Формы государственного регулирования монополистической деятельности

К формам государственного регулирования монополистической деятельности относятся:

1) принудительное разделение или выделение субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение; в случае, когда доминирующее (монопольное) положение субъекта рынка не позволяет антимонопольному органу эффективно ограничивать негативные последствия такого положения, антимонопольный орган вправе обратиться в суд о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции;

2) введение фиксированной цены; вводится в случаях злоупотребления субъектами рынка доминирующим (монопольным) положением, выразившегося в установлении монопольно высоких (низких) цен, применении разных цен к равнозначным соглашениям с субъектами рынка, нарушении установленного НПА порядка ценообразования, а также совершении антиконкурентных соглашений (согласованных действий), касающихся установления (поддержания) согласованных цен, применении дискриминирующих цен к равнозначным договорам с другими субъектами; применяется в случае повторного совершения действий, указанных в пункте 1, в течение 1 года после наложения административного взыскания;

3) установление дополнительных обязательств субъектов рынка по предоставлению информации антимонопольному органу, при этом для контроля и мониторинга их деятельности субъектов рынка антимонопольным органом ведется Государственный реестр.

Субъекты рынка, включенные в Государственный реестр, обязаны предоставлять в антимонопольный орган:

1) финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности по итогам первого полугодия в срок до 1 августа текущего года, по итогам второго полугодия — в срок до 1 мая следующего года;

2) ежеквартальную информацию о продаже или передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев) - в срок до 15 числа, следующего за отчетным;

3) ежеквартальную информацию по монопольным видам продукции, об объемах производства и реализации, отпускных ценах и уровне доходности реализуемых монопольных товаров по форме, определяемой антимонопольным органом, - в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны уведомлять антимонопольный орган в письменном виде за 30 календарных дней о предстоящем повышении цен на товар (работы, услуги), по которому субъекты рынка включены в Реестр, и причинах их повышения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения в порядке, определяемом антимонопольным органом. Антимонопольный орган вправе запросить дополнительную информацию о причинах повышения цены, которая должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с даты получения субъектом рынка, включенным в Реестр, соответствующего запроса.

Субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы, их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, необходимые для осуществления антимонопольным органом его деятельности. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные антимонопольным органом в ходе осуществления его деятельности, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательными актами РК. В настоящее время в Парламенте Республики Казахстан разработан и готовится к принятию проект нового Закона РК «О конкуренции».

 

Контрольные вопросы:

1 Что называется конкуренцией?

2 Определите права и обязанности антимонопольного органа.

3 Каковы формы госрегулирования монополистической деятельности?

Литература:

1 Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Комментарий к ГК РК. Кн.1-3.-Алматы, 2006.

2 Гражданский кодекс РК  Общ.ч. от 27.12.94, Особ.ч., 01.07.99.

3 Закон РК «О конкуренции» от 25.12.08

        

    Тема 10 Защита прав потребителей

Цель: формирование знаний о защите прав потребителей

План:

1 Общие положения о защите прав потребителей.

2 Права потребителей.

 

    1 Общие положения о защите прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется по Закону РК «О защите прав потребителей» от 05 июня 1991 года, который закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. Данный закон имеет целью регулирование отношений между потребителем и продавцом или производителем работ и услуг, установление их прав и обязанностей, разрешение вопросов защиты прав потребителей и направлен на реализацию следующих задач: 1) признание приоритета законных интересов граждан перед интересами изготовителей и продавцов; 2) осуществление потребителями прав на информацию, качество продукции, обмен товара надлежащего качества, а также прав потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества; 3) защиту потребителя от опасностей для его жизни и здоровья; 4) расширение международного и межреспубликанского сотрудничества в области защиты интересов потребителей; 5) содействие созданию и деятельности независимых групп (обществ потребителей).

Потребитель - это гражданин, который покупает товар и пользуется работами и услугами в целях личного потребления или использования в частном хозяйстве. Продавец – этоюридическое лицо ( организация) или физическое лицо - ИП (гражданин), реализующие товары по договору купли - продажи. Изготовитель - это юридическое лицо ( организация) или физическое лицо - ИП (гражданин), производящие товар для реализации. Исполнитель - юридическое лицо ( организация) или физическое лицо – ИП (гражданин), выполняющие работы или оказывающие услуги.

 

    2 Права потребителей

    Права потребителей продукции определены ст.6 ЗРК «О защите прав потребителей». К ним относятся: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование работ и услуг; надлежащее качество продукции; полную и достоверную информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации потребителей; возмещение причиненного ущерба.

В сфере торгового и иных видов обслуживания потребитель имеет право на свободное приобретение товаров народного потребления путем заключения договора розничной купли - продажи, по которому продавец обязуется передать другой стороне - потребителю, в собственность товары народного потребления надлежащего качества, предоставляет ему обусловленные договором услуги, обеспечивает высокое качество и культуру торгового обслуживания, а потребитель обязуется уплатить определенную денежную сумму.

Выставление во внутренних и внешних витринах торговых организаций товаров, оформленных ярлыком цен, предъявление посетителям меню организаций общественного питания признается предложением заключить договор розничной купли - продажи. Договоры розничной купли - продажи, исполняемые при его совершении, заключаются в устной форме независимо от стоимости товара. Договоры розничной купли - продажи, исполняемые не при их совершении (по предварительным заказам, при посылочной торговле, при продаже легковых автомобилей и в других случаях), заключаются в установленной для таких договоров письменной форме. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными ГК РК, признаются недействительными. Если в результате применения условий договора потребителю был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен производителем (продавцом) в полном объеме.

Потребитель и работник торговой организации имеют равные права на уважение их чести, достоинства, соблюдения нравственных и этических норм в процессе торгового обслуживания.

Потребитель имеет право на надлежащее качество приобретаемого товара, работы или оказываемой услуги за исключением случаев, когда он заранее проинформирован продавцом или производителем о недостатках и согласен с ними. Установление каких-либо прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается.

Основой для определения надлежащего качества товаров, работ и услуг являются действующие нормативно - технические документы, а в случае отсутствия документальной основы - образцы изделия или предъявляемые законодательством требования к качеству для аналогичных товаров и услуг.

Реализация интересов потребителей в нормировании требований к качеству продукции обеспечивается правом участия обществ, союзов (федераций) потребителей в разработке государственных стандартов или других нормативно - технических документов.

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, меры, веса и цены приобретенных товаров, демонстрацию их удобства, а также обучение безопасному и правильному их использованию. Продавец обязан в таких случаях предоставить ему контрольно - измерительные приборы, документы о цене товаров, а при необходимости - способствовать направлению их на экспертизу.

Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг. Продавец обязан оказывать всемерное содействие потребителю в свободном выборе товаров и услуг. Производителю, продавцу запрещается использовать преимущества своего положения в производственной либо коммерческой деятельности с целью заставить потребителя согласиться с ненадлежащим качеством товаров и услуг, ненужным ему ассортиментом продукции или отказаться от применения своих прав потребителя. Потребителю должно быть гарантировано предусмотренное для товара обслуживание после продажи отечественных, а также импортных товаров.

Убытки, причиненные потребителю в результате неисполнения изготовителем, либо торговой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в полном объеме.

Потребитель вправе обменять приобретенный им доброкачественный непродовольственный товар, если он по каким-либо причинам не удовлетворяет его потребностям или не обладает необходимыми свойствами. Обязательным условием обмена товара является сохранение его товарного вида, потребительских свойств, пломб или ярлыков, товарного или кассового чека или других документов, выданных потребителю продавцом вместе с проданным товаром.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене, потребительских свойствах интересующей его продукции, законных способах приобретения или принятых на местах формах ее распределения, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, а также способах и правилах использования продукции, ее хранения и безопасной утилизации. В отношении продуктов питания должна предоставляться информация о составе, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ и сроках хранения.

В отношении услуг потребителю должна также предоставляться информация о правилах выполнения исполнителем работ и оказания услуг.

Потребитель имеет право на то, чтобы использование приобретенной продукции или ее хранение было безопасно для его жизни, здоровья и имущества в течение установленного срока службы или срока годности. Требования к продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды, являются обязательными и должны устанавливаться в государственных стандартах.

В целях защиты своих прав и законных интересов граждане имеют право обращаться по собственной инициативе с претензией к производителю или продавцу продукции (работ и услуг) ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам. В случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд. При этом цена иска значения не имеет.

 

    Контрольные вопросы:

1 Кто признается потребителем?

2 Каковы основные права потребителей?

    Литература:

1 Гражданский кодекс РК  Общ.ч. от 27.12.94, Особ.ч., 01.07.99.

2 Закон Каз.ССР «О защите прав потребителей» от 05.06.1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: