Для характеристики структурного подразделения выделим отдел финансово-экономического директора.
Основная цель деятельности - финансово-экономическая деятельность предприятия, которая включает также работу бухгалтерии по различным отраслям деятельности.
Финансово-экономический отдел непосредственно в лице финансово-экономического директора подчиняется напрямую генеральному директору.
Финансово-экономическому директору подчиняется: архивариус, начальник отдела экономики, главный бухгалтер. В свою очередь начальнику отдела экономики подчиняется: экономист по производству и ценным бумагам, экономист по труду; главному бухгалтеру: аудитор-методист, финансист, бухгалтер по банковским операциям, бухгалтер по расчетам и зарплате, бухгалтер материального стола, бухгалтер розничной торговли, бухгалтер по реализации, бухгалтер по производству, бухгалтер-кассир. Численный состав подразделения составляет 15 человек. Классификатор основных функций управления ООО «Пилигрим» представлена в таблице 3.4.
|
|
Таблица 3.4. Классификатор основных функций управления ООО «Пилигрим»
Код | Функции управления | Комплексы задач |
01 | Управления стратегией развития | 1. Прогнозирование 2. Определение целей 3. Выбор стратегии 4. Разработка программы 5. Составление бюджета 6. Разработка политики и процедур |
02 | Организация системы и процессов управления | 1. Разработка организационной структуры 2. Передача полномочий 3. Определение и создание благоприятных отношений |
03 | Управление персоналом | 1. Разработка процесса предприятия решений 2. Определение коммуникаций 3. Подбор кадров 4. Обучение персонала |
Основными вопросами, решаемыми финансово-экономическим отделом являются:[34]
§ о получении кредита под строительство (1);
§ об инвестировании средств в реконструкцию предприятия (2);
§ о вложении денег в ценные бумаги (3);
§ о расчете с банком за полученный кредит (4).
Представим в виде схемы см. рис. 3.2. распределение функциональных обязанностей:
Рис. 3.2. Распределение функциональных обязанностей ООО «Пилигрим»
На примере функциональных обязанностей финансово-экономического директора построим рациональную схему выполнения функциональных обязанностей с учетом перераспределения функций внутри структурного подразделения:
Условные обозначения:[35]
+,- вычислительные и расчетные операции;
Д – подготовка документации;
С – участие в совещаниях с совещательных голосом;
П – подписание документов;
ٱ -непосредственное исполнение операции;
И – инструктаж, консультации, помощь в исполнении операций.
|
|
Таблица 3.5. Анализ распределения функций ООО «Пилигрим»
Функции управления | Подфункции управления | Финансово-экономический директор |
1. Планирование | § прогнозирование § определение целей § выбор стратегии § разработка программы § составление бюджета § разработка политики и процедур | +,- Д ٱ С С +,- СП +,- СДП СП |
2. Организация | § разработка организационной структуры § передача полномочий § определение и создание благоприятных отношений | ДС - Сٱ |
3. Управление | § разработка принятия решений § определение коммуникаций § подбор кадров § обучение персонала | С С С И |
Оценка уровня организации системы управления при выборе концепции управления структурным подразделением ООО «Пилигрим» (см. данные показателей в ПРИЛОЖЕНИИ 3):[36]
1. Коэффициент качества выполнения управленческих функций
К кфу = К1+К2+К3+К4/4 = 0,97 +1,6 + 0,26 +0,4 / 4 = 0,8
2. Коэффициент использования технических средств управления при выполнении функции:
К 1 = Тф / Тр = 723 / 744 = 0,97
3. Коэффициент организации рабочих мест исполнителей функции
К 2 = Км.п. / Ко = 1,6
4. Коэффициент регламентации функций управления
К 3 = Кр / Ко = 0,26
5. Коэффициент дублирования функций управления
К 4 = Кд / Ко = 0,4
6. Коэффициент ритмичности аппарата управления
Кр.у. = 1 – П1 / П2 = 1 – 6 / 9 = 0,4
7. Коэффициент охвата функций управления автоматизацией
Кфа = Nза / Nа = 2,3
8. Коэффициент, характеризующий степень полноты реализации принимаемых решений
К с.р.= К1 / К2 = 1
Показатели выполнения должностных обязанностей.
9. Коэффициент выполнения должностных обязанностей
К в.д.о. = Qф / Qз = 1
10. Коэффициенты оперативности работы
Ко.р. = Qс / Qф = 0,7
11. Коэффициент качества выполнения должностных обязанностей
Кк =1 – Р / Qф = 1 – 1 / 7 = 0,9
Уровень организации системы управления ООО «Пилигрим»:
Косу =
Полученный коэффициент характеризует уровень организации системы управления на основе ключевых факторов учитываемых при выборе концепции управления в общем итоге как «хороший», однако его незначительное отклонение, говорит о недоработках в некоторых областях управления – организационной структуры и уровня информационного управления. Также эти отклонения характеризуют и недостатки в общей системе управления предприятием.
Построение системы управления на предприятии представляет собой итерационный процесс, то есть процесс нескольких приближений с анализом обратных связей для достижения поставленных целей с нужной точностью. Следует более внимательное отношение уделять результатам формирования рациональной организационно-штатной структуры и организационной структуры управления разрабатывается состав и содержание документов управления и организационно-техническая система управления ее структуры.
В состав документов управления следует включать:
- Положения по структурным подразделениям,
- Положения по регламентации основных, наиболее важных видов деятельности предприятия, отдельных функций или операций,
- Планирующие документы,
- Типовые документы оперативного управления - сводки, формы отчетности, заявки и т. д.,
- Должностные инструкции.
Организационно-техническая структура.
Последующие этапы разработки системы управления связаны с технической реализацией организационных решений.
Алгоритм разработки организационно-технической структуры системы управления с учетом ключевых факторов в концепции управления ООО «Пилигрим» представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
Применение рассмотренного алгоритма разработки организационно-технической структуры системы управления с учетом ключевых факторов в концепции управления ООО «Пилигрим» позволит повысить эффективность управления, так как не выделяет каждый этап отдельно, а показывает их рациональное взаимодействие и координацию.
|
|
Следует учитывать, что автоматизация управления предприятием будет зависеть от организационной структуры управления, так и организационная структура управления будет зависеть от характера, объема, содержания, задач (функций) управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор основных ключевых факторов в системе управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.
В широком смысле, задача состоит в том, чтобы выбрать те факторы, которые лучше всего отвечают целям и задачам предприятия, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.
Управление предприятием осуществляется на базе той организационной структуры, которая определяется предприятием самостоятельно. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Управленческая деятельность направленная на выбор ключевых факторов в определении концепции управления фирмой – одна из важнейших составляющих функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказывается не только на совершенствовании её организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействий и т.д.
|
|
Речь идёт прежде всего о такой системе управления (принципах, функциях, методах, факторах), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах. Всё это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
Теория менеджмента (управления) фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости.
Таким образом в теории и практике управления фирмой интересна позиция определения ключевых факторов особенно в том, что она постоянно меняется в зависимости от изменения концепции управления.
В процессе нашей работы по теме исследования были выявлены основные ключевые факторы которые учитываются при выборе концепции управления фирмой, и к ним относятся: организационная структура и взаимоотношения в ней всех уровней деятельности действующего предприятия; факторы взаимодействия предприятия с внешней средой; факторы сотрудничества и определения общей цели во внутренней среде предприятия и др.
Исходя и всего выше сказанного необходимо отметить то, что определенные во введении задачи написания курсовой работы успешно выполнены при помощи определения сущности современной управленческой концепции в общем менеджменте коммерческой фирмы; выявлены теоретические основы определения ключевых факторов влияющих на выбор концепции управления предприятием; рассмотрены принципы и особенности построения организационной структуры предприятия в зависимости от ключевых факторов в концепции управления фирмой; продиагностирована управленческая структура предприятия в оценке эффективности концептуальных организационных решений; дана оценка новому подходу к реструктуризации системы управления на предприятии под влиянием ключевых факторов в рамках выбора концепции управления; и проанализирован менеджмент фирмы в позициях выбора основных ключевых факторов которые определяют выбор концепции управления на реально действующем предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.И., Магданов П.В. Очерки оп теории стратегического планирования: Учебно-методическое пособие /Пермский ун-т. – Пермь, 2001.
2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания – М.: Финпресс, 2007.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2002.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., переработано и дополнено – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 480 с.
5. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИПУ, 2004.
6. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов.-3-изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2006.
7. Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент» Для студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2005г.
8. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении – М.: Дело и сервис, 2005.
9. Запятный С.В. Исследование систем управления – М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Игнатов Л.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Калуга: КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента Минск: Новое знание 2000
12. Кафидов В.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для ВУЗов – М.: Академический проект, 2003.
13. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебное пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
14. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. - М.: Дело, 2006.
15. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК – Пресс, 2003. – 504 с.
16. Менеджмент: учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Цыпкина Ю.А. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
17. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие.– М.: ИНФРА-М. 2006. – 432 с.
18. Отчет о прибылях и убытках ООО «Пилигрим» (за период с 01.01.06 до 31.12.06; с 01.01.05 до 31.12.05).
19. Среднесрочный план развития ООО «Пилигрим» (с 2006-2009 г.г.) исх. № 61 от 18.12.2005 г.
20. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002;
21. УСТАВ ООО «Пилигрим» // утв. общим собранием учредителей/ Протокол №1 от 12.07.02 г.
22. Шкатулла В.И.Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Изд. группа Норма-ИНФРА-М, 2004;
23. Шматко О.Н. Зачем ФСА экономисту [Электронный документ] – http:// www. matur.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. А. Динамика выпуска продукции ООО «Пилигрим»
1 – Выпуск продукции
Рис.Б. Динамика чистой прибыли ООО «Пилигрим»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. Структура управления ООО «Пилигрим»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица
Показатели уровня организации ООО «Пилигрим»
Показатели | Значения |
1 | 2 |
1. Тф – суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час | 2ч5м * 248 = 43400 мин |
2. Тр – суммарное расчетное время использования технических средств в год, час | 2ч * 248 = 44640 мин |
3. Км.п. – количество рабочих мест, отвечающих современным требованиям | 9 |
4. Ко – общее количество рабочих мест | 15 |
5. Кр – количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией | 4 |
6. Ко – общее количество функций (процедур) | 5 |
7. Кд – количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата управления, излишних функций | 2 |
8. П1 – количество зафиксированных задержек выполнения управленческих функций (процедур) за анализируемый период | 6 |
9. П2 – количество своевременно выполненных функций (процедур) | 9 |
10. Nа – количество задач управления, которые могут быть автоматизированы | 4 |
11. Nза – количество задач управления решаемых автоматизированным способом фактически | 9 |
12. К1 – количество решений своевременно реализованных на предприятии за определенный период | 5 |
13. К2 – общее количество решений, намеченных для реализации за тот же период | 5 |
14. Qф – число фактически выполненных работ | 7 |
15. Qз – число запланированных работ | 7 |
16. Qс – число выполненных в срок | 5 |
17. Qф - // - | 7 |
18. Р – число рекламаций (жалоб), неверные работы | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4