В данном подпункте будут рассматриваться стихотворения из сборника «Мечты и звуки» в которых очень заметно влияние других поэтов.
Молодой поэт находился не только под влиянием романтических веяний, но и под влиянием творчества таких гениев как Пушкин, Жуковский и модный в 1830-х годах Бенедиктов. «Кого, бывало, прочту, тому и подражаю» — как сам Некрасов скажет позже.
Начать хотелось бы со стихотворений, в которых явно прослеживается влияние Пушкина. «Два мгновения» являет собой перепев пушкинского «Пророка»:
Страдает он (поэт), - и жалок он для нас,
Как бедный труженик…Но вот от небосклона
Святая благодать спускается к нему…
Некрасов только лишь заменил «шестикрылого серафима» на «святую благодать», но настроение стихотворения несет в себе идеи Пушкина – поэт обречен на одиночество и изгнание, дабы «глаголом жечь сердца людей». Однако Некрасов не просто подражает, но и добавляет свое:
Связь с бренною землей расторгнув без усилья,
Свободен как орел, могуществен как царь…
|
|
Над миром он парит. Везде ему алтарь!
Как мы видим, Некрасов возвышает поэт над остальными людьми, сравнивает его с царем…
В «Моей судьбе» поэт рассуждает о собственной доле и предназначении, перекликаясь со стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:
И если слезы даст, по милости великой,
Бог, в утешение мое, -
Презря и суд глупца и хохот черни дикой,
Наполню ими я её (чашу).
В этих строчках легко угадывается пушкинское «…хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца». Только Некрасов, используя отвлеченные образы, говорит не так остро и прямолинейно как Пушкин.
Стихотворение «Человек» несет в себе отголоски «Медного всадника»:
Когда сверкнет звезда полночи
На полусонную Неву…
Любопытно, что Некрасову нужно только начать каким-нибудь подражанием, а дальше он развивает свою мысль: Петр умер, но бессмертен благодаря своим деяниям.
Стихотворение «Пир ведьмы» пропитано настроением, ритмом пушкинских «Бесов». Мало того, написано тем же стихотворным размером. Например, очень похожи следующие строки:
Ветер свищет, ветер вьется,
Воет бор, ревет ручей;
Вдаль по воздуху несется
Стая леших и чертей.
(«Пир ведьмы»)
И Пушкинские:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна…
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем…
Любопытно, что к некоторым стихотворениям («Незабвенная», «Непонятная песня») Некрасов, в качестве эпиграфов, приводит цитаты из пушкинских стихов (что последующем творчестве поэта больше не встречалось). Это лишний раз доказывает, что Пушкин был для юного поэта огромнейшим авторитетом и вдохновителем.
|
|
К.Шимкевич в своей статье «Бенедиктов, Некрасов, Фет» выдвигает точку зрения, что никто другой, а только Бенедиктов повлиял на творчество Некрасова. Мало того, автор прямо выводит обоих поэтов из Бенедиктова и придерживается мнения, что последний повлиял на все их последующее творчество: «И пусть Некрасов в середине сороковых годов в некоторых положениях разошелся с Бенедиктовым, все же стилевое родство осталось незыблемым [6]». Вердикт, выдвинутый Шимкевичем, носит сильно преувеличенный характер, но имеет место быть, ведь сборник «Мечты и звуки» наполнен всеми романтическими штампами – трескучей патетикой, пышной риторикой, мрачной разочарованностью и торжественным пафосом.
Достаточно взять хотя бы стихотворение «Турчанка»:
Пери, Пери! Диво света
Ненаглядная краса!
Ослепляешь, как комета,
Ты и чувства и глаза.
Стиль, эпитеты, ритм, интонации – все сплошь бенедиктовское («Кудри» и «Черные очи»), а образ лирической героини в точности скопирован с героини стихотворения «К черноокой»:
Ты – жемчужина Востока,
Поля жаркого цветок…
Взоры быстрые твои,
И сладчайшее дыханье
Веет мускусом любви.
Однако Некрасов избегает «бенедиктовской» эротики, и образ восточной красавицы помещается в рамки строгой нравственности:
Но зато, как сталь булата,
Непорочностью тверда…
И от всех им, как забралом,
К сердцу двери заперла.
(«Турчанка»)
Для многих стихотворений сборника «Мечты и звуки» характерно противопоставление. Сначала поэт рисует вроде бы пылкую Гюльнару («а эти перси, моря волны…»), а потом делает контраст целомудренной Пери.
Понятно, что творчество Бенедиктова были только базой и источником вдохновения для начинающего поэта (и поздний Некрасов если и вышел из чьих-то стихотворений, то только из своих ранних). Ю.И.Минералов очень верно замечает, что Некрасов «…творчески переосмыслил художественные решения нравящегося ему поэта-предшественника…прибегает к приему парафразиса [7]».
Влияние баллад Жуковского тоже нашло отражение у Некрасова. Он пишет баллады «Рыцарь», «Водяной», «Ворон» - в которых очень профессионально и органично выстраивает сам сюжет, удачно подбирает ритм.
Носился туда он, где люди без слез
Лежат после хладной кончины:
Там жертву оспорил вампир-кровосос
И не дал ему мертвечины».
(«Ворон», с. 253)
На примере этих строк нельзя не отметить, что Некрасов владеет и звукописью и образностью, умеет создать страшную, гнетшую атмосферу не хуже Жуковского.
Вот еще несколько строк из других баллад:
Бесстрашного в брани смирила печаль…
И брызжут горячие слезы на сталь.
(«Рыцарь», с. 255)
- еще один пример замечательной звукописи. Или же:
Блистала слеза на реснице;
Участия полный, он деву спасти
Клялся и мечем и свободой.
(«Водяной», с. 257)
Интересно, что стихотворение «Смуглянке» Некрасов заканчивает упоминанием Леноры, и читателю ничего не остается, кроме того, как сопоставить его с «Ленорой» Жуковского, хотя идеи обоих стихотворений совершенно разные:
И, страдания тая,
Перед смертию скажу я:
«За Ленору умер я!»
Казалось бы, при чем здесь Ленора, если речь идет о той, у которой «нет ни бледности бесцветной»?
Можно рассмотреть еще несколько стихотворений, в которых Некрасов занимается подражанием. Например, стихотворение «Горы» своей первой строчкой уже отсылает читателя к лермонтовским стихотворениям о Кавказе («Горные вершины спят во тьме ночной…»):
Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса…
И далее:
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы».
В целом же стихотворение создает впечатление, что Некрасов знает Кавказ только понаслышке. Еще бы, ведь ему не хватает только одного – побывать там, чтобы описать горы подобно Лермонтову.
|
|
А не вошедшее в сборник стихотворение «И скучно, и грустно!» просто пародия на всем известное стихотворение Лермонтова:
И скучно, и грустно, и некого в карты надуть
В минуту карманной невзгоды…
Жена?...но что пользы жену обмануть?...
Концепция К.Н.Батюшкова «Мечтание - душа поэтов и стихов» тоже не смогла не увлечь молодого Некрасова. Можно предположить что стихотворения «Красавица» и «Изгнанник» написаны под влиянием творчества Батюшкова:
…Мечты мне тихо песни пели,
И с ними свыклася душа.
Они чудесной жизни полны,
Ко мне нахлынуло как волны…
Но заканчивает стихотворение Некрасов в пессимистичной ноте: он родился не жить, а умереть…
Так хижину свою поэт дворцом считает,
И счастлив - он мечтает!
Отголоски этих строк из стихотворения Батюшкова «Мечта» видны в некрасовской «Красавице»:
Откуда лишь мечта в наш мир заносит весть,
Когда на крыльях своевольных
Туда взлетит с границ юдольных…
Но в тоже время Некрасов значительно более пессимистичный и реалистичный поэт. Его мир мечтаний очень отличается от батюшковского. «О сладкая Мечта! о неба дар благой!» - пишет Батюшков. У Некрасова мы не встретим таких лозунгов.
Таким образом, подражая, Некрасов вырабатывал свой собственный стиль, совершенствовался в звукописи, ритме и рифме, образности. Ведь для того, чтобы подражать – тоже нужен особый талант, сноровка, и если сравнивать стихотворения где Некрасов подражает Пушкину, а где подражает Жуковскому – это определенно разные вещи по своей форме и восприятию. Это лишний раз доказывает, что молодой поэт был разносторонен, начитан и, разумеется, впечатлителен – в его душе сразу находило отклик то или иное стихотворение.