ГЛАВА 2. диагностическое исследование оценочных представлений о ребенке у взрослых с разной направленностью в общении

 

Организация и методы исследования

 

Для исследования уровня общительности нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 10 педагогов ДОУ № 30.

В исследование использовалась:

1. Методика «Направленность личности в общении (НЛО)» (Приложение 1).

2. Методика общего уровня общительности В.Ф. Ряховского.

 

Методика «Направленность личности в общении (НЛО)»

Общение основная сфера проявления специфически человечес­ких эмоций и вообще человеческих состояний, необходимое условие формирования психологических свойств личности, ее со­знания и самосознания. Положительно эмоциональное, комфор­тное общение создает условия для творческой совместной деятель­ности, «помогающего поведения», появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности, симпатии. В состоянии комфортного общения две личности - взрослый и ребенок - начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ребенка к че­ловеческой культуре, разностороннее познание окружающей его социальной действительности и самого себя, своих возможностей и способностей, то есть разворачивается процесс социализации личности ребенка.

При дефиците удовлетворенности в эмоциональном контакте у ребенка существенно нарушается развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях, уменьшает­ся самоуважение. В результате у ребенка не только тормозится процесс саморегуляции, но и страдает развитие многих психических процессов и сфер личности - эмоциональной, когнитивной, ин­теллектуальной, коммуникативной и пр.

Центральным звеном структуры межличностного общения является система субъективных отношений. В. Н. Мясищев рас­крыл отношение личности как сложную систему, развивающуюся в процессе деятельности и общения с другими людьми. В качестве одного из основных «измерений» отношений личности он рассмат­ривал категорию «направленность».

Цель. Определение типа направленности и соответствующей ей позиции личности в общении.

Методика состоит из 7 пунктов-суждений, по каждому из ко­торых возможны шесть вариантов ответов, соответствующие шес­ти видам направленности личности в общении. Обследуемый вы­бирает один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности.

Организация процедуры тестирования. Тестирование может осуществляться как индивидуально, так и фронтально. В после­днем случае психолог зачитывает инструкцию и текст, повторяя каждое утверждение и вариант ответа не более 2 раз. Каждый об следуемый получает опросный лист, в котором фиксирует свой выбор.

Методика общего уровня общительности В.Ф. Ряховского

Методика В.Ф, Ряховского исследуетуровень общительности, коммуникативности, в ней принимали участие исследуемые нами воспитатели. Предложен тест, который содержал возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы педагогам необходимо было, используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".  Полученные нами результаты суммировались, и по классификатору определялось, к какой категории относится испытуемый (см. Приложение 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: