Организация эмпирического исследования

эмпатия психологический рефлексия сопереживание

Этапы исследования

С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание [16].

Также данное исследование является корреляционным, т.к. направлено на изучение связи между зависимой и независимой переменными.

Зависимая переменная: Уровень эмпатии.

В качестве независимой переменной в данном случае выступает пол испытуемого, так называемая «организмическая» или «константная» переменная. На пол испытуемого мы воздействовать не можем, а можем лишь учесть его как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследование является также квазиэкспериментальным [4,8].

В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы, как личные особенности испытуемого, его эмоциональное и физическое состояние во время эксперимента, а также его мотивацию и условия тестирования.

Эмпирическая гипотеза исследования будет звучать следующим образом: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Исследование было проведено 8 декабря 2009 года. Контроль внешних переменных таких, как мотивация испытуемых и условия тестирования, осуществлялся за счет создания константных условий (тестирование всех испытуемых проходило в один день, в групповой форме, одновременно).

Перейдем к более подробному описанию хода исследования, его результатов и формированию выводов по работе.

 

Характеристика методики и выборки испытуемых

В исследовании принимали участие 30 человек, из них – 15 юношей, 15 девушек. Все они являются студентами ТТИ ЮФУ. Возрастной состав испытуемых: 19-22 лет.

Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

В процессе проведения исследования была использована следующая методика:

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития эмпатийных тенденций личности. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Опросник состоит из 33 предложений-утверждений. В нем выявляется субъективный показатель уровня развития эмпатии у испытуемого, основанный на его самооценке. Стандартизация опросника проводилась его разработчиками на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.

Текст опросника, ключ к нему и интерпретация результатов представлены в Приложении 1.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: