Организация и методы исследования
Для исследования уровня общительности нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 10 педагогов ДОУ № 30.
В исследование использовалась:
1. Методика «Направленность личности в общении (НЛО)» (Приложение 1).
2. Методика общего уровня общительности В.Ф. Ряховского.
Методика «Направленность личности в общении (НЛО)»
Общение основная сфера проявления специфически человеческих эмоций и вообще человеческих состояний, необходимое условие формирования психологических свойств личности, ее сознания и самосознания. Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для творческой совместной деятельности, «помогающего поведения», появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. В состоянии комфортного общения две личности - взрослый и ребенок - начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ребенка к человеческой культуре, разностороннее познание окружающей его социальной действительности и самого себя, своих возможностей и способностей, то есть разворачивается процесс социализации личности ребенка.
|
|
При дефиците удовлетворенности в эмоциональном контакте у ребенка существенно нарушается развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате у ребенка не только тормозится процесс саморегуляции, но и страдает развитие многих психических процессов и сфер личности - эмоциональной, когнитивной, интеллектуальной, коммуникативной и пр.
Центральным звеном структуры межличностного общения является система субъективных отношений. В. Н. Мясищев раскрыл отношение личности как сложную систему, развивающуюся в процессе деятельности и общения с другими людьми. В качестве одного из основных «измерений» отношений личности он рассматривал категорию «направленность».
Цель. Определение типа направленности и соответствующей ей позиции личности в общении.
Методика состоит из 7 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны шесть вариантов ответов, соответствующие шести видам направленности личности в общении. Обследуемый выбирает один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности.
Организация процедуры тестирования. Тестирование может осуществляться как индивидуально, так и фронтально. В последнем случае психолог зачитывает инструкцию и текст, повторяя каждое утверждение и вариант ответа не более 2 раз. Каждый об следуемый получает опросный лист, в котором фиксирует свой выбор.
|
|
Методика общего уровня общительности В.Ф. Ряховского
Методика В.Ф, Ряховского исследуетуровень общительности, коммуникативности, в ней принимали участие исследуемые нами воспитатели. Предложен тест, который содержал возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы педагогам необходимо было, используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет". Полученные нами результаты суммировались, и по классификатору определялось, к какой категории относится испытуемый (см. Приложение 2).