местом потребления. Более того, технология или идея, как товар, необязательно окажется коммерчески выгодно.
Однако рынок объектов интеллектуальной собственности отличается высокой доходностью, объясняемой двойственным характером продаваемых продуктов. Во-первых, объекты интеллектуальной собственности являются частью ресурсного потенциала предприятия. Они способствуют выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Во-вторых, они могут являться самостоятельным предметом купли-продажи. Например, при продаже любого товара продавец получает деньги однократно и передает товар другому собственнику без права последующего получения дохода. Если товар является объектом интеллектуальной собственности, то благодаря своей абстрактной форме выражения в виде прав он может обмениваться любое количество раз на денежное вознаграждение. Также в отличие от материального товара право пользование объектом интеллектуальной собственности может быть передано неограниченному количеству лиц в соответствии с лицензионным договором.
|
|
Кроме того, можно выделить ряд отличий лицензионных операций от операций купли-продажи товаров:
· изобретения, технологический опыт и т. п. появляются без прямой ориентации на рынок. Часто они возникают при совершенствовании собственного производства ил даже случайно. Следовательно, реализация технологических новшеств не является целью исследований и разработок. Итак, договор купли-продажи в отличие от объекта лицензии специально производится для удовлетворения конечных потребностей потребителей;
· лицензиар не имеет чисто коммерческой заинтересованности, он стремится завоевать прочные позиции на иностранном рынке на основе установления долговременных связей с партнером, т.е. на первом плане стоит стратегическая цель, а не возмещение своих затрат на НИОКР;
· при сделке не происходит окончательного отчуждения в отличие от купли-продажи товара, т.к. за лицензиаром остается титул собственника на изобретение и право на самостоятельное производство объекта лицензии;
· цена на лицензии также формируется специфическим способом: первая часть представляет собой плату за доступ к хозяйственному пользованию научно-технических решений, а вторая составляющая - возможные затраты лицензиата на создание аналогичных решений;
· при продаже лицензий появляется возможность получения доступа на закрытые рынки, где существуют высокие ввозные пошлины или защитные барьеры для импорта товаров.
|
|
Специфическими особенностями обладает и государственное регулирование рынка лицензий и ноу-хау. В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Им устанавливаются общие принципы и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии наказывается в уголовном порядке (ст.171 УК РФ).
Патентный закон Российской Федерации вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве. Без этой процедуры патент недействителен. Регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца.
Патентное право сильно подвержено изменениям, связанным с достижениями научно-технического прогресса и экономической политикой государств. Патент выдается национальным патентным ведомством (только в этом случае патентное право охраняет изобретение) и имеет силу только в границах того государства, где он был выдан. Чтобы расширить границы действия патента, охранять права на объекты интеллектуальной собственности и создавать льготные условия для патентования объектов промышленной собственности, создаются соответствующие международные соглашения.
Основным таким соглашением можно по праву считать Парижскую конвенцию, окончательно принятую на Международной конференции в Париже в марте 1883 года и подписанную 11 государствами. В дальнейшем она неоднократно пересматривалась и дополнялась. Сегодня более ста государств являются участниками Парижской конвенции. Можно выделить основные принципы конвенции:
· соблюдение национального режима (предоставление гражданам и фирмам любой страны-участницы такой охраны промышленной собственности, какая предоставляется законодательством в этой стране собственным гражданам и фирмам);
· выработка положения о конвенционном приоритете и защите патентных прав;
· предоставление льготного срока для подачи заявки в другую страну-участницу;
· преимущества в отношении охраны промышленной собственности на международных выставках;
· закрепление рынка за экспортируемыми объектами промышленной собственности, в отношении которых были получены соответствующие патентные документы.
Однако в истории имеют место быть случаи, когда заявки подавались на одни и те же изобретения, и для эффективного регулирования рынка лицензий и ноу-хау Парижской конвенции стало недостаточно. Тогда в 1970 году в Вашингтоне было заключено многостороннее международное соглашение – РСТ. Оно представляет собой Договор о патентной кооперации и предоставляет возможность оформления и подачи в национальное патентное ведомство международной заявки для обеспечения охраны изобретения в нескольких странах. Такое решение позволяет изобретателю значительно экономить средства и время. Также функционируют под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности следующие соглашения:
· конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
· Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
· Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
· Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;
· договор о патентной кооперации;
|
|
· Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
· договор о регистрации товарных знаков;
· Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
· Найробский договор об охране олимпийского символа.
Формирование цен на лицензии также обладает рядом особенностей:
· цена не определяется затратами труда на создание технологии;
· предельным значением цены лицензии и ноу-хау является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом за период потребления технологии;
· действительная цена лицензии (ноу-хау) составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;
· цена лицензии (ноу-хау) является монопольной ценой;
· цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, то есть из роялти.
Самый распространенный способ - расчет роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:
Rs = R/ S, (1)
где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж;
R – годовая сумма роялти;
S – стоимость чистых продаж.
Промышленно развитые страны - привлекательный рынок технологий. Качество научно-технических разработок отображается в их экспортной конкурентоспособности, которая определяется следующим образом:
Эк = Nпз/ Nзв, (2)
где Эк – экспортная конкурентоспособность;
Nпз – число заявок на патенты, поданных за рубежом;
Nзв – число заявок на патенты, поданные внутри страны.
Таким образом, торговля лицензиями является наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний на рынке технологий, так как покупка лицензий снижает затраты на собственные НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования лицензий покрывает затраты на их приобретение более чем в 10 раз. Более того, торговля объектами интеллектуальной собственности является новым звеном экономических связей. Выполняя свои функции она внедряет специфический товар - научно-технические достижения. С помощью этого она выполняет не менее важную функцию – активное участие в технологическом обмене.