Второй уровень системы построения органов исполнительной власти представлен органами исполнительной власти субъектов Федерации. Правовую основу их деятельности образуют ст. ст. 65, 66, 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119_ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституции республик, уставы и иные нормативно-правовые акты других субъектов Федерации.
Надо сказать, что системы органов исполнительной власти различных субъектов Федерации неодинаковы. Имеются различия в количестве и организационно-правовых формах составляющих их органов. Однако, несмотря на различия форм (названий) органов субъектов Федерации, функционируют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции.
Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяются их конституциями, законами и иными актами; других субъектов — краев, областей, городов федерального значения и автономных образований — их уставами, принимаемыми в соответствии с законами и указами Президента РФ.[31]
К органам общей компетенции относятся:
— правительства республик и других субъектов Федерации, образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетания выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;
— администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
В систему организаций исполнительной власти в республиках входят:
1. Система исполнительной власти, возглавляемая главой республики — президентом, который одновременно является председателем правительства.
В соответствии со ст. 69 Конституции Республики Бурятия ее президент является главой республики и председателем правительства.
Исполнительную власть в республике Коми, говорится в ст. 80 Конституции Республики Коми, осуществляют глава республики, возглавляемое им правительство, а также входящие в систему исполнительной власти республики местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории.
Глава Республики Коми является главой государства. Он возглавляет систему государственного управления республики, обеспечивает взаимодействие с республиканскими и федеральными органами государственной власти.
2. Система исполнительной власти, при которой кабинет министров республики (правительство) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики и подчиняется главе государства — президенту республики. Такая форма организации исполнительной власти закреплена в ст. ст. 91, 95, 100, 101 Конституции Республики Башкортостан и в ст. ст. 11, 116–118 Конституции Республики Татарстан.[32]
3. Система исполнительной власти, возглавляемой президентом республики, который является в ней высшим должностным лицом (Якутия, Чувашия).
4. Система исполнительной власти, отличительной особенностью которой служит наделение президента республики, являющегося главой государства, полномочиями главы исполнительной власти. Указанное сочетание двух форм правосубъектности у одного лица предусмотрено ст. 69 Конституции Республики Тыва и ст. 80 Конституции Республики Северная Осетия — Алания.
5. Коллегиальные системы формирования и организации исполнительной власти в республике. Это имеет место. когда: а) исполнительная власть (правительство республики) непосредственно формируется представительным органом, депутатским корпусом (в Удмурдской Республике); б) исполнительную власть возглавляет коллегиальный орган, который и образует правительство республики. Таким государственным органом является Государственный Совет Республики Дагестан, который возглавляет исполнительную власть.
6. Система организации исполнительной власти, когда президент республики является главой республики и ее высшим должностным лицом. Эти весьма существенные правовые особенности организации исполнительной власти закреплены Степным Уложением (Основным законом) Республики Калмыкия в ст. 25 и Конституцией (Основным Законом) Кабардино-Балкарской Республики в ст. 73.[33]
Глава администрации (губернатор) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, конституцией республики или уставом и другими законодательными актами субъекта Федерации.[34]
Рассмотрим более предметно органы исполнительной власти на примере города федерального значения – Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге исполнительная власть осуществляется администрацией города, структура которого включает в себя:
— главу администрации Санкт-Петербурга — губернатора города;
— Правительство Санкт-Петербурга.
Губернатор является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга.
Ст. 38 Устава Санкт-Петербурга определяет, что наделение гражданина РФ полномочиями губернатора Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».[35]
Гражданин РФ, наделенный полномочиями губернатора Санкт-Петербурга на срок 5 лет, вступает в должность после принесения присяги следующего содержания:
«Я,..., вступая в должность Губернатора Санкт-Петербурга, клянусь соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, Устав Санкт-Петербурга и законы Санкт-Петербурга, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, всеми силами способствовать процветанию города и повышению благосостояния его жителей». Губернатор Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия:[36]
1) представляет Санкт-Петербург в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени города;[37]
2) подписывает либо отклоняет законы Санкт-Петербурга, принятые Законодательным собранием;
3) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание на первое заседание;
4) вправе участвовать в работе Законодательного собрания;
5) осуществляет право законодательной инициативы в Законодательном собрании Санкт-Петербурга;
6) формирует и возглавляет правительство Санкт-Петербурга, ведет заседания, обладая правом решающего голоса, подписывает правовые акты, а также принимает решение об отставке правительства;
7) представляет Законодательному собранию Санкт-Петербурга бюджет города программы социально-экономического развития и отчеты об их исполнении;
8) назначает члена Совета Федерации Федерального собрания РФ —представителя от правительства Санкт-Петербурга;
9) назначает половину членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии;
10) вправе отменять правовые акты правительства Санкт-Петербурга в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законом, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга, правовым актам губернатора Санкт-Петербурга;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, уставом и законами Санкт-Петербурга;
12) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с иными органами государственной власти, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.[38]
Какие ограничения предусмотрены для губернатора?
Губернатор не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, органа местного самоуправления; не может заниматься другой оплачиваемой должностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Полномочия губернатора прекращаются в день принесения присяги новым губернатором.
Полномочия губернатора в соответствии с федеральным законом прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия Законодательным собранием Санкт-Петербурга;
3) отставки по собственному желанию;
4) отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
5) признания недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;
6) признания безвестно отсутствующим или объявления умершим решением суда;
7) вступлением в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
9) утраты гражданства РФ.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга вправе выразить недоверие губернатору в случае:[39]
а) издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, уставу и законам Санкт-Петербурга, если такие противоречия установлены судом, а губернатор не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) установленного судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устава и законов Санкт-Петербурга, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан;
в) ненадлежащего исполнения губернатором своих обязанностей. Правительство Санкт2Петербурга — постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, образуемый для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции администрации Санкт-Петербурга. Решения правительства имеют рекомендательный характер и оформляются протоколами.
Состав правительства Санкт-Петербурга не может превышать 15 человек.
В состав правительства входят: губернатор Санкт-Петербурга, вице-губернатор, осуществляющий организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности губернатора и правительства Санкт-Петербурга — руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга, не менее шести вице-губернаторов, отвечающих за решение вопросов:
— экономического развития города, налоговой, финансовой, промышленной и научно-технической политики, управления государственным имуществом;
— социальной и демографической политики, социальной защиты, здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды;[40]
— городского хозяйства, жилищной политики, благоустройства, транспорта, связи, энергетики, природопользования;
— капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства, земельной политики;
— научной политики, высшего образования, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации, молодежной политики, физической культуры и спорта;
— законности, правопорядка и безопасности, внешних связей, развития туризма, а также в иных сферах, определяемых губернатором Санкт-Петербурга.
В правительство могут входить иные лица: представитель губернатора в Законодательном собрании; не более двух руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Руководители органов и другие должностные лица назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором на срок его полномочий. Исключения могут предусматриваться законодательством РФ. Например, министром внутренних дел РФ назначается начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по согласованию с главой Администрации. Законодательное собрание Санкт-Петербурга участвует в формировании состава Правительства посредством рассмотрения на его заседаниях кандидатур, выдвинутых губернатором на вышеуказанные должности. Постановление Законодательного собрания о согласовании назначения на должность кандидатуры вице-губернатора считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.[41]
Правительство Санкт-Петербурга выполняет следующие функции:
1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает проекты бюджета, программ социально-экономического развития города;
3) предварительно рассматривает проекты законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств, другие проекты законов Санкт-Петербурга, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города;
4) обеспечивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга, готовит отчеты об его исполнении и о выполнении программ социально-экономического развития;
5) утверждает перечень главных распорядителей средств бюджета города;
6) формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти города, назначает и освобождает от должности их руководителей;
7) управляет и распоряжается собственностью города, а также федеральной собственностью, переданной в управление Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ;
8) вправе предложить органу местного самоуправления (МСУ), выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ, устав Санкт-Петербурга, законы и иные нормативно-правовые акты, а также вправе обратиться в суд;
9) вправе отменять правовые акты иных исполнительных органов государственной власти города, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и уставу Санкт-Петербурга;
10) вправе приостанавливать действие правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;[42]
11) учреждает и ликвидирует организации, назначает и освобождает от должности их руководителей.
Правительство Санкт-Петербурга осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, уставом и законами города.
Заседания правительства Санкт-Петербурга проводятся в порядке, предусмотренном регламентом правительства. Заседание правительства считается правомочным, если на нем присутствует более половины назначенных его членов.
На заседаниях правительства председательствует губернатор, а в его отсутствие — лицо, исполняющее его обязанности. Вице-губернаторы и иные члены правительства участвуют в его заседаниях лично, а при невозможности участия информируют об этом администрацию губернатора.
На заседаниях правительства решения принимаются большинством голосов от присутствующих членов правительства. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Материалы заседаний правительства и принятые решения относятся к служебной информации. Кроме того, правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Постановления правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.[43]
Заключение
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, образуются вышестоящими органами, они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти, имеют постоянные штаты, их образование и структура регламентированы административным правом.
Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки взаимосвязаны. Органам исполнительной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.
Органы исполнительной власти подразделяются на:
- органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов.
- органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.).
Законодательные органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты – акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности).
Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.
Список используемой литературы