Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики

Во имя разрешения выше указанных противоречий государственного регулирования экономики и повышения эффективности его функционирования следует предусмотреть ряд действий, направленных на предотвращение разного рода рисков, а также негативных последствий глобализации экономики.

1. Необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики,отвечающей новым вызовам глобально экономики. Эта политика должна основываться на максимальном ис­пользовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих зависимость от мировой конъюнктуры. Поскольку современная кон­куренция — не просто соперничество отдельных компаний за рынки сбыта, а конкуренция экономических систем, обеспечивающих прочные позиции страны и ее бизнеса в мире, то в этих условиях требуется активизация всех механизмов экономичес­кой политики и всех субъектов «экономического пространства» для скоординированного решения стоящих задач.

2.  С учетом усиления глобальных геополитических и экономи­ческих рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно мини­мизирующих внешние риски.Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в кото­рой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними [9, с. 34]. Подразумевается в частности осуществление госрасходов – вложение денег в инфраструктуру с целью развития регионов, и как следствия прилива частного капитала в них [12, с. 17-18].

При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и фи­нансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специа­лизированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие на­правления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.

Важно, чтобы средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, поступали в неё же, а не «замораживались», либо инвестировались за рубеж, под­держивая тем самым экономический рост в других странах. Причем сначала такую поддержку мы оказываем посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем там же размещаем полученные нами финансовые ресурсы. При этом финансирование внутренних российских потребностей осуществляется с внешних рынков (что влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное ис­пользование внутренних средств).

 3. Необходимость проведения прогрессивных структурных пре­образований в экономике и реализации инновационных проектов требует использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения. Это позволяет, во-первых, с учетом приоритетов экономической политики, теснее увязывать денежно-кредитную и структурную по­литики, а во-вторых, обеспечить поступление «длинных» ресурсов в экономику за счёт кредитования на долгие сроки.

4. Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, функции Центрального банка нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль над инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического роста и занятости.При этом нужно выработать комплексные подходы по формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику Центрального банка  с задачами бюджетной, промышленной, региональной структурной политики. Необходимы также меры по укреплению банковского сектора, его капитализации. Для этого приемлемы меры по введению налогов льгот на банковскую прибыль, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать банковский потенциал, направляя часть их ресурсов на создание системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотеку, долгосрочные кредиты и др.)

5. Требуется более тщательный мониторинг движения капита­лов, причем не только из страны, но и, что не менее важно, в стра­ну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования. Следует также рассмотреть воз­можность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько наадминистративные (ограничительные) рычаги, сколько на повышение заинтересованности участников рынка в работе с рублевыми инструментами.

6. Меры по валютной либерализации должны сопровождаться разработкой механизмов и рычагов чрезвычайного характера,которые можно быстро задействовать при наступлении кризисных событий. Нельзя допустить, чтобы формирующуюся финансовую стабиль­ность подорвали спекулятивные операции или колебания мировой конъюнктуры. Опыт последних лет показал, что «глобальные правила игры», предполагающие быстрые и крупномасштабные переливы капиталов, могут спровоцировать глубокие кризисы. Поэтому при всей важности валютной и финансовой либерализации она должна проводиться постепенно, по мере укрепления рынка и повышения его устойчивости к внешним токам.

Как показывает мировой опыт, набор технических, регулятивных рычагов как долгосрочного, так и краткосрочного действия по предотвращению дестабилизации на финансовом рынке достаточно велик — от ставок налогообложения до прямых количественных ограничений на ввод «коротких» средств. Аналогично, чтобы не допустить расшатывающего валютный рынок притока валюты, использовались и квоты на объемы обмена иностранной валют на национальную, и более жесткие размеры валютной позиции для иностранных банков.

7. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынкаи делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.

Очевидно, все эти задачи не могут быть решены сразу — для этого требуются и консолидированная заинтересованность участников рынка, и политическая воля, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности, нужно начинать системную работу по формированию основ устойчивого и долгосрочного развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса [9, с. 34-37].

 

заключение

В заключение рассмотрим перспективы государственного регулирования экономики и попытаемся дать оценку его роли в развитии рыночной экономики на современном этапе.

  Приведенные соображения о противоречивости и ограниченной эффективности госрегулирования вовсе не отрицают очевидного факта, что оно существует и развивается, потому что оно необходимо.Внутри рыночной экономики постоянно существуют и возни­кают противоречия, трудности и проблемы, которые рыночный механизм сам по себе решить не может. Всеобщее осознание этого факта привело к принятию госрегулирования как объективно необходимого элемента современного капиталистического строя.

Создана развитая и отработанная система госрегулирования. Происходит постоянное совершенствование механизма прогнозирования,  согласования и обоснования целей, подборка инструмен­тов госрегулирования. Совершенствование системы госрегулирования, поиск новых путей продолжается на теоретическом уровне — в виде борьбы концепций; на уровне прикладных экономических исследований, а также на уровне практического осуществления — распределение функций и ответственности между регулирующими органами, под­готовка кадров, расходование бюджетных средств, сотрудничество с союзами по экономическим интересам и общественностью.

 В распоряжении государства находится эффективный арсе­нал средств, позволяющий ослабить или временно разорвать зави­симость мотивации хозяйственной деятельности, в частности ка­питаловложений, от состояния народнохозяйственного спроса. В связи с ростом размеров финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и повышением эффективности их использования возможности государства усиливать или ослаблять заинтересованность собственников в капиталовложениях будут возрастать, а вместе с тем увеличится возможность ослабления циклических колебаний и структурных диспропорций.

В развитых и некоторых развивающихся странах накоплен значительный положительный опыт эффективного госрегулирования в разви­тии инфраструктуры, социальном обеспече­нии и особенно в межгосударственных экономических отношениях, регулировании мировых торговых, валютно-финансовых проблем, в международной экономической интеграции.

Осталось много нерешенных проблем, важнейшими из которых являются обеспечение занятости населения, защита окружающей среды. Появляются новые трудности и противоречия. Но накоп­ленный опыт показал, что надо искать пути решения, заниматься исследованиями и экспериментами, и острота этих противоречий может быть ослаблена; многие из проблем частично или полностью решены.

 Особое место государственное регулирование экономики занимает в развивающихся странах и госу­дарствах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике. В этих странах оно играет не только регулирующую, но и системо­образующую роль. Форми­рование этой системы должно происходить у них не стихийно в течение 200—300 лет, как в Западной Европе и Северной Амери­ке, а целенаправленно, системно, гуманно и экологически обоснованно.

Нашей стране после окончания эйфории по поводу разруше­ния системы централизованного государственного планирования и надежд на автоматическое решение всех проблем в результате провозглашения рыночной экономики придется шаг за шагом прой­ти тернистый путь создания национального варианта системы государственного регулирования экономики, соответствующего нашей специфике и задачам. Ибо осуществить одно из самых всеобъемлющих в нашей истории преобразований отраслевой и региональной структур, создать новый народно­хозяйственный комплекс на территории, оставшейся после распа­да СССР, войти в мировое сообщество в качестве равноправного развитого и конкурентоспособного партнера, полагаясь только на стихию рыночных отношений без последовательного и целенап­равленного государственного регулирования экономики, невозможно [17, с. 313-315].

Особо важное значение с точки зрения перспектив системы государственного регулирования социальных и экономических процессов имеют новые тенденции в развитии научно-технического прогресса - широкомасштабное внедрение в важнейшие сферы общественной жизни новейших технологий  в области средств связи и стремительное развитие электронно-вычислительной техники. Имеются в виду, прежде всего информационные и телекоммуникационные технологии. Эти изменения  опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной жизни, которые непосредственно влияют на экономический рост, занятость, повышение жизненною уровня и т.д. Наука оказывает революционизирующее влияние на развитие всех производительных сил – орудий и средств труда, самой рабочей силы. Возрастает роль информации, которая по своей значимости скоро окончательно превзойдёт материальную продукцию, услуги. Самовозрастание информации придёт на смену самовозрастанию капитала. Также сегодня именно знание, а не труд выступают в качестве источника стоимости [18, с. 342-344].

Информатизация и компьютеризация создают благоприятные возможности для эффективного контроля государства над поведением широчайших слоев населения. Особо важное значение с данной точки зрения имеет способность этих технологий накапливать данные о каждом отдель­но взятом человеке, оперировать большими массивами такой информации, осуществлять быстрый поиск нужных сведений. В этом контексте следует от­метить роль банков данных, содержащих большие объемы стандартизован­ной информации. Эти же банки могут быть использованы и используются в целях осуществления кон­троля над личностью путем накопления и хранения информации о ее финан­совом положении, политических взглядах, образе жизни и т.д. Однако это противоречит правовым аспектам неприкосновенности и тайны частной жизни. Научно-технический прогресс, позволяя решать одни вопросы, одновре­менно порождает другие, зачастую не менее сложные проблемы. Очевидно, что решающая роль в том, в каком именно направлении будут использованы новейшие технологии, принадлежит государству, политическо­му фактору. Научно-технический прогресс, взятый сам по себе, не ведет к прогрессу социальному. Влияние осуществляется через целый ряд общественных сфер, особенно через экономику и политику.

Новые информационные и телекоммуникационные техноло­гии раздвигают границы конкуренции.Но они не могут требовать полного дерегулирования, поскольку не все отрасли экономики одинаково конкурентоспособны. Тем более сохраняются роль и значимость такого факто­ра, как обуздание стихии рынка. Новые информационные и телекоммуникационные технологии, подрывая или делая устаревшими существующие правила и нормы регулирования эко­номических процессов, ставят во­прос об их изменении или разработке новых правил и норм, т.е. о необходимости распространения законов, действующих в общественном, частном секторах и на международном уровне. Поскольку новые технологии универсальны, они порождают глобальные проблемы, требующие совместных, международных решений.

 Сегодня на передний план вышли социальные и экологические проблемы, в решении которых ключевая роль принадлежит государству. Множество общественных организаций принимают активное участие в политической жизни, всё более влияя на политику государства. Проблемы здоровья населения и чистоты окружающей среды перемещаются в центр внимания деятельности законодательных органов развитых стран. Таким образом, госрегулирование стремится не исправить недостатки рынка, а даже выйти за его рамки, т.е. выдвинуть концепцию преобладания общественных интересов над частными.

В современных условиях, когда экономические процессы пересекают национальные границы, рынок всё чаще оказывается не в состоянии решить проблемы экономического роста. Поэтому в будущем сотрудничество бизнеса и правительства значительно возрастёт, усилится роль государственного регулирования, несмотря на, казалось бы, противоположную тенденцию к денационализации и разгосударствлению [18, с. 353-358].

 

Список использованных источников и литературы

1. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

2. Бузгалин, А. «Рыноцентрическая» экономическая теория устарела / А. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики.- 2004. - № 3.- с. 36-49.

3. Бузгалин, А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики.- 2006. - № 3.- с. 125-141.

4. Гайнутдинов, Р. Государство и рынок: меняющийся баланс влияния / Р. Гайнутдинов // Управленческое консультирование.- 2006. - №1.- с. 161-171.

5. Губанов, С. Путь России в базисных координатах эпохи / С. Губанов // Экономист.- 2006. - №7.- с. 3-22.

6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина И.А. – М.: Экономика, 2000. – 382 с.

7. Домбровский, М. Роль государства в постиндустриальной экономике / М. Домбровский // Общество и экономика.- 2006. - №5.- с. 116-124.

8. Дементьев, В. Экономическая власть и институциональная теория / В. Дементьев // Вопросы экономики.- 2004. - №3.- с. 50-64.

9. Ершов, М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски / М. Ершов // Вопросы экономики.- 2006. - №12.- с. 20-37.

10.  Зулькарнай, И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг / И. Зулькарнай // Общество и экономика.- 2006. - № 5.- с. 74-115.

11.  Курс переходной экономики: Учеб. для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.

12.  Некипелов, А. Проблемы трансформируемой экономики / А. Некипелов // Общество и экономика.- 2003. - №6.- с. 13-20.

13.  Орешин, В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.

14.  Симонян, Р. 15 лет спустя / Р. Симонян // Свободная мысль – XXI.- 2006. - №7-8.- с. 15-30.

15.  Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие / И.И. Столяров. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

16.  Уланов, С. Экономика России: угрозы реальные и надуманные / С. Уланов // Банковское дело.- 2006. - № 5.- с. 39-45.

17.  Ходов, Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учеб. / Л.Г. Ходов. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – 332 с.

18.  Шамхалов, Ф.И. Государство экономика: основы взаимодействия: Учеб. для вузов / Ф.И. Шамхалов. – М.: Экономика. 2000. – 382 с.

19.  Ясин, Е. Инвестиционный климат в России / Е. Ясин [и др.] // Общество и экономика.- 2006. - № 5.- с. 3-56.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: